Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запоминание изолированных фраз, предложений текстов

ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

 

а) Исследование непосредственного запечатления и удержания мнестических следов

 

 

1) Исследование непосредственного удержания зрительных следов.

Испытуемому предъявляют 3—4 зрительных изображения (простые геометрические фигуры, которые он должен рассматривать в течение 5—10 секунд, после чего эти фигуры закрывают, а испытуемый должен нарисовать те из них, которые он запомнил.

 

Инструкция: сейчас я вам покажу на 5-10 секунд несколько фигур, вы внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, я вас попрошу их нарисовать по памяти. (Старайтесь рисовать фигуры в том же порядке, в котором они нарисованы на образце. Фигуры можете рисовать в любом порядке, порядок не важен).

 

 

Ошибки: 1) снижение объема (затылочные отделы или же лобная аспонтанность), 2) конфабуляции или контаминации (лоб), 3) искажения (пространственные ошибки, фрагментарность, искажения существенных деталей) (затылочные или теменно-затылочные отделы), 4) нарушение порядка (правополушарные функции)

 

 

2) Исследования удержания слуховых следов

 

3) Исследование кинестетической памяти

 

предъявляют ряд положений руки (позы на кинестетич праксис или КРЛ), которые нужно воспроизвести.

 

Инструкция: сейчас я вам покажу несколько поз на руке, вы внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, я вас попрошу их повторить (в том же порядке).

 

Ошибки: 1) снижение объема (постцентральные отделы или же лобная аспонтанность), 2) конфабуляции или контаминации (лоб), 3) искажения (пространственные ошибки, кинестетические замены) (постцентральные отделы), 4) нарушение порядка (правополушарные функции).

 

4) Исследование прочности удержания словесных следов

 

Испытуемому диктуют (или предъявляют в написанном виде) серию из 3 или 4 слов или цифр, которые он должен сразу же повторить.

 

Инструкция: сейчас я вам назову несколько слов, вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить, когда я закончу, назовите те, которые запомните. (Старайтесь называть слова в том же порядке, в котором я назову. Слова можете называть в любом порядке, порядок не важен).

 

Ошибки: 1) нарушения избирательности: контаминации, конфабуляции (нарушения лобного типа). 2) снижение объема (левый висок) 3) нарушение порядка (правополушарные функции лоб или висок). 4) вербальные парафазии по семантическому признаку (средне височные или теменно-задне-височные отделы) 5) вербальные парафазии по фонематическому признаку (верхневисочные отделы или лобные). 6) литеральные парафазии (вторично по отношению к афатическим нарушениям).

 

 

 

количество слов увеличивается, но объем мнестических единиц нет.

 

 

Для того чтобы выяснить, насколько легко больной может переключаться от воспроизведения одного ряда слов на воспроизведение другого ряда, больному предъявляется два ряда слов. При явлении патологической инертности в мнестической сфере при воспроизведении второго ряда воспроизводятся элементы первого.

 

Объем выясняется с помощью последовательного увеличения числа раздражителей, входящих в предъявляемую испытуемому группу. Прочность непосредственного удержания исследуется с помощью увеличения паузы между предъявлением ряда раздражителей и началом их воспроизведения, с доведением этой паузы до 10—15 секунд. В отдельных случаях полезно вводить специальные отвлечения, заполняя паузу посторонним разговором; тормозящее влияние этого фактора может существенно сказываться на воспроизведении материала.

 

Это повышение сложности можно рассматривать как этапы исследования.

 

1) больному прочитывается (или предлагается зрительно) ряд из 3, а затем из 4 и, наконец, из 5 слов, которые он должен выслушать и сразу же воспроизвести.

 

2) между прочтением ряда слов и их воспроизведением делается пауза в 5—10 секунд

 

3) воспроизведение серии слов отделяется от ее предъявления паузой в 10—15 секунд, во время которой больной отвлекается посторонним разговором.

 

Также можно вводить условие порядка элементов.

 

При общих изменениях корковой деятельности сужение объема и прочности непосредственно удерживаемых следов проявляется относительно равномерно в различных сферах, при очаговых поражениях мозга оно может преимущественно проявляться в одной модальности, указывая на то, работа какого анализатора больше всего пострадала при данном поражении.

Височная, зрительная, теменная и пр. Инертность – при лобной патологии.

 

 

Специальный интерес имеют опыты, в которых изучается, возможность воспроизведения следов в условиях гомогенной интерференции.

 

б) Исследование процесса заучивания

V

6) запоминание обычно 5 полувербализуемых фигур.

 

Инструкция: сейчас я вам покажу несколько фигурок, посмотрите на них внимательно и постарайтесь запомнить. Запоминайте фигуры в том же порядке, в каком они нарисованы. Я вас попрошу их нарисовать.

 

Не более 5 предъявлений. Продукты деятельности больному не показывать.

 

Ошибки: снижение объема (затылочные отделы), нарушение порядка (ПП), зрительные (затылок), пространственные искажения (ТРО), упрощение фигур (затылок или лоб), контаминации или конфабуляции (лоб).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Два конкурирующих текста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.