Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысловые элементы в художественной концепции. (Смыслообразование)




Постижение смысла пространства в образе. Методика прототипного проектирования.

Тематизация - исходный пункт в смыслообразовании. Тема - как объективное содержание пространства. Развитие темы в проектную идею. Художественная идея. Прием сопоставления.

Связывая или сталкивая в художественном образе различные аспекты бытия в условном пространстве, дизайнер образует смысл. Смысл, в равной мере, должен всегда относится и к объекту проектирования, и к решению элементов в пространстве, и к автору проекта, ибо он есть авторская тема, идея, проектный замысел.

В том, что объект пространства обладает внутренним смыслом, не сводимым к её материальному бытию, является известное явление «сопротивляемости» интерьера при попытке «пересадит» его из одной культуры в другую. Обычно такие попытки кончаются неудачей. Эта «сопротивляемость» технологий, обнаруживает её причастность к соответствующей ей культуре, мотивированность его смысловым контекстом социально – культурной среды.

Смысл пространства не только выражается, но и постигается в образе. Понять смысл – значит, увидеть вещи в пространстве как образы социально – культурного бытия.

Пример:

Дано задание, спроектировать обеденную зону и всю необходимую обстановку, но не для современного потребителя, а для потребителя эпохи раннего средневековья или греческого гражданина. Если действовать по методике прототипного проектирования, то есть попытаться перенести в эпоху средневековья или в греческий период образцы современных вещей, дизайнера постигнет полная неудача. И не только потому, что в его распоряжении не окажется технологий, на которую рассчитаны сегодняшние вещи, не только потому, что применяемый язык чертежей некому будет читать, но главное потому, что в эпоху, для которой выполняется «заказ», ели и пили не так, как сегодня. Ели тогда прямо руками, без тарелок, поскольку и сама форма пищи, и культура застолья не требовали приборов. (Тарелки появились только в XVI – XVII веках с введением в меню соусов и приправ). Исходя из этого, в проекте необходимо будет предусмотреть специальные бортики по краю стола, дабы средневековый потребитель не замарал своего платья падающими со стола объедками. Необходимо принять во внимание и то, что в те времена любили вешать драпировку вокруг стола для украшения. В греческом обществе, вообще, люди ели полулёжа на скамьях, на которых были накинуты шкуры.

Воспроизведя этот или иной образ жизни другого временного периода, включая организацию быта, ремесленного производства с его технологией и материалами и т.д. постигается смысловая структура древнего пространства, факторы, из которых это пространство должно быть воссоздано. Выявленный таким образом смысл и образует тему проектной разработки, которая в техническом задании звучит очень условно.

Как видно из примера, смысловой аспект проектного образа связан с проблемой тематизации.

Тематизация – исходный пункт в смыслообразовании. Необходимо сформулировать тему, прежде чем приступать к эскизному проектированию. Тема задаёт объективное содержание пространства, обладающего внутренней смысловой целостностью и потому способное к саморазвитию. Дизайнер не может ничего навязать интерьеру извне, он должен понимать и формировать её изнутри. Тема должна быть развита в проектную идею, а идея – в конкретный проектный замысел формообразующей среды пространства.

В образе всегда есть момент переосмысления, а следовательно, и неоднозначности формы.

Пример:

В конце 50-х годов Ле Корюзье построил в Токио здание Музея современного западного искусства, которое, по мнению специалистов, значительно повлияло на национальную японскую архитектуру. Парадокс этот объясняется тем, что здание музея сыграло роль зеркала, в котором японцы увидели по – новому отражённые собственные, национальные традиции, ту их сторону, которую ранее не замечали за внешним подобием чисто формальных средств. Ле Корбюзье увидел национальную архитектуру Японии глазами европейца и, переосмыслив её, воплотил своё понимание японской архитектуры как темы в конкретном архитектурном образе.

На этом примере видно, что проникновение художника в смысл бытия и формирование идеи замысла это не односторонняя объективность и не субъективный произвол, диалог культур, в котором только и рождается смысл образа. Смысл поэтому есть всегда и раскрытие существующего, и открытие нового, результат творческого переосмысления бытия. Смысл есть встреча и диалог культурных сознаний с их особыми ценностями. В этом диалоге и формируется идея. Так, идея проекта Ле Корбюзье состояла в том, чтобы столкнуть в едином проектном замысле два мотива: универсальные принципы «Модулора» и традиционное для японцев чувство формы. Столкновение этих мотивов обладало такой смыслопорождающей силой, что стимулировало поиски национального своеобразия в архитектуре самой Японии.

Художественная идея потому и обладает способностью развития как внутри конкретного замысла, так и в последующих модификациях его другими авторами, что она сама рождается в диалоге на заданную тему, который всегда может быть продолжен. Наличие двух, по крайней мере, мотивов или культурных значений и их диалогическое столкновение в едином художественном процессе и тематическом контексте составляет ядро всякого проектного замысла. Логически ему предшествует выявление культурных значений и формирование тематической установки в проектном сознании.

Замысел не может возникнуть на пустом месте. Он всегда есть развитие того, что уже было и уже существует, продолжение творческого процесса, который начался значительно раньше. Понятия традиции, стиля, направления, школы, художественного движения и т.п. говорят именно об этой включенности проектного замысла и художественного сознания в более широкий культурный процесс. Встреча дизайнера с миром потому и происходит как диалог, что дизайнер сам является носителем культурных значений и ценностей, а значит, и активного отношения к другим культурным значениям и ценностям. В известной мере замысел уже предопределён и в содержании действительности, и в содержании дизайнерского сознания. Остаётся лишь привести их во взаимодействие. Таким образом, идея не привносится в действительность со стороны, она – результат самовыявления в проектном образе действительности.

Но если художественный образ формируется в столкновении мотивов внутри содержательно – тематического контекста, отсюда, следовательно, должна быть выведена и методика смыслообразования, её средства и приёмы. Центральное место принадлежит приёму сопоставления. В сопоставлении предметы приобретают вторичные значения, образующие контекст смысла. С методической точки зрения можно выявить различные типы отношений, которые могут возникнуть между первичным, собственным значением пространства, вовлекаемым в сопоставление, и её вторичным, смысловым значением.

Смысловой контекст может быть и слишком отвлечённым и неопределённым. В таком контексте первичное значение пространства почти не изменяется художественной идеей, а лишь слегка соприкасается с ней, как это имеет место в аллегорическом типе смыслообразования. Различные типы отношений между пространственными значениями и смысловым контекстом – это различные типы смыслообразования, определяющие различные типы художественных образов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.