Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о руководстве и лидерстве




Успешное функционирование группы в целом, как и успешность деятельности каждого из ее членов, требу­ет значительных усилий по их организации, определе­нию целевой направленности, координации действий индивидов и группы, т. е. нуждается в управлении. Поэтому одним из важных аспектов разделения труда в коллективах является деление людей на руководите­лей и руководимых.

Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Управле­ние деятельностью групп и коллективов осуществляет­ся в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство, которое за­метно уже в самой терминологии. Руководитель —- это ведущий за руку, лидер (от англ. leader — ведущий). В то же время эти понятия существенно различаются, так как руководитель в большей мере выражает свои офи­циальные полномочия в управлении коллективом, а ли­дер выражает неофициальные тенденции межличност­ных отношений в группах, хотя иногда эти две формы управления соединяются в одном лице.

Интенсивная разработка социально-психологиче­ских проблем управления учебными и трудовыми кол­лективами, воинскими и правоохранительными под­разделениями началась с 20-х гг. XX в. и к настояще­му времени по этим вопросам имеется очень большой объем исследований в зарубежной и отечественной психологии.

Зарубежные исследователи раскрыли многие спе­цифические феномены и факторы процессов управле­ния людьми, однако в большинстве случаев они сво­дят проблему к лидерству, т. е. переводят ее в чисто психологическую плоскость. Отечественные исследо­ватели (начиная с В. М. Бехтерева и А. С. Макаренко) связывали вопросы управления людьми как с пробле­мой социально-экономического, так и социально-пси­хологического, плана, фиксируя внимание не только на их сходстве, но и их специфике. Поэтому в отече­ственной социальной психологии достаточно четко выражена специфика понятий руководства и лидер­ства. С нашей точки зрения, наиболее четко эти поня­тия раскрыты Б. Д. Парыгиным1, обратившем внима­ние на следующие основные различия между ними в плане их взаимосвязей с неофициальной и официаль­ной структурой группы:

1) лидерство в основном связано с регулировани­ем внутригрупповых межличностных отношений, но­сящих неофициальный характер, в то время как руко­водство является средством регулирования отноше­ний в рамках официальной социальной организации;

2) лидерство представляет собой главным образом феномен микросреды, а руководство — элемент мак­росреды, отвечающий системе доминирующих в ней социальных отношений;

3) лидерство возникает и функционирует преиму­щественно стихийно, руководство же представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой сверху деятельности социальных организаций и ин­ститутов;

4) в отличие от лидерства, руководство — это явле­ние более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов группы;

5) процесс руководства характеризуется примене­нием гораздо более определенной системы различных санкций, чем это имеет место в лидерстве;

6) процесс принятия решений в системе руковод­ства носит более сложный и многократно опосредован­ный характер, чем в условиях лидерства;

7) деятельность лидера протекает преимуществен­но в рамках микроструктуры малой группы, сфера же действий руководителя гораздо шире и охватывает различные уровни социальной системы, на которых он, в частности, представляет малую группу;

8) лидерство есть чисто психологическая характе­ристика поведения определенных членов группы, в то время как руководство — это преимущественно соци­альная характеристика формальных отношений в груп­пе, прежде всего в плане распределения ролей управ­ления и подчинения.

Следует отметить также различия этих понятий в их связи с правовыми полномочиями.

Руководство представляет собой процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллек­тива, который осуществляется руководителем как пред­ставителем социального контроля и власти. Руководи­тель имеет официальные полномочия, назначается и освобождается с должности вышестоящими социальны­ми структурами. Он всегда включен в иерархическую цепочку официальных отношений, начиная с министер­ства и кончая первичными подразделениями, и в этой цепи он одновременно выступает как руководитель по отношению к нижестоящим и как подчиненный по отношению к вышестоящим.

Лидерство — это процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, который осуществляется лиде­ром как субъектом спонтанно формирующихся в меж­личностных отношениях групповых норм и ожиданий. Члены группы сами делигируют лидера на его неофи­циальный пост, оценивая его знания, опыт и личност­ные качества, но члены группы могут и лишить его этих полномочий без официальных решений, если он не оправдывает их ожиданий.

Исследователи отмечают и известную относитель­ность различий лидерства и руководства, констати­руя наличие диалектической взаимосвязи и взаимо­проникновения этих феноменов управления. Так, ру­ководитель может одновременно выступать в роли неформального лидера; лидерство при определенных условиях способно перерасти в официальное руковод­ство. Соединение функций руководителя и лидера ха­рактерно для коллектива высшей формы организации группы, поскольку в этих условиях одно и тоже лицо выступает как санкционированный сверху руководитель и как импонирующий, эмоционально при­влекательный для всех лидер, если он показывает высо­кую психологическую совместимость с членами груп­пы. В определенных условиях наблюдается и значи­тельная общность задач, решаемых руководителем и лидером, что сближает содержание реализуемых ими функций. Чем сложнее и ответственнее в социальном плане решаемые группой задачи (деловые, воинские, правоохранительные), тем больше сближение руково­дителя и лидера. Сходство феноменов руководства и лидерства усматривается и в том, что в каждом из них как бы схватывается «вертикальный срез» соответству­ющих официальных и неофициальных отношений в группе, представленный позициям доминирования и подчинения.

Следует отметить, что управленческие отношения между руководителями и подчиненными не сводятся только к отдаче распоряжений, с одной стороны, и только их исполнения, с другой. Руководителя и руководи­мых связывают отношения коллективизма, обусловлен­ные совместной трудовой деятельностью и единством социально значимых целей, т. е. определенные меж­личностные отношения.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что сходство и основное различие между руководителем и лидером со­стоит в следующем. Взаимодействие субъекта и объекта руководства осуществляется в системе административ­но-правовых отношений той или иной официальной организации. Что же касается взаимодействия субъекта и объекта лидерства, то оно может происходить как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей между сотрудниками. Если первые являются необходимым признаком любой офи­циальной организации, то вторые возникают спонтан­но, как следствие взаимодействия людей и в офици­альных, и в неофициальных организациях. Поэтому в одном и том же взаимодействии двух членов коллек­тива иногда можно наблюдать одновременно и отно­шения руководства, и отношения лидерства, а иногда только один из этих видов отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.