Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Особенности финансирования бюджетных организаций

Введение

По теме № 12

Лекция

У.З. Сафин

Экономических дисциплин

ФГкОУ ВПО

Уфимский юридический институт

 

кафедра экономических дисциплин

 

 

Утверждаю

Начальник кафедры

полковник полиции

22 февраля 2012 г.

по учебной дисциплине «Судебная бухгалтерия»

«Учетная документация при раскрытии преступлений в промышленном производстве»

по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность

 

Время – 4 часа

 

Лекция подготовлена: доцентом кафедры, кандидатом экономических наук А.С. Ишмеевой, преподавателем кафедры,

кандидатом юридических наук майором полиции Э.Х. Рахимовым

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании

предметно-методической секции кафедры

22 февраля 2012 г., протокол № 10

 

 

Уфа 2012

Вопросы лекции:

 

1. Особенности финансирования бюджетных организаций.

2. Счетный план бюджетных организаций, порядок бухгалтерского учета и формы отчетности в них.

3. Злоупотребления при использовании бюджетных средств.

Литература

Основная:

Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции изменений, внесенных Федеральными законами от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ, от 28 марта 2002 года № 32-ФЗ). - 15с.

С. Г. Еремин Судебная бухгалтерия: учебник /С.Г. Еремин; Департамент кадрового обеспечения. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 368 с.

 

Дополнительная:

Е. С. Дубоносов Судебная бухгалтерия: Курс лекций учебно-методический комплекс / Е. С. Дубоносов, А. А. Петрухин - М.: Книжный мир, 2005. - 198 с.- (Высшая школа).

С переходом к рыночной экономике увеличилось число преступлений в бюджетной сфере, такое явление как коррупция проникает во все более широкие слои общества, в связи, с чем сотрудникам правоохранительных органов необходимы познания в области бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

В рамках лекции возникает необходимость познакомить курсантов с основными документами, которые используются в бюджетных организациях, с особенностями ведения синтетического учета и основными способами совершения экономических преступлений, уяснить сущность ведения аналитического и синтетического учета в бюджетных организациях, а так же возможные способы хищения, связанные с этим и методы их выявления.

 

В настоящее время законодательного определения бюджетных организаций не существует. Поэтому органы исполнительной власти для выполнения своих ведомственных задач самостоятельно, в пределах своей компетенции, дают определения. Например, в Инструкции Госналоговой службы "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" установлено, что к бюджетным организациям относятся уч­реждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Обязательным условием является открытие фи­нансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке предусмотренном для бюджетных организаций.

Финансово-экономический словарь (М., 1995 г.) определяет бюджет­ные организации в качестве юридических: лиц, которые функционируют б непроизводственной сфере и осуществляют свою деятельность на некоммер­ческих началах, получая средства для текущего содержания и развития из федерального, регионального или местного бюджетов.

Видимо, бюджетная организация в любом случае должная являться некоммерческой организацией. Гражданский кодекс РФ определяет некоммер­ческие организации в качестве юридических лиц, которые не имеют основ­ной целью деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками данной деятельности. Аналогичная формулиров­ка содержится в федеральном Законе "О коммерческих организациях". По этому закону некоммерческие организации могут создаваться для "дости­жения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, на­учных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, разви­тия физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных не­материальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организации, разрешения споров и конфликтов, оказания юриди­ческой помощь, а также в иных целях, направленных: на достижение об­щественных благ".

Хозрасчетная деятельность, исходя из существующей практики, до­пускается, но не в ущерб деятельности основной и с условием направле­ния полученной прибыли на осуществление уставных задач. Это требование сформуировано в статье 50 Гражданского кодекса РФ в следующем виде: "некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Отсюда можно ут­верждать о том, что основная деятельность этих организаций не пресле­дует получение прибыли.

Исходя из сказанного, попробуем сформулировать определение бюд­жетной организации: бюджетное учреждение (организация) - это созданное собственником (Российской Федерацией, субъектом Федерации, муниципаль­ным образованием) учреждение, основная деятельность которого не прес­ледует получение прибыли и финансируется собственником полностью или частично на основе утвержденной им сметы доходов и расходов.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является откры­тие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных органи­заций.

