Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие и экологический аудит как элементы системы безопасности в экологической сфере




Необходимость защиты окружающей среды от негативного воздействия техногенной деятельности требует объединения усилий органов всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий-природопользователей, граждан и их объединений, научных и исследовательских учреждений и т.д. В свою очередь, защита от воздействия загрязненных природных объектов должна предусматривать меры как «индивидуального» характера (защита предприятия от воздействия одного или нескольких природных объектов), так и «группового» характера (защита предприятий, расположенных на территории, от негативного воздействия одного или нескольких природных объектов).

Отмеченное требование, как показывает практика, наиболее эффективно может быть выполнено только на основе комплексного подхода к решению проблем безопасности путем создания систем безопасности. Создание систем безопасности в максимально возможной степени учитывает интересы предприятий и наиболее эффективно с точки зрения использования средств, выделяемых предприятием на природоохранную деятельность.

Вместе с тем, включение предприятия в состав системы безопасности предъявляет дополнительные («системные») требования к нему по координации его природоохранной деятельности с учетом интересов остальных участников системы. Отмеченное предопределяет необходимость при проведении экологического аудита проверки соответствия деятельности предприятия указанным «системным» требованиям и ограничениям.

Система безопасности в экологической сфере - организационно-функциональное объединение субъектов обеспечения безопасности, имеющих общую глобальную цель - поддержание требуемого уровня безопасности природных объектов и предприятий, согласованные локальные цели и решающих с использованием правовых методов и экономико-правовых механизмов скоординированные задачи для достижения этих целей в условиях единых для участников системы правовых, организационных, финансово-экономических, материальных, временных и иных ограничений.

Закон «О безопасности» предусматривает наличие системы безопасности как элемента единой государственной политики в области экологически безопасного устойчивого развития России.

В целях обеспечения различных видов безопасности создаются Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (до 1996 г. - Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях), Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО), Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), Федеральная система экологической безопасности, системы охраны отдельных видов природных ресурсов.

Порядок разработки перечисленных систем определен постановлениями Правительства РФ от 02.11.95 г. №1085 (о создании ЕГАСКРО), 05.11.95 г. № 1113 (о ЕГСЧС) и ведомственными актами.

Федеральная система экологической безопасности создается как функциональная подсистема в составе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание Системы национальной безопасности в России в «экологической сфере» более соответствует современному представлению о безопасности предприятия и о мерах по ее обеспечению. Система национальной безопасности России в экологической сфере должна включать в свой состав Федеральную и иные системы экологической безопасности (местные, территориальные, региональные), а также включать либо, по крайней мере, взаимодействовать, координировать действия систем безопасности окружающей среды, таких как промышленной, пожарной, радиационной и т.д. безопасности.

Рассматривая предприятие как участника Системы национальной безопасности России в экологической сфере, отметим, что целью экологического аудита являются комплексная оценка и засвидетельствование соответствия деятельности предприятия как субъекта обеспечения техногенной безопасности окружающей среды и как объекта защиты от воздействия загрязненной окружающей среды требованиям законодательства и «системным» ограничениям.

Сформулируем основные принципы построения систем безопасности:

1) комплексный подход к обеспечению всех составляющих частей национальной безопасности России в экологической сфере применительно ко всем объектам обеспечения безопасности, входящим в эту систему, и, прежде всего, применительно к предприятиям и природным объектам;

2) декомпозиция (разукрупнение) задачи обеспечения безопасности путем: определения и учета функциональных особенностей предприятий и состояния природных объектов; постановки каждому субъекту обеспечения безопасности четко сформулированных и скоординированных задач; изыскания источников финансирования; разработки организационно-правовых, экономических и иных механизмов обеспечения безопасности объектов; «сшивания» (интегрирования) подсистем безопасности в системы более высокого уровня безопасности, и в итоге — построение национальной системы безопасности России и внесение соответствующего вклада в обеспечение глобальной безопасности;

3) организационно-функциональное выделение ведомственных подсистем обеспечения безопасности, ориентированных на обеспечение техногенной безопасности окружающей среды и экологической безопасности предприятия;

4) блочное организационное построение и «гибкое» управление силами и средствами системы: система или ее элементы могут временно переподчиняться иным системам либо, напротив, включать в свой состав организационно-функциональные элементы других систем;

5) государственное управление созданием и централизованное управление применением систем безопасности с учетом реально складывающейся экологической обстановки и с учетом отнесения территорий к зонам напряженной экологической обстановки;

6) информационно-функциональное взаимодействие системы безопасности в экологической сфере с государственными системами предупреждения о чрезвычайных ситуациях, мониторинга, пожарной безопасности и т.д.;

7) изыскание источников дополнительного (по отношению к бюджетному) финансирования путем привлечения к деятельности по обеспечению безопасности финансовых посредников, финансово-промышленных групп, иных инвесторов, непосредственно заинтересованных в обеспечении безопасности предприятий, и включения их в число участников системы;

8) комплексное применение мер обеспечения безопасности организационно-правового, эколого-экономического, инженерно-технического, научно-методологического, воспитательного и иного характера;

9) использования концепции оценки и управления техногенным и экологическим рисками как научно-практической основы системы безопасности.

Значительную роль в формировании концептуальных принципов и методов управления риском в крупных промышленных регионах играют исследования в рамках международного проекта «Оценка риска и управление им для защиты здоровья людей и окружающей среды от энергетических и других сложных промышленных систем», осуществляемые с 1986г. международными организациями— МАГАТЭ, ЮНЕП, ЮНИДО, ВОЗ.

Принципы оценки и управления экологическим риском:

1) комплекс мер организационно-правового, эколого-экономического, научно-методологического, инженерно-технического и иного характера по нейтрализации потенциальных угроз жизненно-важным интересам предприятия от загрязненных природных объектов допустим, если затраты на осуществление этих мер не превышают получаемого при этом эффекта и обеспечивают снижение экологического риска до приемлемого значения. По существу речь идет о применении общепризнанного критерия «эффективность-стоимость» («затраты - выгода»); при этом целесообразен расчет предотвращенного ущерба.

2) руководство предприятия, осознавая тот факт, что сама возможность деятельности предприятия в техногенно безопасной и экологически чистой окружающей среде уже является важным достижением в области обеспечения безопасности, соглашаются на наличие приемлемого экологического риска при осуществлении деятельности предприятия;

3) деятельность, при которой возможно образование чрезмерного экологического риска для отдельного предприятия, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для региона, территории в целом;

4) затраты на меры «индивидуальной» защиты предприятия от чрезмерного экологического риска включаются в сумму затрат на реализацию мер по обеспечению экологической безопасности предприятий, являющихся элементами системы безопасности в экологической сфере.

Переход к концепции оценки и управления риском требует внедрения в практику проектирования систем безопасности методов расчета экономических затрат на снижение уровня техногенной и экологической опасности. В целом применение этой концепции должно способствовать обеспечению устойчивого развития России, в частности, путем достижения сбалансированности целей социально-экономического развития территории, целей деятельности предприятий и экологических требований.

Политика в области управления риском будет эффективной и последовательной только в том случае, если управление риском охватывает весь спектр существующих опасностей и угроз техногенного и экологического характера.

С использованием оценок риска и показателей уровня техногенной и экологической безопасности возможны следующие виды решения о состоянии безопасности предприятия: обеспечена, обеспечена недостаточно, не обеспечена. Право принимать соответствующее решение по результатам экологического мониторинга и соответствующих проверок предоставляется субъектам обеспечения безопасности: Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководству предприятия - в зависимости от уровня системы безопасности и масштаба решаемых ею задач.

Заключение по результатам экологического аудита предприятия должно быть учтено лицом, принимающим решение о состоянии безопасности предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.