Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общедидактические методы

Общеметодологические методы

С помощью этих методов осуществляется познание окружающего мира, соотносимое со свойствами и законами действительности. Общеметодологические методы принято подразделять на

А) содержательные

Б) формальные.

Первые обеспечивают познание структуры научного знания, законы порождения, функционирования и изменения научных теорий. Вторые связаны с анализом языка науки, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, типологией системы знаний и др.

Для преподавателя языка важно знать обметодологические методы, определяющие формы и способы научного познания и пути их применения в качестве методологической основы исследовательской деятельности в области лингводидактики. В частности, метод сравнения позволяет установить то общее, что присуще объектам исследования, и определить то новое, что присуще исследуемому объекту, а метод моделирования – уточнить характеристики существующих или вновь конструируемых объектов и определить оптимальные условия для построения учебного процесса.

Эти методы обучения являются достаточно универсальными. Они применимы для достижения целей обучения, образования и воспитания в разных дисциплинах. К числу общедидактических, например, относятся методы объяснения нового материала или контроля за успеваемостью. Будучи универсальными. Данные методы в каждой конкретной дисциплине имеют свое специфическое выражение, отражающее ее особенности.

Т.О. Общедидактические методы обучения - это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития обучающихся.

Эти методы классифицируются на основании разных признаков:

А) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ урока, упражнения, работы с текстом, использование средств наглядности)

Б) по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе (активные- пассивные методы, различаемые в зависимости от самостоятельности выполнения учащимися учебных действий)

В) по способу работы учащихся (устные и письменные, классные, индивидуальные и коллективные методы)

В настоящее время наибольшее распространение получила классификация общедидактических методов, основанная на деятельностном подходе к обучению. В этой связи выделяются методы

1) обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно- поисковые, индуктивные, дедуктивные).

2) стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов)

3) контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и др.)

Так как в реализации методов обучения на занятиях участвуют как преподаватель, так и учащиеся, то общедидактические методы можно рассматривать в виде двух взаимосвязанных групп методов, образующих удобные для анализа оппозиции-

1) преподавания (используются для изложения нового материала, организации его усвоения и контроля за усвоением)

2) и учения (применяются учащимися в процессе познавательной и практической деятельности)- см. стр. 177 Щукина.

 

Ведущими для методики преподавания языка считаются следующие методы обучения – объяснение, организация тренировки, практика. Объяснению в виде сообщения практически необходимых знаний о системе языка следует отводить не более 15% учебного времени, в то время как тренировке в иноязычной РД надо посвящать не менее 85 № учебного времени (Беляев)

В структуре каждого метода можно выделить методические приемы, являющиеся одним из способов реализации метода на занятии. Прием обучения -это наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя в виде конкретного действия или операции, с помощью которых формируются навыки и умения, приобретаются знания, стимулируется учебная деятельности учащихся. Именно в различных приемах обучения конкретизируются способы обучения, которые относятся к приемам как к общему к частному.

Приемы и методы являются структурно-функциональными компонентами обоюдного действия обучающего и обучаемого. Но если метод называет основную, доминирующую деятельность, то прием связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой речевой деятельности и входящим в нее в качестве компонента. (Рогова Г.В., Верещагина И.Н., c. 84-85).Методисты Гез Н. И., Ляховицкий М. В. определяют прием как технологию учебного процесса. Это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания практического занятия, например,.называние предметов по картинке.

Приемами, связанными с объяснением нового материала, могут быть анализ (расчленение предмета, явления) синтез (объединение частей, элементов в единое целое), сравнение (установление сходства и различия между объектами), классификация (отнесение предмета, явления к группе предметов и явлений), систематизация (приведение объектов в определенную систему), а также описание, сопоставление и др. Приемами, входящими в состав метода применения, являются ответы на вопросы, пересказ текста, описание картинки и др. Приемы обучения в виде речевых действий и операций составляют содержание формируемой деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Отграничение умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть от смежных составов преступлений | Частнометодические методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.