Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль как элемент формообразования.

Простая и составная фигуры. Трансформация. Модульное расчленение объекта. Величина - категория качества. Положение - категория, определяющая пространственное положение одной формы по отношению к другой.

На модуле основан принцип унификации и агрегатирования. Одинаковые фигуры могут быть составлены из неодинаковых фигур – элементов. Это зависит от принципа модульного расчленения объекта. Модуль является фундаментальным структурным элементом в построении пространственных форм. Фигура модуля определяет структурный рисунок компоновочных решений.

Простая фигура может иметь простую или сложную топологию. Так, гладкий куб имеет простую топологию, а стул, образованный гнутой в разных направлениях поверхностью, - сложную. Составные фигуры также могут иметь и простую, и сложную топологию.

Принцип трансформации простых фигур в сложные, а сложных в простые открывает промышленной технологии неограниченные возможности. А в проектной деятельности – для комбинаторной игры, агрегатирования, модульного развёртывания структур с постоянными и динамически изменяющимися характеристиками и т.д. Поиск компоновочных идей и решений протекает в диалектике простого и сложного. Методический принцип этого поиска может быть сформулирован так: открывать сложное в простом и простое в сложном.

Так в компоновочных решениях сложного, неоднозначного, динамичного функционального пространства можно идти двумя путями: от простого к сложному и наоборот. Путь от простого основан на том, что дизайнер использует в качестве структурообразующей единицы пространства простой модуль. Им может быть, например, плоская прямоугольная деталь, с помощью которой организуется функциональное пространство. Этот путь всегда связан с количественным наращиванием исходного элемента и развёртыванием его в пространственную структуру (разрастающаяся трансформация). Обратный путь основан на том, что за исходное берётся топологически сложное пространство и отыскиваются способы его свёртывания в простую фигуру (свёртывающаяся трансформация). В данном случае модуль практически теряет морфологическое значение, если только не считать за модуль всю топологически сложную исходную фигуру.

Величина – это категория количества. Рассматривая форму с точки зрения величины, мы отвлекаемся от её качественных, топологичес5ких свойств. Сходные по топологическим свойствам формы могут иметь разные величины и наоборот. Категория эта выражает конфликт большого и малого. С нею связаны наиболее неожиданные компоновочные решения.

Дизайнеры чаще встречаются с проблемой трансформации большого в малое. Но всё более глубокое проникновение в микромир выдвигает проблему трансформации малого в большое, поскольку встаёт вопрос о взаимосвязи в деятельности человека микро- и макромира. Средства выражения этой взаимосвязи осмысливаются в категории «масштабность». Конфликт большого и малого разрешается в умении дизайнера создавать большое в малом и малое в большом. (трансформирующиеся перегородки).

Нельзя не заметить, что трансформация величины осуществляется за счёт других морфологических свойств: топологических (складывающиеся поверхности), размерных (складывающиеся объёмы), конструктивных (шарниры, пружины, захваты, многопозиционные конструкции). Наиболее фундаментальным выражением компоновочного принципа «большое в малом» является модуль, понимаемый как большая структура, свёрнутая в исходную, целостную единицу её построения.

Положение – категория, определяющая пространственное положение одной формы по отношению к другой. Это - выше – ниже, слева – справа, внутри – снаружи. В процессе эксплуатации помещений потребителю постоянно приходится иметь дело с пространственным положением формы и её частей: он осуществляет частичную их разборку для осмотра, чистки, мелкого ремонта и сборку. Поэтому необходимо предусмотреть для каждой формы такое место в системе целого, чтобы обеспечить оптимальный доступ к любой форме, учитывая реальные процессы эксплуатации пространства, частоту и последовательность операций открывания и закрывания, передвижения вокруг формы и т.д., простоту формы и минимальное количество неудобных положений

Категория положения играет важную роль в организации интерьера, в построении пространственного ансамбля предметов, в проектировании систем «человек – машина», в которых одной из основных проблем является компоновка форм в пространстве, их взаимное расположение с учётом процесса деятельности. Категория эта лежит также в основе известным методов комбинаторного поиска компоновочных решений.

Порядок – это тип пространственного отношения между формами или их элементами. Это - сближение – удаление, нарастание – убывание, симметрия – асимметрия, повтор, группировка.

При построении типоразмерного ряда может быть использована арифметическая или геометрическая прогрессия. В результате получаются возрастающие или убывающие морфологические структуры. Причём положение элементов в них может изменяться (трансформирующиеся ряды), не меняя самого принципа построения ряда (порядка). Решётчатые модульные структуры демонстрируют порядок построения структуры из треугольников, квадратов, кругов и т.д. Порядок может строиться на симметрии, если того требует функциональная или конструктивная логика компоновки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10 | Тема 11
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.