Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкретное толкование




 

 

Д) Исследование процесса формирования понятий

 

 

1) Определение понятий, при которых больному дают ряд слов, обозначающих различные понятия (например, «стол», «трактор», «дерево», «трамвай», «остров» и т. д.) и предлагают определить их.

 

Инстр: Сейчас я вам назову слово, а вы мне дадите его определение.

 

Исследующий обращает внимание на то, в какой мере больной, определяя понятие, оказывается в состоянии применить отвлеченные категории, включая данное понятие в систему эквивалентных или более общих понятий,

 

(например, «стол — это вид мебели, на который ставится посуда, кладутся книги, за которым сидят» и т. д.), специально выделяются случаи, когда он ограничивается лишь описанием данного предмета, вводя его в наглядно-действенную ситуацию («стол бывает письменный или обеденный», «у нас в палате стоит стол, его накрывают» и т. д.).

 

 

Естественно, что для правильной оценки получаемых результатов необходимо учитывать преморбидный уровень больного.

 

2) Сравнение понятий

 

 

Сейчас я вам назову два слова, а вы мне скажете, чем они сходны и чем отличаются друг от друга.

 

В этих опытах больному предлагаются пары понятий, которые он должен сравнить, и либо найти общее между ними, обозначив их одним словом (например, «стул и диван — это мебель»), либо найти различие между ними (например, «заяц — это дикое животное, а кролик — домашнее»).

 

Следует обращать особое внимание на то, в какой мере больной может выходить за пределы непосредственного описания обоих предметов и подняться до операции сравнения посредством их отнесения к известной категории.

 

В случае, если больной не может выполнить эту задачу самостоятельно, ему дают пример правильного выполнения этой операции и прослеживают, как он может переносить данный ему принцип на другие примеры.

 

 

3) Нахождение аналогий

 

Инструкций по показу.

 

Здесь написаны два слова, они находятся в определенном отношении, связаны между собой. В данном случае противоположны. Тут написано третье слово, надо к нему подобрать пару, которая была бы связана с ним, так же как связаны первые два слова.

 

Больному дают пару слов, стоящих друг с другом в определенных отношениях, и предлагают третье слово, к которому больной должен подобрать аналогичное отношение (например, высокий — низкий; добрый —? (злой); стол — ножка; велосипед —? (колесо) или более сложное (полк — солдаты; библиотека —? (книги); река — берег; улица —? (тротуар) и т. д.).

 

В специальном варианте опыта больному может предлагаться задача самостоятельно выбрать нужное слово из трех возможных альтернатив:

 

высокий — низкий; добрый —? (бедный, злой, человек) полк — солдаты; библиотека-—? (читатель, здание, книги).

 

Этот вариант опыта снимает необходимость подыскивать слова, но ставит больного перед более сложной задачей сделать выбор из ряда альтернатив и затормозить. связи, строящиеся на основе близких, но не соответствующих задаче отношений.

 

 

Часть целое, противоположное, синонимы ….

 

 

4) подбор противоположных понятий

 

Инстр: Сейчас я вам назову слово, а вы попробуете подобрать слово противоположное по смыслу.

 

 

сладкий, мягкий, твердый

 

Автоматизировано ли выполняет, не соскальзывает ли.

 

Показ на примере, и анализ возможности переноса.

 

В специальном варианте опыта больному предлагают не находить нужные слова самостоятельно, а выбрать нужное слово из трех предложенных, причем среди этих два слова стоят к заданному слову в иных отношениях.

 

 

Лобные: является легкая потеря избирательности связей и замена их побочными связями или интертными стереотипами.

инертно закрепившимися от ранее проделанных операций.

соскальз ывает на побочные связи,

больной с поражением лобных долей мозга, относительно легко решающий задачу на нахождение аналогии в обычных условиях, оказывается не в состоянии решить ее, если ему предъявляется несколько возможных решений, из которых он должен выбрать адекватное («избирательный» вариант решения).

 

Общемозговые: колебания эффективности, конкретность абстрактность.

 

Вторично от зрител гнозиз, речевые нарушения при необходимости читать и говорить.

 

 

Классификация

 

1) «4-й лишний».

 

Инструкция: Здесь 4 предмета. Один из них не подходит к 3 остальным, лишний. Остальные предметы можно объединить в какую-то одну группу или назвать одним названием.

 

Разные варианты провокаций, на конкртено-ситуатиное обобщение или на латентное.

Особо отмечаются те случаи, когда больной не в состоянии это сделать, сближая предметы лишь по их внешнему виду (форме, цвету, величине) или же заменяя операцию отнесения предметов к определенной категории другой конкретной операцией — воссоздания той ситуации, в которой эти предметы могут участвовать вместе.

 

Классификация

 

70 карточек

 

Инстр: 2 этапа

1) глухой этап

<разложите эти карточки группы что к чему подходит>.

 

Если больной задает

вопросы о том, как надо раскладывать, ему отвечают на этом первом этапе

умончиво: <Начните работать и сами увидите, как надо>.

 

После того как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, дается вторая

Явструкция и начинается второй этап работы. Он начинается с положительной

"Уценки или критических замечаний по поводу того, что больной уже сделал.

Экспериментатор говорит; <Правильно, вот вы положили вместе мебель, так и

надо объединять все по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы

одного сорта, чтобы их можно было назвать одним названием> - или, если

больной кладет карточки ошибочно: <Нет, это не имеет значения, что одежда

висит в шкафу, класть надо вместе предметы одного сорта так, чтобы их можно

было назвать одним названием, мебель нужно положить с мебелью, одежду с

 

Поскольку инструкция должна быть всегда одинакова, нет надобносги записывать ее

в протокол, но обязательно отмечать ее чталы (1, II, III).

 

жить с мебелью, одежду с одеждой>.

 

Экспериментатор записывает в про-

токол действия больного и время от времени спрашивает его, почему он поло-

жил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную групп у.

 

Но даже при безупречной работе больно-

го о названиях нескольких групп спросить необходимо. Не следует спрашивать

больного (как это часто ошибочно делают неопытные экспериментаторы) толь-

ко о тех группах, которые сложены ошибочно.

 

Если экспериментатор замечает




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.