Как определить бюджетная организация это или нет? Установив, что организация является некоммерческой, в форме учреждения, необходимо искать наличие собственности Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования на имущество данного юридического лица. После юридического исследования уставных документов, следует продол­жать анализ, используя другой критерии, т.е. рассматривая финансовые взаимоотношения такой организации. Наличие сметного финансирования ос­новной деятельности за счет соответствующего бюджета будет окончатель­ным признаком бюджетной организации.

Бюджетные учреждения - это учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственно­го управления, обороны, суды, прокуратура), получающие все необходимые средства из госбюджета, по-другому - это учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность. Раньше почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись в основном бесплатно. С переходом к рыночным отношениям сфера платных услуг существенно расширилась и расширился у бюджетных предприятий состав финансовых источников.

В сферах государственного управления, обороны, правоохранительных органах единственным источником финансирования выступают бюджетные средства. При этом государство должно установить такие нормы бюджетно­го финансирования затрат, которые позволяли бы государственным служа­щим и работникам МВД иметь достаточно высокую оплату, обеспечивающую достойный уровень их жизни и нормальные условия для выполнения профес­сионального долга. В противном случае не избежать коррупции, подкупов работников госаппарата и т.п. В 1994 г. в России осуждено по обвинению в коррупции 476 чиновников разных уровней, а судебных же дел возбуждено в несколько раз больше.

Некоторые виды услуг в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются их потребителям только на платных началах. Это - услуги зрелищных предприятий (театров, кинотеатров, киноконцертных валов), работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприя­тиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются они эпизодически и в виде целевых дотаций.

Преобладающую массу услуг в нерыночном секторе экономики состав­ляют услуги социально-культурного характера. Они исключительно разнообразны и в силу этого предоставляются потребителям как на платных на­чалах, так и бесплатно, а следовательно, имеют различные источники фи­нансирования: бюджетные и внебюджетные фонды, средства предприятий, организаций и населения. Бюджетные средства выделяются предприятиям на основе установленных нормативов: по школам - на содержание одного уча­щегося, по больницам - на лечение одного больного, по детским учрежде­ниям - на содержание одного ребенка и т.д.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных затрат, расчеты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования.

В своем выступлении в 2003 г. «О мерах по реформированию бюджетных учреждений» президент РФ затронул вопрос о внесении изменений в бухгалтерский учет бюджетных предприятий. Цель бюджетной реформы, проводимой в стране, - уменьшение количества бюджетных учреждений в рамках сектора государствен­ного управления и повышение эффективности использования бюджетных средств.

Сегодня в стране около 150 тыс. бюджетных учреждений, что много даже для большого го­сударства. Они, во-первых, в полном объеме, всеми своими обязательствами и всеми своими активами, подчиняются государству и контро­лируются государством. Во-вторых, созданы для оказания социально значимых услуг, которые в форме определенных функций возложены на них государством. Основной критерий бюджет­ного учреждения - нерыночность оказывае­мых услуг. Это значит, что те услуги, которые бюджетное учреждение выполняет от лица го­сударства, должны оказываться или бесплатно, или по стоимости, которая не соизмерима со стоимостью этих услуг. Отсюда вытекает вывод: функционирование бюджетного учреждения должно осуществляться только в рамках тех функций, которые, кроме государства, ник­то исполнить не может.

Сегодня стоит задача избавиться от всех функций, которые государство в принципе выполнять не должно. Следовательно, и бюджетные учреждения, исполняющие эти функции, тоже должны переориентировать свои действия на другие или выйти за пределы сектора государственного управления.

Обеспечение правопорядка и охраны - функция государственная. Никто, кроме государства, эту функцию исполнять не может. Поэтому учреждения системы МВД России были, есть и будут структурами государственными.

Реформа, связанная с реструктуризацией бюджетного сектора, радикальным образом пересматривает понятие предприниматель­ской деятельности бюджетных учреждений.

В настоящее время разрешение на оказание определенного рода платных услуг в форме предпринимательской деятельности потеряло свою актуальность, так как, во-первых, подмена бесплатных государственных услуг платными привела к снижению качества оказания услуг, а во-вторых, есть услуги, которые по определе­нию должны оказываться от лица государства бесплатно.

