Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность руководителя




1. Руководитель и коллектив

Эффективность протекания управленческого про­цесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессиональных качеств кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.

Руководитель — это лицо, наделенное правом при­нятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий.

С возникновением понятий «руководитель», «ру­ководство» появилось множество их определений, тео­рий руководства и лидерства. Эти вопросы были рас­смотрены нами выше в контексте психоло­гического анализа управленческой деятельности. В этом разделе рассмотрим основные аспекты влия­ния руководителя на эффективность работы группы. Деятельность современного руководителя являет­ся многоплановой. Она соединяет деятельность по определению основных целей организации и ее под­разделений, а также путей их достижения, стратегии развития: влияние на подчиненных, выполнение оп­ределенных функций как по отношению к подчинен­ным и организации в целом, так и по отношению к вышестоящим органам. Деятельность руководителя предусматривает также определенный тип отношения во взаимодействиях с другими лицами — участника­ми управленческих систем.

Влияние руководителя на сотрудников имеет своей целью побуждение их к определенному служебному поведению, которое соответствовало бы как требовани­ям организации, так и собственным представлениям. Известны два способа воздействия на сотрудников: прямой (приказ, задание) опосредствованный, моти­вирующий (через стимулы). В первом случае возника­ет ситуация, когда невыполнение необходимых дей­ствий приводит к наказанию. Такая формула отноше­ний между руководителем и подчиненным называется принуждением, т. е. в этом случае цели руководителя непосредственно не связаны с интересами исполните­лей, а иногда могут и противоречить им. В другом случае складывается ситуация, когда за выполнение необходимых действий поощряют, оказывают влияние на потребности и мотивы сотрудников.

Реальное влияние руководителя на деятельность коллектива основывается не только на его официаль­ных полномочиях, но и на личном авторитете, т. е. имеет две составляющие: формального руководителя и неформального лидера. Оптимальным является тип руководителя с высоким официальным, профессиональ­ным и личным статусом. Выше мы рассматривали признаки, по которым в теории управления различа­ются руководители и лидеры. Это различие связано с тем, что в любой организационной структуре имеются два типа отношений между людьми: формальные (дол­жностные) и неформальные (эмоционально-пси­хологические). Лидером никогда нельзя стать, если члены группы не воспримут конкретное лицо как ли­дера. Руководителя же нередко назначают на долж­ность независимо от того, воспринимают его подчинен­ные таковым или нет.

Как руководство, так и лидерство являются спосо­бами организации и управления деятельностью людей только в одном случае — это управление в области официальных должностных отношений, в другом — в области неофициальных межличностных отношений. Как для руководства, так и для лидерства характерна определенная субординация отношений, только в пер­вом случае она выступает очень четко и закреплена должностными инструкциями, а в другом — ее при­сутствие менее заметно и проявляется в форме тради­ций, привычек.

Важным свойством руководителя-лидера является умение быть управляющим, не афишируя этого. Если руководитель завоевывает авторитет и становится ли­дером группы, то его приказания выполняются не из страха перед наказанием, а из веры в его компетент­ность, талантливость. Он воспринимается членами груп­пы как «один из нас», как «лучший из нас». Управляю­щий как руководитель на основе данных ему полномо­чий распределяет обязанности, осуществляет контроль, учет, поощрения, наказания. Управляющий как лидер влияет на членов группы путем личного авторитета, морально-психологического воздействия, проявления инициативы, энергии, привлекательных личных качеств. Если хороший руководитель воспринимается как «мозг группы», то лидер — как «сердце группы». Руководи­тель-лидер должен объединять в себе эти качества, т. е. быть одновременно мозгом и сердцем группы.

Один из важных вопросов управления касается диапазона деятельности руководителя, границ рас­пространения власти отдельного руководителя. О слож­ности этой проблемы говорят часто появляющиеся в различных руководящих структурах приказы о пере­распределении обязанностей между руководителями на уровне министерств, ведомств, управлений, админи­страций учебных заведений и производственных пред­приятий.

Диапазон управления определяется количеством людей или групп (подразделений), которые находятся в непосредственном подчинении руководителя и ко­торыми он может успешно руководить при нормаль­ных условиях деятельности. Это количество должно быть таким, чтобы не затруднять эффективное исполь­зование времени и способностей руководителя, а так­же позволяло бы подчиненным поддерживать с ним необходимые контакты. Конкретных рекомендаций, поэтому поводу нет, поскольку диапазон оптимального контроля зависит от многих факторов: способностей и опыта руководителя, характера деятельности и профес­сионального состава групп. Однако существуют эмпи­рические данные о том, что деятельность руководите­лей оптимальна, если в подчинении руководителей вер­хнего и нижнего звеньев "находится от трех до пяти подразделений (групп), а в подчинении руководителей первичных групп — от пяти до девяти индивидов.

