Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие и источники международного гуманитарного права




Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гума­нитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, кон­такты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период во­оруженных конфликтов. Иногда под международным гуманитарным правом по­нимается лишь нормы, регламентирующие гуманизацию отношений в период во­оруженных конфликтов. Так или иначе, но в центре международного гуманитар­ного права находятся права человека. Не случайно, что в документах Организа­ции Объединенных Наций зафиксировано непреложная цель развития челове­ческой цивилизации: “Жизнь людей полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека”. второй

В период до второй мировой войны международное сотрудничество в целях защиты прав человека не имело широкого размаха. В этих целях было разрабо­тано и принято лишь несколько международно-правовых актов. Среди них прежде всего необходимо отметить договоры и конвенции о борьбе с рабством и рабо­торговлей, в защиту прав религиозных и национальных меньшинств.

Качественно новая фаза деятельности международного сообщества в обес­печении уважения прав человека началась после победы над фашизмом во второй мировой войне.

Итоги второй мировой войны наложили отпечаток на все послевоенное развитие и, в частности, определили основные направления деятельности ООН. В Уставе этой организации было установлено, что одной из ее задач является осу­ществление международного сотрудничества “в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии” (ст.1).

Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для “создания условия стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов”.

Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содер­жит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говориться о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой жизни (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Другими словами, общедемократический характер Устава предполагает и подразумевает в качестве важнейшего правового условия совре­менных международных отношений принцип уважения прав человека.

Основными источниками международного гуманитарного права являются многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными до­кументами. Большинство из созданы в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН. Закрепленные в них нормы носят довольно обобщенных характер, а сами конвенции стали частью международного общего права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к об­ласти внутренней компетенции государств и реализуется посредством внутреннего законодательства. Именно поэтому допускаемые по конвенциям ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание, в результате чего объем и содержание осуществляемых прав становится относительными.

Рекомендательный характер имеют резолюции международных организа­ций и прежде всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеоб­щая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетер­пимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, напри­мер, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декла­рации прав человека превратились в международный обычай.

Резолюции могут служить основой для разработки международных догово­ров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и нака­зания 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

Другая часть документов в области прав человека - международные дого­воры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.

Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:

1. Международная хартия прав человека - универсальные документы в об­ласти прав человека:

* Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

* Международный Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах 1966 г. с Факультативным Протоколом 1986 г.

* Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Фа­культативными Протоколами 1976 и 1992 гг.

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:

* Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.).

* Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г.

* Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.

* Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.

* Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискрими­на­ции 1965 г.

* Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него 1973 г.

* Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г.

* Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов:

* Устав Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 1950 г.

* Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1966 г.

* Конвенция о политических правах женщин 1952 г.

* Конвенция о статусе апатридов 1954 г.

* Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

* Декларация прав ребенка 1959 г.

* Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.

* Декларация о территориальном убежище 1967 г.

* Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.

* Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

* Конвенция о правах ребенка 1989 г.

* Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.

К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская кон­венция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав госу­дарств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, напри­мер, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических прав, устана­вливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.

Несколько своеобразный характер имеют документы в области прав чело­века, принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ. В За­ключительном акте СБСЕ раскрыто содержание принципа уважения прав чело­века применительно к взаимоотношениям участников процесса. В рамках этой организации родился термин “человеческое измерение”, который означает ком­плекс вопросов в сфере взаимоотношений участников ОБСЕ, связанных с правами человека. Особо следует отметить документы, принятые на Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Ко­пенгагене в 1990 г., в Москве в 1991 г.

Документы ОБСЕ (Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др.) носят политиче­ский характер и не являются источниками международного права. Их положения часто именуют договоренностями. Поскольку руководители госу­дарств-участни­ков ОБСЕ неоднократно заявляли о том, что данные договорен­ности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства международно-правового характера. Положения этих документов можно считать региональными стандартами в области прав человека.

В рамках Содружества Независимых Государств параллельно с другими до­кументами, регламентирующими существование этой международной структуры, была принята также Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., в которой нашли отражение международно-правовые стандарты в области прав человека.

 

Вопрос 2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве

Термин “права человека” появился в международной политической лек­сике после американской войны за независимость и Великой французской револю­ции. В Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина и других документах того времени говорилось о правах человека и гражданина. В современных международно-правовых актах, и в первую очередь, в Уставе ООН, о правах гражданина уже не говориться.

В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ­ный характер, однако существуют права человека. которые связаны с националь­ным гражданством (например, политические).

Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В общем понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода - гаран­тированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной степени регла­ментируется, а свободу иногда рассматривают как область человеческого поведе­ния, в которую государство обязуется не вмешивается.

