Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение

 

«Для того, кто интересуется душой человека,

нет более увлекательного занятия, чем

поиски побуждений, вылившихся в определенные

действия.»

Сомерсет Моэм

 

Различные формы поведения чаще всего классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт, а чаще всего серия актов.

Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные.

Витальные самосохранение 1.метаболические (пищевые) 2. оборонительные
самовоспроизведение  
самоподдержание Потребности: · в сенсорном притоке · информации · в эмоциях · гедоническая потребность
социальные самоидентификация доминирование лидерство подчинение следование  
идеальные Самопознание — характерно только для человека

 

Витальные потребности (vitalis – жизненный).

3 группы: самосохранение, самовоспроизводство, самоподдержание.

 

Витальные потребности — это жизненно необходимые потребности. К ним относится не только «любовь и голод», но и целый ряд других.

 

Потребность иметь потомство и заботиться о нем разложению не поддается — это и есть самовоспроизводство.

 

Потребности в самоподдержании организма связаны с сохранением его функциональной целостности и поддержании работоспособности. Необходимо постоянное раздражение сенсорных систем. Активное состояние мозга поддерживается суммой раздражений от всех органов чувств (впервые Сеченов И.М. «Рефлексы головного мозга»). Потеря сознания у животных с разрушением сенсорных входов в мозг, психические расстройства у космонавтов, снижение работоспособности у людей, проживающих в однообразных кватралах новостроек. Возникает дефицит сенсорного притока. Поступление новой информации необходимо для нормального функционирования мозга. Эта потребность лежит в основе исследовательского поведения человека и животных.

Слонин А.Д. «выделил потребность в двигательной активности». Эта потребность состоит из информационной потребности и сенсорной, т.к. В мышцах находятся рецепторы, посылающие в центральную нервную систему информацию о сокращении мышц и взаимном положении конечностей. Во время зарядки мы не только «разминаем» мышечную, сенсорную и дыхательную системы, но еще и активируем ЦНС потокам импульсов от рецепторов.

Эмоции определяют эффективность поведения. Эта потребность является витальной. Обычно она не очевидна, т.к. человек ведет активную жизнь. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты человека ограничиваются (болезнь, пенсия и т.п.).

«Болезненное бесчувствие» (anaesthesia dolorosa), т.е. отсутствие любых эмоций и переживаний (главным образом положительных) является симптомом депрессивных психозов. Субъективно переживается больными крайне тяжело; оно определяет наибольший риск самоубийства.

Вторая древнейшая профессия — журналистика — удовлетворяет эти три потребности.

Дурной нрав монахов и монахинь подметили Н.С. Лесков, Анатоль Франс. То же самое можно наблюдать и сегодня в замкнутых коллективах. Психологический дискомфорт в условиях информационного голода — психические расстройства. «Экспедиционное бешенство» - обычное явление.

Потребность в приятных ощущениях — гедоническая потребность. «Чесать где чешется» - чисто гедоническая потребность. Легкое раздражение кожных покровов вызывает положительные эмоции. Включаются мозговые механизмы, что и при эйфории, вызываемой некоторыми наркотиками. Эрогенные зоны.

Рис. 2.3 Э.Мане. Завтрак на траве. Еда и сексуальные контакты — самые распространенные способы удовлетворения гедонических потребностей.

Биологический смысл тот же что и для потребности в эмоциях.

В эксперименте животные, лишенные потребностей (всех) чаще гибнут. Люди, лишенные в детстве возможности удовлетворения потребностей в самоподдержании, страдают психическими расстройствами (педагогическая запущенность и задержка в развитии).

Социальные потребности

 

Все потребности, связанные с другими существами. Мы всегда учитываем существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности различна. Поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации — потребность ощущать себя членом определенного сообщества (членом семьи, гражданином, представителем нации, поклонником футбольной команды и т.д.).

Многие вещи делает - «так принято» и является удовлетворением этой потребности (например, греки и римляне, не носили штанов, но так было принято).