Часть бюджетных учреждений активно вклю­чились в рыночные отношения и оказание платных услуг. Причем немалое количество таких учреждений не нуждается в бюджетных средствах. Следовательно, целесообразно пе­ревести их в статус некоммерческой организа­ции и поменять взаимоотношения между этим учреждением и государством.

Государство имеет возможность оказывать свои услуги тремя способами:

• создавать бюджетные учреждения, которые выполняют делегированные им функции;

• передавать свои средства в другие секторы экономики и договариваться с ними об ока­зании определенных государственных бес­платных услуг;

• передавать средства гражданам, как потре­бителям услуг, сверх объема заработной платы в виде трансфертов населению и выполнять таким образом свои обязательства. Государственное учреждение, находящееся на бюджете, предпринимательской деятель­ностью заниматься не должно, и единственный способ оказания им платных услуг связан с администрированием поступлений в бюд­жет, в случае если государство решило восста­новить свои расходы в рамках оказания каких-то своих государственных услуг.

Если учреждение считает, что оно хорошо себя чувствует в рамках рыночной экономики, в состоянии зарабатывать деньги и оказывает услуги, которые никак напрямую не связаны с предоставлением услуг, оказываемых только государством, то в рамках административной реформы такое учреждение должно поменять свою организационно-правовую форму.

В Государственной Думе сегодня на рассмот­рении находятся два законопроекта. Первый связан с процедурой создания государствен­ной специализированной некоммерческой организации, второй - с формой автономного учреждения. Разница между этими организаци­онно-правовыми формами состоит в отноше­нии с государственной собственностью. Одни из них получают эту госсобственность в виде условно-бесплатной аренды, т. е. продолжают ею пользоваться, не неся на нее расходы, и в этом случае обязаны обеспечивать опреде­ленный объем услуг в обязательном порядке. Другая группа некоммерческих организаций обеспечивает нормальную арендную плату за госсобственность.

В результате изменения организационно-правовой формы планируется уменьшить количество бюджетных учреждений в два раза. За счет того, что средства, направляе­мые на финансирование этих учреждений, остаются в государстве и перераспределя­ются для тех учреждений, которые остались в рамках госсектора, чтобы последние мог­ли выполнять свои функции, не занимаясь предпринимательской деятельностью.

Как только эти решения состоятся, предполагается отменить предпринимательскую деятельность бюджетных организаций.

В 2005 г. все, кто администрирует те или иные поступления, должны обеспечить под­готовительные мероприятия, позволяющие с 1 января 2006 г. производить начисление доходов в бюджет по методу начислений.

Метод начислений дает огромные возмож­ности для управления, так как представляет пол­ную информацию о государственных активах и обязательствах. Он должен быть жестко рег­ламентирован. При методе начислений все операции при­знаются в момент их возникновения, но все ак­тивы списываются на расходы тогда, когда они используются, т. е. пропорционально в течение всего срока полезной службы, что связано с на­числением износа. Для четкого определения и сравнения понятий доходов и расходов и кас­совых доходов и расходов по методу начисле­ния необходимо их разведение.

При методе начислений возникает понятие остатков (остатков нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств) и отдельно вы­деляются доходы и расходы, т. е. все операции, которые не связаны с движением запасов. От­сюда вытекает понятие "бюджетирование по результату", которое подразумевает, что наря­ду с финансовыми показателями деятельности, т. е. с суммами, которые необходимы для сущес­твования и функционирования учреждения, вводится понятие нефинансовых показателей, напрямую связанных с деньгами.

Администратор поступления дохо­дов - это тот федеральный орган исполнитель­ной власти, который контролирует в рамках закона о бюджете соответствующего уровня такие поступления в бюджет на основании ме­тода начислений.

Смета доходов и расходов - основной плановый и финансовый доку­мент, определяющий объем, целевое направление и покварталь­ное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержа­ние учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования явля­ются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешает­ся. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящим организациям.

В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждении. Она состоит из трех частей:

1. в первой части указываются наименование и адрес учрежде­ния, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распре­делением по кварталам;

2. во второй части отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые;

3. в третьей части приводятся расчеты и обоснования по каж­дой статье расходов и отдельным ее элементам.