Сфера и успешность влияния руководителя зави­сит от ряда факторов.

1. Степень централизации решений. Если руково­дитель предоставляет широкие полномочия подчинен­ным, то он может управлять большим их числом, пото­му что ему не приходится тратить время на консуль­тирование относительно конкретных приемов и методов работы.

2. Характер и степень сложности деятельности.
Если выполняемая подчиненными работа не требует принятия сложных решений, то можно осуществлять руководство посредством большего числа моделей.

3. Состояние средств связи. Если руководитель в любой момент может получить необходимую ему ин­формацию о деятельности своих подчиненных и ис­пользовать современные технические средства для пе­редачи своих указаний, то он сможет управлять много­численным персоналом.

4. Способность и готовность подчиненных к со­трудничеству. Если подчиненные владеют професси­ональными навыками, обладают чувством ответствен­ности и заинтересованы в результатах работы, то их количество может быть увеличено; если же этих ка­честв недостает, то необходимо сокращать штаты.

5. Личные качества руководителя. Благодаря им одни субъекты управления функционируют более эф­фективно и разносторонне, тогда как другие имеют для этого меньше возможностей.

Место, которое занимает руководитель в иерархии управленческих структур, а также степень осознания возможностей влияния на подчиненные подразделения (группы), наглядно раскрываются в процессе управле­ния. Роль руководителя организации выявляется в его способности реализовать цели высших управленческих структур путем осуществления возложенных на него функций.

Руководитель должен быть не только проводником требований вышестоящих органов для своих подчинен­ных, но и обязан довести до их сознания содержание поставленных задач, сделать их целью деятельности каждого сотрудника и коллектива в целом. Руководи­тель-лидер добивается этого путем утверждения свое­го авторитета и установления деловых и неформаль­ных отношений со всеми членами группы.

Характер сложившихся в группе межличностных отношений очень важен для взаимодействия руково­дителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя общение, восприятие и понимание людьми друг друга. Изучая своих подчи­ненных, руководитель-лидер должен знать, что понима­ние другого человека может быть различной глубины проникновения в сущность его индивидуальности. Ниж­нему, поверхностному уровню понимания свойственно лишь восприятие внешнего «рисунка» поступка чело­века без проникновения в его мотивы и цели, а отсюда и самая общая оценка в черно-белых тонах: «хорошо» или «плохо». На втором, среднем уровне понимания ана­лизируются отдельные качества человека (ум, черты характера, темперамент), поэтому оценка идет преиму­щественно по уровню интеллекта — умный или глу­пый; по характеру — жесткий или мягкий, вспыльчи­вый или уравновешенный. Третий, самый высокий уро­вень дает глубокое понимание человека, включая выявление системы ведущих мотивов и целей поведе­ния, выявление связи между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые ре­зервы и способности человека, способность прогнозиро­вать поведение человека на основе понимания его ин­дивидуальности. Для руководителя коллектива очень важно глубокое понимание человека. Оно способствует более гибкому поведению, уменьшению мелких руководящих воздействий, росту ответственности, самостоя­тельности и творческой отдачи сотрудников группы.

Руководитель должен также знать о характере скла­дывающихся в группе межличностных отношений в формирующемся психологическом климате.

Сотрудники, собравшиеся в производственную груп­пу, вступают в общение, начинают формироваться меж­личностные отношения. Что же происходит дальше? На основе общения формируется отношение группы к каж­дому ее члену, т. е. каждый человек получает свой со­циометрический статус. Как уже известно, этот статус имеет определенные градации — от положительного, через нулевой, к отрицательному. В соответствии с этим группа делится на несколько слоев: «звезды»-лидеры, предпочитаемые, принимаемые, изолированные и отвер­гаемые. Положение, занимаемое по социометрическо­му статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, поведении.

Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (нелюбимые),, третьих просто не замечают (незамечае­мые). Положение последних самое неприятное, поэто­му они глубоко переживают трудную ситуацию в груп­пе. Любимцы же («звезды»-лидеры) иногда относятся к группе вовсе не так положительно, как группа к ним. Кого же любят в группе? Обычно к таковым относятся универсалы, люди веселые и общительные, профессио­налы, умеющие все делать своими руками. А не любят, как правило, нравоучительных теоретиков, зануд, ныти­ков, зазнаек. Когда в производственной группе сложи­лась определенная система межличностных отноше­ний, то формируются малые контактные неформальные группы со своими лидерами. Сила малых неформальных групп заключается в том, что их трудно юридически и организационно определить, поскольку в них обыч­но имеются свои неписанные правила, обязательные для всех членов группы. Эти группы могут как по­могать официальному руководителю коллектива, так и вставать к нему в оппозицию, оказывать постоянное сопротивление, провоцируя конфликты. Уничтожить административными актами неформальные группы невозможно, поскольку это вызывает открытое враж­дебное отношение к руководителю. Руководителям надо учиться сотрудничать с этими группами, а также создавать в коллективе малые психологические группы, объединяя людей, тянущихся друг к другу, об­щими делами, задачами, интересами. Это очень помо­гает созданию благоприятного психологического кли­мата в коллективе. Большим мастером формирова­ния таких малых групп в коллективах подростков был А. С. Макаренко.

Социально-психологическая структура коллектива завершается выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. В основе это­го лежит способность лидеров влиять на поведение членов группы, притягивать к себе, бессознательно вызывать восхищение, обожание.

Существуют различные классификации типов лиде­ров. Так, психоаналитики выделяют 10 типов лидеров.

1. «Соверен» (патриарх). Лидер в образе строгого, но любимого отца. Он способен вытеснить отрицатель­ные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его любят и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концен­трацию своих желаний, соответствующих определенно­му групповому стандарту, как правило, силу. Личность вожака — носитель этих стандартов. Ему стараются
подражать,
особенно в плане внешнего поведения.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что вну­
шает окружающим чувство повиновения, безотчетного
страха. Его считают самым сильным, волевым. Лидер-
тиран — доминирующая, авторитарная личность, и его
обычно боятся, подчиняются ему.

4. «Организатор». Он выступает для членов груп­пы как сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого, снимает чув­ство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей и его уважают.

5. «Соблазнитель». Он становится лидером, играя на слабостях других членов группы. Он выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты, снимая напряже­ние. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.

6. «Герой». Он жертвует собой ради других. Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового про­теста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Он спо­собен увлекать за собой людей.

7. «Дурной пример». Выступает как источник за­разительности для бесконфликтной личности, эмоци­онально заражает других, безумно следующих за ним не всегда к положительной цели.

8. «Кумир». Он влечет, притягивает к себе, заража­ет окружающих положительными эмоциями; его лю­бят, боготворят и идеализируют.

9. «Изгой».не принятый коллективом человек

10. «Козел отпущения». Два последних типа ли­деров — это по существу антилидеры. Они становятся объектом агрессивных тенденций, благодаря чему раз­виваются общегрупповые эмоции. Часто группа объе­диняется для борьбы с антилидером, но стоит ему ис­чезнуть, как группа начинает распадаться, поскольку пропадает общегрупповой стимул.

Общее лидерство в группе (лидер-руководитель) складывается из следующих компонентов: эмоциональ­ного, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) — это человек, к которому со­трудник в группе может обратиться с личными про­блемами, за советом, сочувствием. С «деловым» лиде­ром (руки группы) хорошо работается, он может орга­низовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет руководитель-лидер, сочетающий в себе все три компонента. Чаще всего, однако, встре­чается сочетание двух компонетов: эмоционального и делового, информационного и делового.

Взаимоотношения между руководителем и коллек­тивом характеризуются сложностью, многоплановостью и динамичностью. Они складываются, укрепляются, трансформируются в связи с множеством различных факторов. К важнейшим из них относится соответ­ствие социальной роли, выполняемой руководителем, его статус в коллективе. Роль — это социально-психологи­ческий феномен, связанный с вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими возможностями. Она является связующим звеном межу социальными требованиями и психологически­ми возможностями человека. Мы часто не можем по­нять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфлик­тные ситуации в группе. Их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения, предло­женную Г.У. Олпортом. Все начинается с необходи­мости выполнения социальной роли. Например, чело­века хотят назначить руководителем. Первое, что при этом нужно делать — это определить насколько он отвечает представлению об идеале руководителя роле­вому ожиданию. Критерии ролевого ожидания могут быть различными в разных группах: одни ждут де­мократического или даже либерального руководителя-лидера (особенно в творческих и научных группах), другие — более строгого и делового авторитарного (в производственных и силовых структурах). Далее эта роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и индивидуальности. Человек должен понять, чего от него ждут и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и ос­новных функций ему очень трудно справиться со сво­ей ролью. Часто при назначении на это не обращают внимания, а далее при возникновении конфликта ока­зывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя роль руководителя, заранее понимая, что не будут или не могут делать того, чего от них хотят, но надеются на благоприятный исход. После того как человек понял роль, он должен принять ее или отклонить как несоот­ветствующую его индивидуально-психологическим особенностям.