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи­кация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

1. Гражданские права:

- право на жизнь;

- право на неприкосновенность личности;

- свобода личности;

- свобода передвижения;

- равенство перед судом;

- право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;

- право на безопасность личности;

- право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;

- право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмот­рение дела независимым и беспристрастным судом;

- право на свободу о произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции

- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;

- право на свободу совести, мысли и религии и другие.

2. Политические права:

- право на участие в управлении своей страной;

- право на равный доступ к государственной службе в своей стране;

- право на свободу убеждений и свободное выражение их;

- право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.

3. Экономические права:

- право на владение имуществом;

- право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ре­сурсами и другие.

4. Социальные права:

- право на труд и свободный выбор профессии;

- право на равную оплату за равный труд;

- право свободно создавать профессиональные союзы;

- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование;

- право на вступление в брак и создание семьи;

- право на защиту материнства и детства;

- право на отдых и досуг;

- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);

- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к су­ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.

5. Культурные права:

- право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;

- право на образование;

- право на участие в культурной жизни;

- право на пользование результатами научного прогресса и их практиче­ского применения и другие.

Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в междуна­родно-юридической литературе название “концепции трех поколений прав чело­века”. В соответствии с ней права человека делятся на три основные группы:

1. Первое поколение - гражданские и политические права, осознание и де­кларация которых начинается с периода Великой Французской революции.

2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, кото­рые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после второй миро­вой войны (Всеобщая декларация прав человека) после разворачивания процессов демократизации, выхода на историческую сцену еще в первой половине XX в. ши­роких слоев народных масс и успехов социалистических движений, а также соци­альных преобразований в СССР.

3. Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового осво­бождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности разви­вающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также с осо­знанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят под сомнение само выживание планетарной цивилизации.

Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление их на коллективные права (права народов) - право на самоопределение, право на профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права личности)

Исторически существовало большое количество концепций прав человека: религиозная, естественная, позитивная и т.д. В настоящее время постепенно на основе общего международного права формируется универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее костяк состав­ляют важнейшие уже признанные принципы международного гуманитарного права:

* Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность проти­вопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав чело­века как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в которой су­ществует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом признается человеческое право на жизнь).

* Дуалистическое понимание принципа уважения прав человека: с одной стороны как одного из основополагающих и главных в системе основных принци­пов международного права; с другой стороны - как один из элементов системы основных принципов международного права, теснейшим образом взаимосвязан­ных друг с другом, что не позволяет чрезмерно гипертрофировать роль одного из них. Так, например, никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государствен­ного суверенитета, невмешательство во внутренние дела другого государства и т.д.

* Несмотря на то, что вопрос о взаимоотношениях государства и граждан - проблема внутригосударственной компетенции и внутреннего права, междуна­родное право признает в качестве руководящего правила недопустимость такой модели регулирования отношений между любым государством и его населения, которое означает произвол и насилие. Именно поэтому существует три возмож­ные направления регулирования подобной ситуации: обсуждение международ­ными органами вопросов, касающихся индивидуальных нарушений прав человека в соответствии с доброй волей заинтересованных государств на основе междуна­родного договора; рассмотрение вопросов нарушений прав человека на междуна­родном уровне на внедоговорной основе, даже без согласия заинтересованного государства (правда здесь не существует четко разработанных механизмов и кри­териев); рассмотрение в международных органах частных жалоб на нарушение прав человека. Тенденция на рассмотрение прав человека как области, которая не является исключительно внутригосударственной сферой регулирования особенно заметно проявляется в рамках общеевропейского процесса. Так, в документе Мо­сковского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 г. подчер­кивалось, что “вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демокра­тии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюде­ние этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка”. В этом же документе государств-участники заявили, что “обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представ­ляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего госу­дарства”.

* Область уважения прав человека в международном праве понимается как деидеологизированная и деполитизированная сфера, в которой недопустимо ис­пользовать полемику идеологий, руководствоваться политическими интересами, ради которых подчас допускается искажение действительной ситуации внутри от­дельных государств с уважением прав человека.

Как видно из вышесказанного одним из основополагающих принципов концепции межгосударственного сотрудничества вообще и по гуманитарным во­просам в частности составляет принцип уважения прав человека. Его нормативное содержание составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть.

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека частно называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, нахо­дящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой. националь­ной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широ­кими, конкретными (см. выше - стандарты в рамках общеевропейского процесса).

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Междуна­родного пакта о гражданских и политических правах (например, ст.4) предусмат­ривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравствен­ности населения, т.е. в таких случаях, когда речь идет о потенциально возможном наступлении такой ситуации, когда права человека будут нарушаться и ущем­ляться в несоизмеримо больших размерах.

Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права (см. выше), так и носящих морально-политический характер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.