Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование письма и чтения

 

 

Исследование звукового анализа и синтеза слов.

 

  1. Определение количества звуков в слове. Слово предъявляется на слух.

 

Сколько букв в слове дом, кот, стол, Москва и пр. Слова со стечением согласных: кораблекрушение.

 

Слова усложняются по фонетической или артикуляторной сложности.

 

Обращается внимание на то, как больной выполняет пробу, в уме автоматизировано или развернуто, проговаривая.

 

Сенсибилизация – зажать язык между зубами.

 

  1. Выделение отдельных звуков из слова.

 

Какой звук (буква) второй в слове «дом», третий в слове «мост» и т. д.

 

Слова усложняются по фонетической или артикуляторной сложности.

 

Обращается внимание на то, как больной выполняет пробу, в уме автоматизировано или развернуто, проговаривая.

 

Для затруднения решения та же проба проводится при исключении артикуляции; для ее облегчения предъявляемое слово произносится четко, с раздельным произнесением каждого входящего в его состав звука.

 

3. Исследование позиции звука в слове.

 

Какой звук (буква) в слове «стол» стоит после «о» или перед «т».

 

Эта задача, требующая не только выделения звука из целого слова, но и сохранной оценки положения звуков по отношению друг к другу, является важной предпосылкой для процесса письма и может существенно нарушаться при всяком дефекте «обозрения» звуковой структуры слова и той последовательной схемы звуков, из которых оно состоит.

 

4. Акустический синтез слов.

 

Например, т-р-о или к-о-т, или с-т-о-л.

Для того чтобы избежать непосредствнного акустического слияния этих звуков и установить возможность их сложного вторичного синтеза, эти звуки при предъявлении разделяют каким-нибудь промежуточным словом. Задача предлагается испытуемому в такой форме: «Какое слово я скажу. К, потом О, потом Τ или: С, потом Г, потом О, потом Л?»

 

Для анализа возникающих трудностей эта проба, как и предыдущие, может проводиться в условиях включения или выключения артикуляций (проговаривания) испытуемого.

 

Поражение височных отделов коры левого полушария, вызывающее нарушение акустико-гностических процессов. Слова воспринимаются ими как нечленораздельные шумы. Поэтому больной не может ни сказать, из скольких звуков (букв) состоит данное слово, ни тем более обозначить эти отдельные звуки и проанализировать их взаимные отношения.

В менее резко выраженных случаях поражения левой височной доли картина может существенно меняться. Больной, относительно легко схватывающий отдельные слова и понимающий их значение, продолжает испытывать заметные затруднения при анализе их звукового состава. Эти затруднения могут выражаться в том, что, легко выполняя задачу выделения отдельных звуков в акустически простых словах, больной начинает испытывать затруднения при звуковом анализе слов, включающих безударные гласные или стечение согласных. В этих случаях он неизменно обращается к помощи артикуляции, тщательно проговаривая слова и опираясь в пересчете звуков не столько на слуховые, сколько на кинестетические сигналы; однако и эта помощь часто оказывается недостаточной, и пропуск звуков продолжается.

Еще большие трудности возникают при качественном анализе звуков, при котором к описанным трудностям добавляются трудности различения близких фонем.

 

Больные с акустико-мнестической афазией испытывают трудности в удержании серии звуков, а их следы настолько непрочными, что чаще всего такие больные либо отказываются от выполнения подобного задания, либо удерживают лишь один фрагмент из предъявляемой структуры и «угадывают» то слово, частью которого этот фрагмент может быть.

 

Афферентные больные: затруднение в выделении слабо артикулируемых звуков — безударных гласных и элементов, входящих в комплекс согласных. Дает их ошибочную артикуляцию и соответственно ошибочно квалифицирует звуковые компоненты слова.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспрессивная речь | Парагнозии по артикуляторному признаку Н,Л,Т. М,П
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.