КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Правовые основы борьбы с преступлениями международного характера
В отличие от международных преступлений, которые совершаются государствами в лице их руководителей, высших должностных лиц, иных ответственных индивидов, преступления международного характера (транснациональные) совершаются частными лицами вне связи с деятельностью государства для достижения собственных противоправных целей. Преступления международного характера представляют собой общеуголовные преступления, отягощенные «иностранным элементом» и, как следствие, затрагивающие интересы двух или более государств. Другим критерием разграничения международных преступлений и преступлений международного характера является степень их общественной опасности. К преступлениям международного характера относятся: · незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, · фальшивомонетничество, · пиратство и др. Сотрудничество государств по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляется на основе положений Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Протокола к ней 1972 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. В данных договорах содержится: · перечень запрещенных средств; · предусмотрено обязательство государств признать деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в качестве преступных; · регулируются вопросы установления юрисдикции в отношении данных преступлений; · установлена обязанность сотрудничества государств посредством оказания взаимной юридической помощи, осуществления выдачи предполагаемых преступников.
Основные организационно-правовые механизмы по борьбе с данным видом преступлений — Комиссия по наркотическим средствам ЭКОСОС ООН, Международный комитет по контролю над наркотиками. Активное межгосударственное взаимодействие по борьбе с данными преступлениями осуществляется в рамках Интерпола, Европола. Международно-правовой основой борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, являются: Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; Сорок рекомендаций ФАТФ (Financial Action Task Force — Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), нацеленных на борьбу против отмывания доходов, полученных преступным путем 1990 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Вклад в борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, вносят ООН, Интерпол, Европол, Группа ЭГМОНТ (структура, объединяющая подразделения финансовой разведки государств). Международно-правовой базой сотрудничества государств по борьбе с рабством и работорговлей являются: Конвенция относительно рабства 1926 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г., Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г., Протокол 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. К конкретным мерам, принимаемым в процессе сотрудничества государств по борьбе с рабством и схожими институтами, относятся: · признание соответствующих деяний в национальном законодательстве в качестве уголовно наказуемых; · создание различных организационных механизмов для целей координации расследований соответствующих преступлений (это предусмотрено, например, ст. 14 Конвенции 1950 г.);
· обмен компетентными органами информацией о преступлениях и лицах, их совершивших (описание, дактилоскопические отпечатки, фотоснимки и т.д.); · оказание помощи и поддержки лицам, ставшим жертвами работорговли, содействие их адаптации к нормальным социальным условиям, организация их репатриации в случае необходимости; · принятие мер для воспрепятствования тому, чтобы суда и летательные аппараты, законно пользующиеся их флагом, перевозили рабов, ряд других мер. Сотрудничество государств в борьбе с фальшивомонетничеством осуществляется на основе Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков и Протокола к ней (1929 г.).
Вопрос 5. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) В 1923 г. на Международном конгрессе криминальной полиции была учреждена Международная комиссия уголовной (криминальной) полиции. В 1924 г. Комиссия приняла резолюцию, определяющую направление ее деятельности: создание информационных отделений по сбору фактов о международной преступности; организация международного розыска преступников и др. Деятельность Комиссии была приостановлена в период Второй мировой войны. В 1946 г. в Брюсселе состоялся очередной Конгресс криминальной полиции, в ходе которого был пересмотрен учредительный акт 1923 г., приняты временные положения о целях и задачах деятельности Комиссии. В 1956 г. Комиссия криминальной полиции была переименована в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол), был принят Устав организации. Штаб-квартира Интерпола находится в Лионе (Франция), ее официальными языками являются арабский, английский, испанский, французский. К началу 2009 г. членами Интерпола являлись 187 государств. СССР стал членом Организации в 1990 г. Основные цели Интерпола обозначены в ст. 2 Устава Организации: · обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции государств в рамках существующего законодательства; · создание, развитие учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с уголовной преступностью. Уставом запрещено «какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера» (ст. 3 Устава). Деятельность Интерпола нацелена на координацию сотрудничества государств в розыске преступников и лиц, пропавших без вести, борьбе с организованными преступными сообществами, преступностью несовершеннолетних, терроризмом, торговлей людьми, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т.д. Структура Интерпола включает в себя Генеральную ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, Институт советников, Национальное центральное бюро.
В Российской Федерации Национальное центральное бюро (НЦБ) является структурным подразделением МВД России — органом, осуществляющим взаимодействие правоохранительных, иных федеральных органов государственной власти с соответствующими органами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Деятельность НЦБ России осуществляется в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола», постановления Правительства РФ от 14.10.1996 № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола».
