КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Признаки легитимации власти политики
Одним из признаков легитимности - эмоционально-доверительное отношение людей к. власти, основанное на вере в ее особое предназначение,и в ее способность решать жизненно важные для общества и каждого человека проблемы и цели, в необходимость использования и применения разнообразных, в том числе и насильственных, методов для достижения целей. Поведение, основанное на легитимности, отличается от простого социального поведения, которое опирается на обычай или сочетание интересов. Легитимность политики обязана сущностью ряду обстоятельств, которые объективно сопутствуют человеческому обществу в его социально неоднородном состоянии. Эмоциональное отношение людей к власти многообразно и отображает индивидуальную неповторимость каждой личности. Однако, легитимность политики определяется общими тенденциями состояния отношений между властью и населением. Такими тенденциями признаны: преобладание страха, безысходной покорности и вера в целесообразность существующего политического режима, убежденность в его необходимости. Важнейшим индикатором легитимности выступает преобладание второй тенденции — веры в целесообразность политического режима. Психологические основы веры в целесообразность политики и режим ее осуществеляющего также неоднозначны. Вера может формироваться в сознании как ответ на подражательную способность людей, их стремление следовать привычным типам поведения, сложившимся стереотипам восприятия. Иррациональный тип веры проявляется в слепом следовании сложившимся в обществе принципам. Доверие к власти складывается под влиянием привычки, боязни перемен, опасений перед трудностями приспособления к новому политическому порядку. Такая вера утверждает проф. Азер Эфендиев, обеспечивала жизнеспособность многих политических режимов, поддерживала их легитимность. Исследования в социальной и политической антропологии показывают, что так называемые традиционные общества с их строго регламентированной системой отношений, достаточно жесткими структурами, деспотизмом правителей существовали на протяжении длительных исторических периодов благодаря, прежде всего, слепому следованию сложившимся стереотипам поведения, вере в незыблемость и правомерность структуры власти. Это — вера-подражание, обеспечивающая постоянное воспроизводство сложившихся ранее отношений между правителями и населением. Веру охраняли общественные нормы, закон.
С наступлением эры индивидуализма, требующей от человека жить своим умом, вера начала приобретать все более рациональный характер. Отношение к власти уже определяется не ожиданием обеспечения привычного образа жизни, а соотнесением личных и групповых интересов с возможностями их реализации существующими государственно-политическими структурами. Осмысленное отношение к власти, предполагающее принятие индивидом решения о соответствии государственной политики его личным устремлениям и целям, намерение четко зафиксировать пределы государственной власти, желание влиять на ответственные политические решения, затрагивающие его судьбу и т. п., требовало рациональных основ веры, становящейся осознанным выбором оптимальной структуры власти. Вера формировалась как результат развития мысли, принятия индивидом трудного решения, что соответствующий тип власти эффективно защитит его интересы. Второй признак — признание массовым сознанием значимости, ценности самой власти и соответствующей формы ее построения. Власть не неизбежное зло, а реальность, позволяющая рациональнее решить личные проблемы, обеспечить необходимый порядок в обществе, охранять жизнь людей. Легитимным считается такой политический режим, институты которого рассматриваются как значимо-ценностные. Человеку свойственно смотреть на мир через призму своей системы ценностей, основу которой составляют интересы личности, коллектива, общества, государства. Каждый судит по способностям власти организовать жизнедеятельность общества и тем самым выражает свое отношение к власти и ее институтам. Система ценностей играет огромную роль в мотивационной структуре, личности. Система ценностей может стимулировать явные действия людей, желающих добиться установления справедливого порядка, понимаемого в полном соответствии со сложившимися ориентациями и формировать либо доверительно-поддерживающее, либо критически-негативное отношение к существующим институтам. Легитимность политического режима утверждается лишь тогда, когда институты власти, государственное руководство проводят политику, отвечающую запросам населения и одобренную массовым сознанием. Появление трещины между социально-политическими ориентациями большинства населения страны и практическими делами управленческих органов может обернуться серьезным кризисом власти. В основе кризиса власти лежат утрата правящими кругами понимания стремлений, запросов, чаяний и ожиданий многих людей, то есть системы социальных ориентации.
Третий признак легитимности — одобрение массами политики, проводимой политическим и государственным руководством, согласие с основными целями, методами и средствами управления. Признак одобрения политики раскрывает субъективное отношение людей к конкретному правительству, политическому деятелю. В период относительного благополучного социально-экономического развития обычно складывается отношение согласия, одобрения. Но по мере нарастания кризисных явлений в экономике, падения жизненного уровня населения страны, одобрение сменяется недовольством и утратой политическим режимом легитимности. Если же в пределах существующей системы массы находят иных лидеров с которыми связывают свои надежды, то кризисные явления не означают, что недовольство политической деятельностью лидеров равнозначно недовольству политической системой. Разочарование в конкретных политиках не может подрывать легитимность режима, если массы верят в целесообразность и признают ценностную значимость существующего государственного устройства.
Признаки легитимности тесно связаны между собой и практически неразделимы. Так, вера в незыблемость и правомерность существующего политического режима предопределяется системой ценностных ориентации, укрепляется одобрением политики. И, напротив, согласие с действиями правящих кругов, одобрительное к ним отношение многократно усиливается вера в необходимость и целесообразность именно существующих институтов власти, способных реализовать ценностные установки граждан и т. п. Но в обществе нет абсолютной легитимности политики. Общество состоит из индивидов, социальных слоев, групп, взгляды которых на существующий порядок не совпадают с взглядами большинства или даже противоположны. Такое обстоятельство свидетельствует о возможности оппозиционных настроений стать основой складывания новой легитимности. У легитимности политической власти существует немало внешних признаков, по которым судят о наличии или отсутствии легитимации. Такие признаки как нарастание беспорядка, хаоса в стране, нарушение сложившихся норм взаимоотношений между властью и гражданами и, как следствие, возрастание роли карательных органов, пытающихся силой подчинить массы государственной власти и свидетельствуют о легитимации политики. Об уровне легитимации политического режима свидетельствует и способность государства обеспечить нормально функционирование общества, проявляющееся в отсутствии роста девиантного (отклоняющегося от установившегося) поведения, в законопослушничестве граждан, в социальной стабильности, по роли карательных органов в жизни общества. Легитимным считается тот политический режим, который может обеспечить стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию. Вполне справедливо утверждение, что как бы человек ни относился к политике, как бы ни стремился дистанцироваться от нее, политика неизбежно входит в его жизнь. Входит в виде законов, правовых актов, которые индивид должен соблюдать, если не желает испытать карающее воздействие государства. Входит в виде огромной группы чиновников, с которыми человеку приходится неоднократно соприкасаться, уплачивая налоги, штрафы, добиваясь получения паспорта, вида на место жительства, пособия и т. п. Входит с экрана телевизора, со страниц газет, как правило, переполненных политической информацией. Нити, связывающие человека с политикой, могут стать проводником живительной силы, питающей его уверенность в завтрашнем дне, а могут стать тяжелыми оковами, создающими массу неудобств, не позволяющими развернуть личную инициативу, вносящими растерянность и унизительное чувство зависимости. Можно ли избежать крайностей? Да, можно. Надо иметь ясное представление о том, чего человек ждет от политических институтов, на сколько их деятельность соответствует ценностями ориентациям, запросам населения, то есть постоянно чувствовать пульс массового сознания общества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |