Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля




Содержание финансового контроля

Вопрос 1. Финансовый контроль.

Вопрос 3. Органы финансового контроля, их задачи и полномочия.

Вопрос 2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля.

Вопрос 1. Финансовый контроль.

Лекция №6. Тема 5. Финансовый контроль и управление финансами.

Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма лю­бого звена системы финансов. Контроль вообще предполагает деятель­ность контролирующего субъекта по воздействию на объект управле­ния путем проверок и отслеживания процесса функционирования последнего и результатов выполнения управленческих решений, а так­же по принятию адекватных контрольных мер.


 


Рис. 4.1. Модель бюджета оптимизации налогов организацией.

Финансовый контроль берет свое объективное начало от контрольной функции финансов. На практике он тесно связан с финансовым планиро­ванием и регулированием. Финансовый контроль предусматривает про­верку и мониторинг исполнения финансовых планов и результатов при­нятия мер финансового регулирования. В свою очередь результаты финансового контроля используются при финансовом планировании и регулировании для повышения их качества и эффективности. Фи­нансовый контроль связан с деятельностью органов власти и ее специ­ализированных контролирующих структур, направленной на отслежи­вание финансовых потоков в экономике страны и ее территорий, на проверку полноты и своевременности формирования публичных до­ходов, законности, результативности и эффективности осуществления
публичных расходов и использования государственных (муниципаль­ных) активов. Финансовый контроль осуществляется также на уровне предприятий (организаций) и домашних хозяйств в процессе отслежи­вания и мониторинга соответственно менеджментом и физическими лицами частнохозяйственных финансовых потоков, доходов и расходов, а также в ходе проверки финансовой деятельности хозяйствующих субъектов сторонними контролирующими органами и независимыми аудиторскими компаниями.

Финансовый контроль — это многогранная управленческая дея­тельность, принимающая разнообразные виды и формы государствен­ного и частнохозяйственного финансового контроля. Контрольная де­ятельность осуществляется на основе специальных методов, включая различные виды проверок и наблюдений. Такое разнообразие видов, форм и методов финансового контроля лишь подтверждает его боль­шое значение как элемента механизма управления финансами, обеспе­чивая его надлежащее функционирование и реализацию государствен­ной, муниципальной и корпоративной финансовой политики.

Таким образом, финансовый контроль представляет собой управ­ленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов пуб­личной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйствен­ных доходов, законности и эффективности их использования для пот лучения достоверной информации о процессе реализации финансовых планов, решений, финансовой политики, а также принятия мер ответ­ственности к нарушителям финансовой дисциплины и мер по устране­нию выявленных недостатков.

Целью финансового контроля являются своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой полити­ки на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

К задачам финансового контроля относятся:

• обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

• обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяй­ственных финансов;

• создание условий и контроль за соблюдением субъектами пуб­личной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;

• контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

• повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

• оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система. Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:

государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, тамо­женный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

негосударственный (частнохозяйственный) финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля ха­рактеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной де­ятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и др.

Элементы финансового контроля наполняют его конкретным со­держанием. К ним относятся: объекты и субъекты, методы, информа­ционная база и стандарты контроля, ответственность и меры воздей­ствия на объект и субъект контроля.

Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты — органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты — уполномоченные органы публич­ной власти и их должностные лица (парламент, правительство, мини­стерства и ведомства, администрации территорий и их структурные под­разделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (орга­ны государственного контроля, специальные контролирующие подраз­деления, создаваемые органами' публичной власти и органами управ­ления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие конт­рольную деятельность на законных основаниях (независимые аудито­ры, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.). Все субъекты финансового контроля наделены правами и обя­занностями в соответствии с нормами публичного права, уставом и дру­гими внутренними документами организаций.

Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, мониторинга, надзора и различных типов проверок и ре­визий, проводимых контролирующими субъектами. Методы финансо­вого контроля — наиболее содержательная часть контрольных проце­дур и действий.

Важным элементом финансового контроля является его инфор­мационная база, т.е. совокупность фактов финансово-хозяйственной жизни, которая характеризует конкретный объект контроля и исполь­зуется контролирующим субъектом для осуществления контрольных процедур. Информационную базу составляют показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого, налогового учета и другая информация.

Стандарты финансового контроля — это утвержденная уполно­моченными органами совокупность правил и норм осуществления кон­трольной деятельности. Стандарты государственного финансового кон­троля и аудиторской деятельности зафиксированы в законодательных и нормативных актах, регламентирующих основы организации и пра­вила проведения финансового контроля (в том числе отдельных его видов) и аудита. С целью стандартизации контрольной деятельности разрабатываются методические рекомендации (инструкции) по конк­ретным вопросам организации финансового контроля, разъясняющие способы и приемы осуществления контрольных процедур, например порядок проведения проверок и ревизий, информационная техноло­гия камеральных налоговых проверок и финансового мониторинга, стандарты банковского и страхового надзора, правила проведения ауди­та и др. Стандарты внутрихозяйственного финансового контроля раз­рабатываются самими организациями и утверждаются их руководите­лями. Субъекты финансового контроля могут также пользоваться стандартами, не имеющими прямого отношения к контрольным проце­дурам, но отклонения от которых приводят к различного рода финансо­вым нарушениям. Имеются в виду отечественные и международные стандарты финансовой отчетности, правила ведения бухгалтерского и налогового учета, бюджетные социальные нормы и стандарты, пра­вила взимания налогов и других обязательных платежей и многие дру­гие правила и финансовые нормативы.

Финансовый контроль неразрывно связан с ответственностью его субъектов, как контролируемых, так и контролирующих. Она насту­пает в случае нарушения ими норм финансового права и ненадлежащего исполнения обязанностей руководителями публично-правовых образо­ваний, предприятий и их подразделений, отвечающими за организацию финансовых потоков. В случае выявления контролирующими органами нарушений норм финансового права со стороны контролируемых субъектов последние несут административную, гражданско-правовую, уголовную и дисциплинарную ответственность. Должностные лица органов публичной власти несут также ответственность в соответствии с законами о государственной (муниципальной) службе и другими нор­мами права. При нарушении внутрихозяйственного порядка на уровне предприятия обычно наступает лишь гражданско-правовая и дисцип­линарная ответственность.

Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональ­ной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работ­ников с должности, ареста имущества и др. Финансовые санкции —. это выраженные в деньгах меры ответственности (наказания) юридических лиц (их руководителей, должностных лиц) и физических лиц, винов­ных в совершении финансовых нарушений. К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка опера­ций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа акти­вов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взи­мание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п. Финансовые санкции, устанавливаемые органами публич­ной власти (публично-правовые санкции), регламентируются норма­ми финансового права и применяются в бесспорном или судебном по­рядке, а финансовые санкции, налагаемые организациями на других лиц и своих работников (частноправовые санкции), регулируются со­ответственно условиями хозяйственных, гражданско-правовых дого­воров и внутренними документами (приказами руководителя и т.д.).

Как любая система, финансовый контроль строится на определен­ных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организа­ции финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.

Законность контроля — один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. В качестве публично-правовой основы вы­ступает законодательная и нормативная база, регламентирующая конт­рольную деятельность в рамках проведения государственного контроля и аудита, а в качестве частноправовой основы — внутренние документы (устав, положения, приказы и т.д.) хозяйствующего субъекта и его упол­номоченных лиц, регламентирующие организацию внутрихозяйствен­ного (внутреннего) финансового контроля. Законность контроля обес­печивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Рос­сийской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.

Объективность финансового контроля обеспечивается достовер­ностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролиру­ющих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализ­мом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченно­стью контрольных действий.

Независимость контроля, обычно заявляемую в специальной ли­тературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в фи­нансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимы­ми. С другой стороны, можно говорить об относительной организаци­онной и функциональной независимости контрольных органов. Фи­нансовый контроль может быть результативным только при условии независимости уполномоченных органов и лиц от контролируемых субъекта или объекта, самостоятельности в выборе программы и спо­собов реализации контрольных действий, в использовании предостав­ляемых контролирующим субъектам прав в области проведения конт­роля.

Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понима­ются публичность (общедоступность) его результатов с учетом соблю­дения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тес­ная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и иска­жение информации. На практике этот принцип реализуется путем пуб­ликации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства инфор­мации и результатов контроля, нормативно-правового и методического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.

Принцип разграничения функций и полномочий предполагает чет­кое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномо­ченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуще­ствляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.

Структурная характеристика системы финансового контроля была бы неполной без включения в ее состав процедур проведения конт­рольных действий — установленного порядка осуществления конт­рольного процесса (контрольной деятельности). Контрольный процесс представляет собой целенаправленную деятельность контролирующих субъектов с использованием специальных методов непосредственного осуществления контрольных действий и операций. Обычно выделяют следующие этапы процесса финансового контроля:

1. планирование (определение объекта, цели, задач, форм, видов и методов контроля, а также показателей, по которым будет осущест­вляться оценка деятельности контролируемого субъекта и его решений);

2. проведение контроля (сбор оперативных данных и накопление иной информации, характеризующих состояние объектов контролиру­емого субъекта, и их предварительная оценка);

3. оценка и систематизация результатов контроля и принятие по ним решений (обобщение и упорядочение собранной информации по установленным критериям, окончательная оценка результатов контро­ля, принятие решений, включая меры ответственности, и оформление отчетного документа);

4. исполнение результатов контроля и решений (доведение при­нятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных сторон и лиц, разработка и реализация мероприятий по устранению выявленных нарушений и слабых мест, применение мер ответственно­сти к виновным лицам).

 

Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосудар­ственный (частнохозяйственный) финансовый контроль. Необходимость выделения отраслей финансового контроля обусловлена структурным делением системы финансов на публичные и частнохозяйственные финансы, отличающиеся степенью централизации и правовой формой движения финансовых ресурсов, образования и использования дохо­дов в экономике.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осу­ществляется органами публичной законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также специально созданными контроли­рующими органами с целью обеспечения законности, целесообразно­сти, результативности и эффективности формирования и использова­ния финансовых ресурсов и доходов государства и муниципальных образований. Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор пу­тем проверки соблюдения налогового, банковско-кредитного, страхового, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сде­лок. Таким образом, объектом государственного (муниципального) контроля является вся совокупность денежных отношений, обеспечи­вающих функционирование экономики страны, ее структурных сфер, отраслей, видов деятельности и территорий, связанная с формирова­нием и использованием финансовых ресурсов и доходов органов госу­дарственной власти и местного самоуправления.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль отли­чается видовым разнообразием как по субъектным, так и по объект­ным классификационным признакам.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуще­ствляется различными уполномоченными субъектами, состав и функ­ции которых зависят от формы государственного управления и госу­дарственного устройства страны, других ее особенностей и традиций.

В зависимости от институциональной структуры публичной вла­сти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами за­конодательной (представительной) власти; главой государства (субъек­та федерации федеративного государства); органами исполнительной власти.

В России первый вид контроля осуществляется двояким образом: непосредственно органами государственной законодательной (предста­вительной) власти и местного самоуправления (Советом Федерации и Государственной Думой РФ, законодательными собраниями субъек­тов РФ и представительными органами местного самоуправления); через специально созданные ими контролирующие органы (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ). Контроль, осуществляемый обеими палатами Федерального Собрания и их фи­нансовыми комитетами, а также региональными и местными органами законодательной (представительной) власти, производится в процес­се рассмотрения и принятия связанных с финансами законов (реше­ний), рассмотрения и утверждения бюджета, заслушивания отчета о его исполнении, в ходе деятельности постоянных и специальных комис­сий по расследованию определенных финансовых нарушений и т.д. Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ осу­ществляют контроль за расходованием средств соответствующих бюд­жетов, использованием государственного имущества и других финансовых вопросов в порядке собственной инициативы и по запросу зако­нодательных органов власти.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ и глав субъек­тов РФ осуществляется в виде надзора за исполнением издаваемых ими указов и распоряжений, касающихся финансовых вопросов. Такой конт­роль, например со стороны Президента РФ, осуществляется как непо­средственно самим главой государства, так и через его Администрацию и уполномоченные им контрольные органы, в частности Главное конт­рольное управление Президента. Подобный порядок действует и на региональном уровне.

Финансовый контроль исполнительной власти в России осуще­ствляется через систему контрольных органов, формируемую Прави­тельством РФ и администрациями субъектов РФ и местного самоуп­равления. Контроль в данном случае возлагается на Минфин России и его ведомственные структуры, Федеральное казначейство и его территори­альные управления, финансовые органы субъектов РФ и их структур­ные подразделения, финансовые органы муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

В зависимости от уровня публичной власти финансовый контроль и его органы в федеративном государстве делятся на федеральные, ре­гиональные и муниципальные. Федеральными органами контроля в России являются Минфин России РФ и его федеральные службы, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др. В регионах создаются и функционируют финансовые органы и контрольно-счетные палаты субъектов Федерации, управления государственного финансо­вого контроля и другие контрольные органы субъектов РФ. На местном уровне финансовый контроль осуществляют собрания местного само­управления и муниципальные финансовые органы.

В составе специальных органов государственного финансового контроля выделяются контрольные органы широкой юрисдикции (с широкими полномочиями) и специализированные на каком-либо од­ном направлении органы контроля. К первым относятся, например, Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ и контрольные палаты субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др. Узкоспециализированными контролирующи­ми органами являются, например, Банк России (в лице его надзорных структур), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба страхового надзора и др.

В разрезе пообъектного классификационного признака государ­ственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страхо­вой, банковский, антимонопольный (в части соблюдения финансового законодательства) контроль, контроль денежных доходов и расходов населения и т.д. В широком понимании бюджетный контроль включа­ет налоговый, внебюджетный, таможенный и другие виды контроля, однако каждый из них имеет и самостоятельное значение — свои кон­кретные цели, задачи, объекты, субъекты и методы.

Второй отраслью финансового контроля является негосудар­ственный (частнохозяйственный) финансовый контроль, который включает следующие виды: аудиторский контроль, внутрихозяйствен­ный финансовый контроль организаций и домашних хозяйств, обще­ственный финансовый контроль. Негосударственный финансовый кон­троль осуществляется независимыми аудиторскими организациями либо аудиторами и общественными организациями, объединениями, а также должностными лицами, специализированными подразделени­ями организаций и отдельными специалистами, индивидуальными предпринимателями и членами семей с целью проверки и отслежива­ния целесообразности, законности, достоверности и эффективности внутрихозяйственных финансовых потоков. Объектом такого финан­сового контроля является вся совокупность денежных отношений, воз­никающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций и домашних хозяйств.

Важное место в составе негосударственного финансового контро­ля занимает аудиторский контроль. Он представляет собой конт­рольную деятельность, осуществляемую аудиторскими организация­ми или отдельными аудиторами путем проведения независимых проверок отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления финансовой отчетности органи­зациями.

Сам термин «аудит» происходит от латинского глагола «слушать», что подчеркивает доверительность во взаимоотношениях аудитора со своим клиентом (аудируемым лицом). Поэтому основной целью ауди­та является составление (со стороны аудитора) и получение (со сторо­ны аудируемого лица) независимого квалифицированного мнения о правильности и законности совершения бухгалтерских записей, от­ражающих финансово-хозяйственную деятельность субъекта и ее ко­нечные результаты, и о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению недостат­ков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и до­стоверность показателей отчетности. В процессе проверки аудитор дол­жен определить по каждому разделу аудита: полноту отражения объектов имущества и финансовых обязательств; точность расчета объектов имущества и обязательств; адекватность стоимости объектов и выбранных методов их оценки реально сложившейся ситуации; со­ответствие операций и, фактов тем периодам, когда они реально про­изошли; принадлежность субъекту активов и пассивов; адекватность применяемой корреспонденции счетов установленным правилам. По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заклю­чение, которое может быть предназначено как для внутренних пользо­вателей (руководства и собственников аудируемого лица), так и для внешних пользователей (налоговых органов, инвесторов) в зависимо­сти от вида аудиторской проверки.

В международной и отечественной теории и практике аудита вы­деляются следующие его виды: оперативный аудит, аудит на соответ­ствие требованиям и аудит финансовой отчетности. Названные виды аудиторского контроля могут принимать формы внешнего и внутрен­него, инициативного и обязательного аудита.

Операционный аудит предполагает проверку любой части про­цедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. Результатом ауди­та является передача управленческому персоналу рекомендаций по со­вершенствованию операционной деятельности. Аудит на соответствие принятым требованиям проводится в целях установления соответ­ствия: бухгалтерской отчетности принципам бухгалтерского учета, дей­ствий налогоплательщиков требованиям налогового законодательства, деятельности государственных организаций установленным предписа­ниям, действий внутренних подразделений организации требованиям ее администрации и т.д. Аудит финансовой отчетности предполагает проверку на соответствие финансовой (бухгалтерской) отчетности опре­деленным критериям: действующему законодательству и положениям по бухгалтерскому учету, имеющейся информации о движении денеж­ных средств или какой-либо другой основе, свойственной бухгалтерии проверяемого субъекта. Результаты аудита финансовой отчетности в виде заключения обычно рассчитаны на всех пользователей.

Внешний аудит осуществляется сторонними для аудируемого субъекта специалистами-аудиторами (главным образом на договорной основе), которые должны высказать и засвидетельствовать свое мнение об объекте аудиторской проверки. Объем, содержание и характер внеш­него аудита определяются договором, а также качеством внутреннего аудита, но обычно ориентированы на важнейшие позиции отчетности и источники доходов. Внешний аудит связан с выявлением фактов мо­шенничества и хищений, приписок и иных искажений отчетности.

Внутренний аудит осуществляется специалистами по учету, контро­лю и анализу, работающими в данной хозяйственной системе, для удов­летворения потребностей ее администрации. Проверке подлежат хо­зяйственно-финансовые операции, эффективность использования ресурсов, состояние учета, отчетности и внутрихозяйственного конт­роля, в том числе на соответствие принятой учетной политике и общеметодическим положениям. Внутренний аудит является частью внут­рихозяйственного контроля и прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материаль­ной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженностей по недостачам, растратам и хищениям.

Инициативный аудит обычно проводится по решению руковод­ства организации (иногда индивидуального предпринимателя) или ее учредителей. Целью такого аудита являются выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности и исчислении налогов, проведение анализа финансового состояния, разработка ре­комендаций по повышению эффективности деятельности предприятия. Заказчиками проверки могут выступать также партнеры предприятия по бизнесу (поставщики, банки, потенциальные инвесторы), правоохра­нительные органы (при наличии санкции) и др. Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка правильности ведения бухгалтер­ского учета и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в отношении следующих субъектов: открытых акционерных обществ, бирж, инвестиционных фондов, государствен­ных внебюджетных фондов, негосударственных социальных и иных фондов; государственных и муниципальных унитарных предприятий; организаций или индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации за один год в 500 тыс. раз превышает законода­тельно установленный МРОТ или сумма активов которых на конец отчетного года превышает МРОТ в 200 тыс. раз.

В отличие от государственного финансового контроля аудитор­ский контроль осуществляется на договорных началах, аудируемый субъект имеет право выбора аудиторской организации или аудитора, выявление в ходе проверки финансовых нарушений непосредственно не влечет за собой применения финансовых санкций.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется ад­министрацией и специальными подразделениями организаций, а так­же домашними хозяйствами (индивидуальными предпринимателями и непредпринимателями) с целью контроля результативности и эффек­тивности использования финансовых ресурсов, предотвращения и выявления финансовых нарушений и злоупотреблений в собственном хо­зяйстве. По субъектам внутрихозяйственный финансовый контроль де­лится на контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домаш­них хозяйств. Внутрихозяйственный финансовый контроль организаций имеет ряд особенностей: контрольные действия осуществляют работни­ки хозяйствующего субъекта; отсутствует единая нормативно-право­вая база контрольной деятельности, что позволяет говорить об инди­видуальности контрольного процесса, определяемой руководством субъекта; контрольная деятельность имеет постоянный характер. Внут­рихозяйственный финансовый контроль направлен на повышение от­ветственности работников и должностных лиц организации, обеспече­ние платежеспособности и рационального использования финансовых ресурсов (доходов), выявление и предотвращение финансовых нару­шений и злоупотреблений, устранение недостатков и диспропорций в области организации финансов и накопление информации для при­нятия управленческих финансовых решений. Наибольшей самостоя­тельностью и возможностью проведения полноценного внутрихозяй­ственного финансового контроля обладают коммерческие организации. В рамках некоммерческих бюджетных учреждений роль внутрихозяйственного контроля перекрывается первостепенной значимостью госу­дарственного финансового контроля. Внутрихозяйственный финансовый контроль домашних хозяйств наиболее демократичен, но он ограничен финансовыми и иными возможностями этих субъектов и чаще всего основан на совмещении руководящих и контрольных функций в лице индивидуального предпринимателя или главы семьи.

Еще одна разновидность негосударственного финансового контроля — общественный финансовый контроль, который осуществляется представителями общества: общественными организациями и объедай нениями. Такими контролирующими субъектами в России являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федера­ции, профессиональные союзы, религиозные организации, общественные организации и союзы инвалидов, Союз промышленников и предпринимателей и др. Целью общественного финансового контроля: является защита финансовых интересов граждан, а его объектом — де­нежные отношения, возникающие в процессе нарушения финансовых прав и ущемления финансовых интересов граждан, их Отдельных со­циальных и профессиональных групп со стороны органов государствен­ной (муниципальной) власти и работодателей.

Видовое разнообразие государственного и негосударственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм. Под фор­мами финансового контроля понимаются конкретные особенности контрольной деятельности в зависимости от того или иного формального признака. В этой связи можно выделить основные формы финансово­го контроля в зависимости:

• от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового дей­ствия (операции): предварительный, текущий и последующий контроль;

• места проведения контрольных действий: камеральный и вы­ездной контроль;

• отношения друг к другу контролирующего и контролируемого субъектов: внешний и внутренний контроль;

• полноты и масштаба охвата объектов контрольными действия­ми: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль;

• периодичности проведения контрольных действий: системати­ческий, периодический и разовый контроль.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до мо­мента совершения подконтрольных финансовых операций и действий с целью предотвращения возможных финансовых нарушений и недо­статков. Например, предварительный казначейский контроль, провер­ка бюджетных и сметных параметров, показателей финансовых пла­нов до их утверждения уполномоченными органами управления и т.д. Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления финансовой деятельности (действий и операций) с целью оценки те­кущего состояния контролируемого объекта, оперативного выявления недостатков и отклонений от параметров финансовых планов. В про­цессе текущего финансового контроля осуществляется мониторинг исполнения финансовых планов и прогнозов, рассматриваются и про­веряются отдельные аспекты финансовой деятельности и т.д. После­дующий финансовый контроль предполагает проведение проверок, ревизий и других контрольных действий после совершения подконт­рольных действий и операций, чаще всего по результатам финансовой деятельности за определенные отчетные периоды (квартал, полугодие, девять месяцев, год), с целью полной оценки состояния контролируе­мого объекта и субъекта, выявления финансовых нарушений и их устра­нения. Обычно по результатам последующего контроля составляются акты, где указываются нарушения и меры по их устранению.

Камеральный финансовый контроль совершается по месту нахож­дения контролирующего органа на основе документов, предоставляе­мых контролируемым субъектом, а выездной финансовый контроль — по месту нахождения контролируемого субъекта на основе первичных документов и непосредственного осмотра объекта контроля. Внешним является финансовый контроль, осуществляемый независимыми от контролируемого субъекта контролирующими органами, например контроль органов государственного финансового контроля деятельно­сти органов публичной власти, аудиторский, налоговый контроль дея­тельности организаций и т.д. Внутренний финансовый контроль — это ведомственный контроль, осуществляемый в структуре системы орга­нов публичной власти, и контроль, осуществляемый администрацией и специальными подразделениями организаций, а также домашними хозяйствами в отношении внутрихозяйственных финансовых потоков и других объектов контроля.

Сплошной финансовый контроль охватывает все финансовые по­токи (операции) подконтрольного субъекта в целом, а выборочный — только ту их часть, которая определена в качестве эталонной (по ней можно судить о состоянии контролируемого объекта и субъекта в це­лом), приоритетной или проблемной. Комплексный и тематический финансовый контроль близки по содержанию и целям сплошному и вы­борочному контролю соответственно, но охватывают не только финан­совые потоки (операции), но и другие связанные с ними аспекты хо­зяйственной деятельности и объекты (например, контроль путем ревизии). Систематический финансовый контроль проводится постоянно, без привязки к конкретным периодам; периодический контроль осуществляется регулярно, но в установленные сроки (чаще всего по итогам отчетных периодов), а разовый контроль — единовременно и, как правило, без установления конкретных сроков.

Формы финансового контроля непосредственно связаны с опре­деленными его методами. К основным методам финансового контроля, обычно относят проверку, ревизию, обследование, надзор, мониторинг, учет налогоплательщиков и некоторые другие.

Важное место в системе методов финансового контроля, особен­но государственного, занимают финансовые проверки. Они представ­ляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законности отдельных финансовых операций и всей финансовой деятельности проверяемого субъекта с целью применения мер ответственности за допущенные финансовые правонарушения. Финансовые проверки могут быть:

• камеральные (осуществляются по месту нахождения контро­лирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахождения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта); тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю фи­нансовую деятельность субъекта);

• повторные и встречные (проводятся для уточнения результа­тов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предше­ствующих контролеров);

• документальные (анализ первичных бухгалтерских докумен­тов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (провер­ки на соответствие данных, отраженных в финансовых доку­ментах и отчетности, фактическому наличию активов (имуще­ства);

• плановые и внеплановые.

Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения провер­ки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюде­ния, обмера, инспектирования и т.д.

К проверке близок, по своей сути, такой метод финансового конт­роля, как ревизия — комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего ревизионная деятельность предполага­ет использование приемов документальных и инвентаризационных выездных проверок. По сравнению с проверками ревизия позволяет собрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъек­та, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финан­сового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразно­сти, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, на проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности дан­ных учета и отчетности и сохранности имущества, на выявление нару­шений и недостатков в деятельности ревизуемого субъекта.

Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплек­сная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйствен­ной деятельности субъекта контроля. Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйствен­ной деятельности проверяемого субъекта. Комплексная ревизия явля­ется наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта — его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Тематическая ревизия осуществляется на опреде­ленную тему по деятельности однотипных субъектов и (или) по одно­типным операциям, что позволяет выявить типичные нарушения и не­достатки при минимальных трудовых затратах и принять меры к их устранению. Сплошная ревизия предусматривает проверку всех операций на определением участке деятельности за весь проверяемый пе­риод. Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы пере­ходят к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным уча­сткам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объе­мом документооборота и операций).

Надзор — это метод финансового контроля, представляющий со­бой совокупность контрольных действий в виде периодического наблю­дения за соблюдением организациями условий осуществления лицензи­руемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением уста­новленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может по­влечь за собой отзыв у организации лицензии.

Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдае­мого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативно­го выявления слабых мест.

Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий кон­трольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нару­шающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налого­вых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами.

Методом внутрихозяйственного (и одновременно объектом внеш­него) финансового контроля выступает система бухгалтерского учета организаций, включающая производственно-хозяйственный, финансо­вый и управленческий учет. Бухгалтерский учет, в частности, обобща­ет и систематизирует информацию о фактах финансово-хозяйственной жизни организации, что является одной из задач финансового контро­ля. Бухгалтерский учет и внутрихозяйственный контроль — две сторо­ны единого учетно-контрольного процесса организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.