Вопрос 6. Институт выдачи лиц, совершивших преступления (экстрадиция) Экстрадиция — основанная на нормах международного права и национальном законодательстве юридическая процедура, состоящая в процессе доставки лица, совершившего преступление, под юрисдикцию запрашивающего государства для целей привлечения его к уголовной ответственности или исполнения наказания. Выдача лица, совершившего преступление, предполагает наличие договорно-правовой базы; при отсутствии соответствующего международного договора государство не обязано осуществлять экстрадицию. Положения о выдаче обвиняемых или осужденных лиц содержатся в двух блоках международно-правовых актов. К первому следует отнести двусторонние и многосторонние международные договоры о выдаче, оказании правовой помощи по уголовным делам (Европейская конвенция об экстрадиции 1957 г., Межамериканская конвенция об экстрадиции 1981 г., Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.). Ко второму — международные договоры, нацеленные на борьбу с конкретными видами преступлений, посягающих на международный правопорядок (Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г. и др.). При отсутствии между государствами договора о выдаче указанные конвенции могут рассматриваться в качестве правооснования для экстрадиции. В рамках ООН в 1990 г. были выработаны Типовой договор о взаимной правовой помощи в области уголовного правосудия и Типовой договор об экстрадиции.
Положения национального законодательства ряда государств могут обусловливать выдачу лица конкретному государству наличием «принципа взаимности». В российском законодательстве такое условие предусмотрено, в частности, ст. 462 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Реализация института экстрадиции увязана с наличием определенных условий: · выдаче подлежит только лицо, совершившее преступление (но не гражданское, административное правонарушение); · в отношении экстрадируемого лица компетентным органом должно быть вынесено решение о возбуждении уголовного дела или вынесен приговор, предусматривающий меру наказания в виде лишения свободы; · совершенное деяние должно быть квалифицировано в качестве преступного как в законодательстве запрашиваемого государства, так и государства, требующего выдачи (правило «двойного вменения» — «double criminality»); · отсутствие в законодательстве двух государств существенных различий в определении меры наказания за конкретное преступление. Например, данное условие в ст. 2 Европейской конвенции об экстрадиции сформулировано следующим образом: выдача применяется к преступлениям, за совершение которых по законодательству запрашивающей и запрашиваемой стороны предусматривается лишение свободы на срок не менее одного года или другое, более суровое наказание; в отношении осужденных лишение свободы, к которому приговорено данное лицо, должно составлять не менее четырех месяцев; · предоставление гарантий запрашивающего государства неприменения к экстрадируемому лицу в качестве меры наказания смертной казни; · осуществление уголовного преследования лица только за то преступление, которое послужило основанием запроса об экстрадиции («правило специализации»); · совершенное лицом преступление не относится к разряду политических; например, ст. 3 Европейской конвенции об экстрадиции 1957 г. предусматривает, что не подлежит выдаче лицо, совершившее преступление, рассматриваемое запрашиваемым государством в качестве политического или связанного с ним. При возникновении коллизии запросов об экстрадиции, т.е. в случае, когда выдачи одного лица добиваются несколько государств, решение в пользу того или иного запроса принимает государство, па территории которого пребывает обвиняемый или осужденный. Универсальная юрисдикция предполагает возможность осуществления уголовного преследования любым государством вне зависимости от места совершения преступления, гражданской принадлежности виновных и потерпевших лиц. Данная концепция основана на признании определенной категории преступлений, совершение которых безотносительно их конкретной направленности затрагивает интересы всего международного сообщества, посягает на международный правопорядок в целом. В международных договорах (например, ст. 57 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.), законодательстве ряда государств предусмотрено положение о недопустимости выдачи собственных граждан. Это положение закреплено в ст. 61 Конституции РФ. Некоторые государства, однако, с учетом принципа взаимности предусматривают возможность экстрадиции собственных граждан. От института экстрадиции следует отличать институт передачи («surrender». «transfer») лица органам международной уголовной юстиции. Порядок передачи лица в распоряжение судебного органа предусмотрен положениями Уставов международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде (ст. 29 Устава Международного трибунала по бывшей Югославии, ст. 28 Устава Международного трибунала по Руанде). Вопросы передачи лица Международному уголовному суду регулируются ст. 89—91 Римского статута. Значение этих различных терминов содержится в ст. 102 Статута Суда: выдача означает «доставку лица одним государством в другое государство в соответствии с положениями международного договора, конвенции или национального законодательства»; «предоставление в распоряжение» означает доставку лица государством в Суд в соответствии с настоящим Статутом. Разграничение данных юридических процедур имеет существенное практическое значение, так как большинство государств не признает допустимым выдачу собственных граждан; данное обстоятельство могло бы стать значительным препятствием для нормального функционирования Международного уголовного суда. Подготовил: Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, к.ю.н., подполковник внутренней службы__________________Т.В. Барсукова
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |