Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интенсивные методы обучения

Комбинированные методы обучения

Это группа методов, для которых характерно наличие признаков, присущих как прямым, так и сознательным методам.

Их возникновение было вызвано известной неудовлетворенностью как прямыми, так и соз­нательными (когнитивными) методами и попыткой разработать методы, включающие достоинства, присущие разным методам.

В истории методики среди методов этой группы наибольшую известность получили метод чтения (М. Уэст) и коммуникативный метод (Е. Пассов).

В основе комбинированных методов лежат следующие принципы:

  • речевая направленность обучения,
  • систематичность,
  • интуитивизм в со­четании с сознательностью,
  • взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, устное опережение и ряд других.

Попытки объединить в рамках одного методического направления признаки, присущие разным методам, базирующимся на различных подходах к обучению (пря­мой/сознательный), не всегда оказывались успешными и послужили поводом для критических замечаний, в которых такие методы характе­ризовались как компромиссные системы обучения иностранному языку.

 

 

Интенсивные, или ускоренные, методы обучения языку появился в 60-х - начале 70-х годов XX в. в связи с возросшей потребностью в овладении иностранными языками

а) в сжатые сроки,

б)с узкопрактическими целями (владение языком делового общения, разговорной речью и проч.).

Сформировалось новое направление исследований — методика интенсивного обучения.

Интен­сивные методы обучения направлены главным образом на овладение уст­ной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.

 

Интенсивные методы обучения
  1. Суггестопедический метод
  2. Метод активизации возможностей личности и коллектива
  3. Суггестокибернетический интегральный метод
  4. Ритмопедия
  5. Релаксопедия
  6. Гипнопедия
  7. «Экспресс-метод»
  8. «Интелл-метод»
 

 

I. Суггестопедический метод («суггестия» от лат. suggestum, что означает «нашептывать», «внушать». Суггестология — наука о вну­шении, суггестопедия — ее применение в педагогике).

Метод обучения представляет собой систему введения и закреп­ления учебного материала в различных ситуациях общения, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психологических резервов личности.

Эффектив­ность метода, по мнению его создателей, заключается в активизации ре­зервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, в развитии положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемо­сти и способствуют росту мотивации обучения.

II. Метод активизации возможностей личности и коллектива (МА) ориентирован прежде всего на обучение общению и в меньшей степени — на овладение языковым ма­териалом.

Теоретические положения метода базируются на достижениях рос­сийской психологической школы и в первую очередь на психологии об­щения в рамках теории речевой деятельности, а также на использовании резервов сферы бессознательного в обучении (Г. Лозанов).

На основе названных психологических теорий формулируются следующие положе­ния метода:

  • создание на занятиях коллективного взаимодействия и ор­ганизация управляемого речевого общения;
  • раскрытие творческого потенциала личности обучаемого, обеспечивающее эффект гипермнезии (состояние памяти, при котором возможно запоминание значитель­ного по объему материала).

 

В методическом руководстве к курсу РКИ «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993) речь идет о шести принципах метода:

/. Принцип личностного общения (в ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информа­цией и создаются условия для реализации возможностей каждого учаще­гося).

2. Принцип ролевой организации учебного материала реализуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в раз­личных формах группового взаимодействия.

3. Принцип коллективного взаимодействия широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в сотрудничестве (Полат, 2000) и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т. е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий (Гальскова, 2000).

4. Принцип полифункциональности означает одновременное и параллель­ное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе за­нятий (в отличие от традиционного обучения, когда сначала организуется овладение аспектами языка, а затем речевой деятельностью). В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующей грамматической формы и лексического наполнения.

5. Принцип концентрированности в организации учебного ма­териала касается объема учебного материала и его распределения в курсе обучения.

6. Принцип двуплановости обучения (под вторым планом в пове­дении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, ма­неры говорить, посредством которых он располагает к себе окружающих).

 

III. Суггестокибернетический интегральный метод разработан в 80-е годы ХХ века. Основу метода составляет суггестивное управление процессом обучения с использованием техни­ческих средств.

Учебный материал предъявляется большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в раз­ные дни занятий. Курс позволяет автоматизировать лексику и граммати­ческие модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени.

Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его приме­нения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится лишь роль организатора учебного процесса и контролера за работой группы.

IV. Ритмопедия представляет собой методику вво­да иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использова­нием ритмостимулирования в процессе группового общения.

Ритмостимуляция понимается разработчиками метода как воздействие на биорит­мику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализа­торы.

Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания.

V. Гипнопедия -обучение во время сна.

Сущность его заключалась в том, что обучаемому пред­лагалось во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вво­димый с помощью магнитофонной записи.

VI. Релаксопедия - комплекс дидактических приемов, предусматри­вающих использование в учебных целях релаксации, т. е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Шварц, 1971).

VII. «Экспресс-метод» разработан И. Давыдовой в 90-е годы и благо­даря рекламе вызвал интерес в первую очередь у желающих овладеть иностранным языком быстро и с наименьшей затратой сил.

Для этого им предлагалось прослушивать в магнитозаписи специально подобранные тексты из сферы бытового общения.

Эксперты считают, что курс И. Давьщовой рассчитан на людей определенного психического склада — внушаемых, податливых.

VIII. «Интелл-метод», широко рекламируемый в наши дни как «интеллектуальный метод обучения» (разработан в начале 90-х годов в Академии наук СССР) основан на использовании эффекта гипермнезии, при котором информация усваивается в объеме, превосхо­дящем принятые нормы.

В основе этого метода лежит так называемый «эффект 25-го кадра»: информация с экрана телевизо­ра воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не более 24 кадров в секунду, если скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься не на сознательном, а на подсозна­тельном уровне. При этом информация обрабатывается центрами голов­ного мозга, минуя наше сознание.

Резюме. Обзор современных интенсивных методов позволяет утверждать, что в настоящее время наметились два основных пути повышения эффектив­ности обучения языку:

  • за счет использования технических средств и современных технологий,
  • за счет активизации резер­вов личности обучаемого (метод активизации, гипнопедия и др.).

Разви­тие интенсивных методов в ближайшие годы пойдет по линии органиче­ского включения в систему обучения технических средств и активизации психологических возможностей личности обучающегося в качестве ис­точника повышения эффективности занятий по языку.

Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и психологических особенностей группы. Значительно возрастет роль мультимедийных средств; Интернет, электронная почта окажут значительное влияние на процесс обучения в целом и выбор ме­тодов в частности. Обучение же будет направлено на овладение общени­ем на изучаемом языке и изучение культуры других стран, что обеспечит возможность взаимопонимания между людьми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознательные методы обучения | Примерные темы рефератов. Вопросы для повторения и обобщения материала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 10279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.