Принятие роли руководителя — это первый этап его работы. Обычно это сопровождается процессом обу­чения соответствующим функциям, выработки опре­деленных позиций, стиля поведения и общения. По­нимание и принятие новой для человека роли руково­дителя — очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестрой­ки, осознание своего нового положения. В этот момент человеку очень важно обладать знаниями о себе, о сво­ем психологическом портрете, умением понять и ис­пользовать свои сильные, а также нейтрализовать свои слабые стороны. Надо дать время начинающему руко­водителю на освоение этого сложного дела, на процесс вхождения в роль, налаживание деловых и личных от­ношений с членами группы.

Следующий этап в системе ролевого поведения ру­ководителя — исполнение роли. Такое исполнение име­ет две стороны: поведение руководителя и оценка ок­ружающих. Такая оценка дается как самим субъек­том управленческой деятельности в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статус­ное положение по отношению к нему: сверху (началь­ником), сбоку (сотрудниками равного статуса) и снизу (подчиненными). Когда составляют специальные экс­пертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценка други­ми людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется постоянно иметь обратную связь, т. е. руководителю следует интересоваться, что о нем думают «сверху, сбо­ку и снизу», и в соответствии с этими оценками кор­ректировать свое поведение.

Адекватное понимание и освоение своей роли, спо­собность оправдать ожидания группы — это первое и необходимое условие успешного налаживания руко­водителем отношений с управляемой группой.

Второе условие — это хорошее знание состава груп­пы, профессионально-квалификационных характерис­тик ее членов (образование, уровень квалификации). Это обеспечивает руководителю понимание интеллек­туального и профессионального потенциала группы.

Следует учитывать также половозрастной состав группы. Для руководителя понимание этих особенно­стей очень важно, поскольку каждый возраст имеет свои психологические особенности. В частности» при формировании группы должны рассматриваться пер­спективы ее развития по возрастному составу и пери­оды профессиональной деятельности (начало или за­вершение).

При характеристике групп мы уже говорили о спе­цифике отношений в мужских и женских коллекти­вах. Многие социальные психологи считают благопри­ятным фактором сочетание в производственных груп­пах мужчин и женщин, что способствует развитию группы и созданию положительного психологическо­го климата.

Третье условие — это правильный индивидуаль­ный подход к подчиненным. Руководитель должен помнить, что каждый член руководимого им коллек­тива является личностью и индивидуальностью, обла­дает особым сочетанием индивидуальных свойств: темпераментом, характером, интересами и идеалами, общими профессиональными способностями. Требо­вательность руководителя к подчиненным в отноше­нии их профессиональных обязанностей должна со­четаться с адекватной оценкой их деятельности, с уче­том их возможностей, способностей, особенностей стиля их деятельности. В период переживаемой нами де­мократизации общества особенно важно соблюдать принцип гуманизации, т.е. построение отношений с людьми на основе уважения достоинства и прав лично­сти каждого. Руководитель должен знать не только о производственной деятельности членов группы, но так­же об их личных делах, возникающих трудностях, а по мере возможности способствовать их разрешению.

Четвертое условие — культура общения с члена­ми коллектива. Выше мы рассматривали сущность и закономерности человеческого общения. Знание этих закономерностей обязательно для руководителя как с точки зрения его поведения в условиях общения с груп­пой, так и организации и коррекции стиля общения между сотрудниками.

Как правило, руководители разных рангов тратят от 50 до 90% своего рабочего времени на общение. Проведение совещаний, заседаний, различных бесед, дис­куссий, переговоров, выдача и разъяснение заданий под­чиненным, отчеты перед начальством и т.п. — все это различные виды делового общения. И продуктивность этих-видов работы существенно зависит от культуры общения руководителя с членами коллектива.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.