Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптивная функция

Инструментальная функция.

Тема 9

Функциональное проектирование как метод.

 

Типизация, как функциональный «портрет» пространства. Инструментальная функция как образ человеческого действия, направленного на замкнутую среду в ее материальных и пространственно-временных характеристиках.

Привлечение методов сценарного и композиционного моделирования.

Инструментальный образ человека как один из системообразующих факторов формообразования.

Предметы как связующее функциональное звено в системе «человек – вещь – среда». Адаптивная функция как качество среды с точки зрения человека. Комфортная среда – приспособленная, «пригнанная к человеку».

Проектируя интерьер, дизайнер моделирует различные ситуации её функционирования в среде жизнедеятельности человека. Функции эти многообразны, и, чтобы нарисовать функциональный «портрет» пространства, необходимо это пространство типизировать. Такая типизация должна основываться на целостном и обобщённом представлении о человеческой деятельности как системе.

Итак, проектируя инструментальную функцию, дизайнер должен воссоздать в ней образ человеческого действия, направленного на внешнюю среду в её материальных и пространственно временных характеристиках. Здесь можно привлекать методы сценарного и композиционного моделирования. Моделируя различные ситуации инструментального действия с пространством (передвижения, работы, отдыха и т.д.) дизайнер шаг за шагом конструирует, лепит, формирует его форму запечатлевая в нём и образ человеческого тела (не случайно понятие антропоморфности предметной среды занимает в дизайне очень важное место).

Инструментальный образ человека является одним из системообразующих факторов формообразования. Предметы в среде рассматриваются в этом случае как связующее функциональное звено в системе «человек – вещь – среда». Инструментальная функция охватывает все свойства вещи, вытекающие из способа человеческого действия с ней. В процессе проектирования предметной среды почти всегда бывает необходимо выделять эту функцию, абстрагируясь от всех остальных. При этом нужно иметь в виду, что образное выражение инструментальной функции нормируется культурой. Наши движения, позы, жесты – вся техника наших телесных действий имеет культурную подоплёку, поэтому при проектировании инструментальной функции нужно воссоздать культурный образ самой инструментальной функции.

Инструментальная функция есть оборотная сторона адаптивной функции и наоборот, ибо, воздействуя на внешнюю природу и изменяя её, человек изменяет свою собственную природу. Предметный мир является «неорганическим телом» человека, и это значит, что в нём человек обрёл свои собственные адаптивные функции. Адаптивная функция состоит в том, что поддерживает внешнюю среду в состоянии, благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. Наша одежда, жилище, оборудование рабочих мест, искусственная среда космических кораблей – всё это адаптированный предметный мир, создающий нормальные условия жизнедеятельности там, где человек существовать не может или где среда его обитания дискомфортна.

Если инструментальная функция говорит о направленности человеческого воздействия на внешнюю среду, то адаптивная функция – о качестве этой среды с точки зрения человека. Одним из таких качеств является, например, комфортность. Комфортная среда – приспособленная, «пригнанная» к человеку – перестаёт замечаться и переживаться как нечто внешнее, поскольку человеку не приходится постоянно преодолевать дистанцию между собой и миром. Мы ощущаем температуру воздуха в комнате только тогда, когда она сильно отличается от оптимальной; неудобное кресло заставляет нас недружелюбно вспоминать того, кто его проектировал; вещь, не нашедшая точного места в интерьере, раздражает нас своим постоянным присутствием. Главной задачей при функциональном проектировании выступает, с одной стороны, определение форм и способов человеческой деятельности, сообразных с природой, а с другой – создание гармоничной предметной среды для человека.

При проектировании адаптивной, как и инструментальной функции вещи на внешнюю среду проецируется культурный образ человеческого действия. Ведь очевидно, что одни вещи создают адаптивную среду для жителя сельской местности, другие - для горожанина; японец хорошо себя чувствует на татами, а европеец – в кресле и т.д.

Сама же проектная концепция адаптивной функции должна строится внутри художественного образа, воссоздающего целостный предметный мир человека и определяющего функциональное место в нём каждой вещи. Процессы адаптации рассматриваются в рамках таких представлений, где человек выступает в качестве ведущего элемента системы, привносящего в неё социальные, психологические, физиологические, антропометрические и другие параметры.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод проблемного проектирования | Тема 10
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.