В отраслевых сметах расходов статьи отражают специфику образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложе­ния и текущее содержание учреждения. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогатель­ного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные расходы - это затраты, связанные с осуществ­лением деятельности учреждения (расходы на медикаменты, пи­тание, педагогический фонд заработной платы, учебные расходы и т.д.).

Выделяются методы исполнения бюджетов: с одной стороны, казначейский метод, основанный на организации финансирования и оплаты расходов бюджетных учреждений через открытые им лицевые счета в органах федерального казначейства (согласно ст. 215 БК РФ казначейский метод исполнения бюджетов является основным в РФ), с другой - кассовый метод, заключающийся в финансировании бюджетных учреждений и расходовании ими полученных бюджетных средств через открытые им счета в банковских организациях (хотя данный метод и не в полной мере соответствует требованиям БК РФ, он до сих пор ограниченно применяется в регионах со слаборазвитой сетью органов федерального казначейства, а также при исполнении бюджетов отдельных государственных внебюджетных фондов).

Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость. При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов высту­пают бюджетные средства, предусматриваемые в системе расходов и дохо­дов, где отражаются и другие виды денежных: поступлений.

Финансирование бюджетных учреждений на расходы в соответствии с утвержденными сметами может осуществляться за счет федерального, республиканского и местного бюджета.

Принципы бюджетного финансирования:

1. предоставление средств безвозвратно, т.к. бюджетные учреждения не имеют своих доходов для возвратности указанных средств;

2. средства получаются не под план, а по мере фактического выполнения заданий плана с учетом правильности освоения и использования ранее выданных средств;

3. строго целевое использование бюджетных средств, что позволяет осуществлять систематический контроль за деятельностью учреждений.

При финансировании бюджетных учреждений соблюдается строгий режим экономии в расходовании денежных средств.

Остатки средств на лицевых счетах учреждений на конец года не отзываются со счетов, а переходят на следующий год и засчитываются при дальнейшем финансировании из бюджета. Если имеет место экономия денежных средств против установленных норм ассигнований по смете расходов, то сумма экономии остается в распоряжении этих учреждений и расходуется ими на социальные и производственные нужды в установленном порядке при условии выполнения показателей деятельности. При невыполнении определенных показателей учреждение не имеет права расходовать сэкономленные средства.

Сумма экономии - разница между общей суммой уточненных сметных назначений и кассовым расходом за год.

На началах самоокупаемости и самофинансирования функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реа­лизации нематериальных активов и услуг.

Вроде бы Минфин РФ отказалось от остаточного принципа финансиро­вания бюджетных организаций, на деле в условиях экономического кризиса этот принцип начал действовать еще жестче. Бюджетное финансирование отстает от финансовых потребностей организаций науки, культуры и дру­гих. Это заставляет их самостоятельно искать источники финансового обеспечения своей деятельности. При этом государственные и муниципаль­ные организации являются некоммерческими, зарегистрированы в органи­зационно-правовой форме учреждения и осуществляют свою деятельность в соответствии о нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и За­кона РФ "О некоммерческих организациях" Этими нормами предусмотрено, что учреждения не полностью или частично финансируются собственником, т.е. государственными и муниципальными органами.

Теоретически деятельность бюджетных: организаций должна финансиро­ваться в объеме, обеспечивающем: покрытие эксплуатационных затрат на содержание организаций, включая расходы на заработную плату; приобре­тение технических средств и оборудования; проведение капитального ре­монта. На практике бюджетные средства обеспечивают лишь выплату зара­ботной платы и частичное возмещение расходов на оплату коммерческих услуг.

Увеличение доходов от собственной деятельности при уменьшении бюджетных ассигнований крайне нежелательно, поскольку это увеличение будет происходить в основном за счет дальнейшей замены бесплатных ус­луг платными и за счет интенсивного развития непрофильных видов дея­тельности. Кроме того, налог на прибыль от предпринимательской дея­тельности лишает организации стимулов к предприимчивости.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечи­вается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация. Бюджетная классификация пред­полагает научно обоснованную, обязательную группировку дохо­дов и расходов бюджета по однородным признакам, закодирован­ным в определенном порядке.

Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единооб­разно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об исполнении бюджета; осуществлять контроль и анализ по каж­дому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов при машинной обработке. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответству­ющих подразделениях бюджетной классификации, являются фи­нансовыми планами, обязательными для исполнения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.