Человек считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. Например, «родственники» звучит так: эта группа совершенно посторонних людей, которые периодически собираются. Большинство чуждые друг другу личности (люди с другими интересами, другой системой ценностей, другим стилем жизни и т.д.) общаясь с родственниками. Человек испытывает душевный подъем в силу того, что при этом удовлетворяется потребность в социальной самоидентификации.

Человек может не знать лично или не испытывать симпатии к другим членам сообщества, членом которого он себя считает.

Сообщество не обязательно должно быть реальным. Например, стихотворение И.С. Тургенева:

... Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить. Чтобы такой язык не был дан великому народу!

Тургенев находит в ощущении своей принадлежности к некоему реально не существующему сообществу людей, поскольку язык — понятие не материальное, а носители же этого языка и формировали то сообщество, которое вызывало у Ивана Сергеевича отчаяние.

Сообщество к которому относит себя человек может быть метафизическим.

Патриотизм чаще всего основан на самоидентификации людей как членов метафизических. т.е. не имеющих материальных объектов, могущих служить символом единения сообществ. (Пример, переименование улиц в блокадном Ленинграде. Боевые действия велись успешнее людьми из городов, где есть Невский, Садовая, Дворцовая площадь).

Чтобы удовлетворить потребность в социальной самоидентификации, человек должен определить, какая из социальных групп в данный момент наиболее важна для него (картина Леурильо — мальчик с собакой. Радость мальчика и собаки).

Другой пример комбинированного сообщества — человек-машина (его автомобиль).

Прочие социальные потребности, точнее их набор у каждого человека, соответствуют стилю приспособления личности. Они присутствуют и у животных. Это доминирование, лидерство, подчинение, потребность в агрессии, аффилиации (персонифицированное дружелюбие) и др. Но большинство их может быть сведено к другим социальным и витальным потребностям.

Т.о. социальные потребности многообразны. Набор их у каждого человека различен.

Регулярное удовлетворение социальных потребностей необходимо для здоровья человека.

 

Идеальные потребности

имеются только у человека. Возникли недавно. Например, потребность поступать как должно, а не так как выгодно (нравственность), отсутствует у Одиссея, который знал только одну доблесть — личное мужество.

К идеальным потребностям Аристотель отнес «стремление к познанию». Надо отличать ее от потребности к информации. Человеку свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира. Например, кошка эмпирическим путем устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу человека. Но откуда берется рыба — такими вопросами кошка не озабочена.

Потребность в самопознании. «Познай самого себя» - сказал Хилон Лаконский (античность). Многообразие религиозных систем и постоянная смена доминирующих объясняется тем, что количество счастья не увеличивается, а потребность объяснить самому себе трудности жизни присуща всем людям.

Нет такой потребности — понять. Есть потребность — объяснить. Ее успешно удовлетворяет концепция Бога.

А.и Б. Стругацкие

Идеальными называются потребности, отсутствующие у животных.

Соотношение потребностей постоянно меняется. Набор основных потребностей и их иерархия у каждого человека индивидуальны.

Они характеризуют психологический тип личности, отражают мировоззрение.

Например, отрицание социальных потребностей характерно для античной школы циников. Диоген: «Все что естественно, то не безобразно». В современном понимании «цинизм» - это отрицание идеальных потребностей.

У каждого человека набор потребностей различен.

Сложные формы поведения человека являются удовлетворением определенного набора потребностей.

Любовь:

· потребность любви — гедоническая

· - социальная (потребность в доминировании «Будет дом в Чикаго, много женщин и машин» (В.Высоцкий).

· - лидерство (эгоцентричность такой любви).

Основная мотивация лидерства в любви хозяина к собаке. Большая симпатия мужчин к собакам, а женщин — к кошкам.

Собака любит хозяина как вожака. У человека то же самое. У человека существует потребность не только добровольно ориентировать свое поведение на другого человека, но и подчиняться ему. Может проявляться в мазохизме.

Удовлетворяется в любви потребности человека в эмоциях, в социальной самоидентификации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №2. 2. Потребности. Витальные | Изменение программы дополнение памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.