Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные стадии и организация процесса дизайнерского проектирования

Задачи стоящие перед средовым дизайнером, различны по содержанию, по степени сложности и могут решаться по-разному В основном, это ведёт к необходимости разворачивать проектирование в процесс. Включающий в себя «предпроектный анализ», «поиск худоественного образа» или «проектную концепцию», «эскизный проект» и «разработку элементов» объекта.

Стадия пректного размышления и анализа, это попытка сформулировать своё отношение к функциональным, техническим, художественным аспектам решаемой задачи. Делается это на фоне ещё недостаточного знакомства с проблемой, наспех, приблизительно. По мере углубленияв тему дизайнер вынужден постоянно радикально менять предлагаемое целое. Либо искусственно сохраняя некоторое время предложенное в начале, автор приходит к внутренней необходимости радикально перестраиваться, но времени на пареориентацию у него уже нет.

Необходимо не спешить с рождением проектной идеи, но приближать её появление, идя ей навстречу. Один из приёмов такого движения заключается в расчленении пректной задачи на отдельные её аспекты, осмысливая каждый из них раздельно, но углублённо. Такая работа решает очень важные задачи. Расчленяя сложную проблему на ряд промежуточных, мы создаём возможность решения каждой из них.

Например: проект общественного здания - городской больницы. После знакомства с проектом, работа над определением структуры внутреннего пространства, аппелируя к фкнкционально – эргономическим задачам и эмоционально художественным ощущениям. Эта задача расчленяется на ряд более локальных. Первая – ритмическая структура внутреннего пространства, построенная на сгущениях и разряжениях, сужениях и расширениях, ритмах простых и сложных, острых и смягчённых, закономерных и неожиданных. Вторая задача – цветовая структура, построенная на материале ритмической структуры, обнаруживающая предпочтения колористики простой или сложной, спектральной или смешанной, сплощной или фрагментарной, функциональной или свободной. Результатом в первом и втором случаях является законченная плоскостная композиция в произвольной технике и материалах. Третья задача – создание макета –скульптуры, условной модели внутреннего пространства, реализация цвето-ритмической структуры.Следующий блок связан с определением структуры объёма гостиницы, связанной с качествами окружающей среды. Это, во-первых, анализ окружающей среды, определение её ритмических, колористических, пространственных качеств; во-вторых, композиция на тему собственного видения объёмного образа гостиницы в городе вне определённой ситуации с целью активного вовлечения в работу авторской субъективности, сегодняшних архитектурных предпочтений. В – треьих, - условный макет, показывающий структуру объёма в определённом ок ружении с учётом анализа окружающей среды и представления о внутренней структуре гостиницы. Затем идёт работа над компоновкой блока общественных помещений гостиницы с попыткой реализации в компоновке идеи цвето-ритмической структуры внутреннего пространства; работа над компоновкой жилых помещений. Проделанная работа, приводя к внутренне мотивированному проектному решению, является объективным критерием восприятия и оценки проекта.

Нередко предпроектный анализ вырастает в небольшое исследование. Например: прект велозавода в ситуации г. Смоленска. Анализ проводится в четырёх содержательных слоях.

Первый слой – функционально-технологический, связан с пониманием характеристик призводимых изделий и их потребителей, характеристик не только технических, эргономических, но и художественно-стилистических. Это понимание может существенным образом отразиться на решении внутренних производственных пространств, особенно зоны торгово-экспедиционной. На характер проектного решения влияют также возростные и половые особенности рабочих завода. Серьёзное знакомство с технологией производства – от склада металла и комплектующих до сварки, сборки, упаковки и отгрузки продукции. Вплоть до понимания особенностей взрывоопасного производства, влияющих на характер ограждающих конструкций, что, конечно же, не влияет на образ, на пластику объёмно-пространственного решения.

Второй слой предпроектного анализа связан с особенностями городской ситуации в окружении предприятия: церкви, берег Днепра, производственные застройки других заводов и т.д. Эта реальность предполагает осмысленное к ней отношение; она может подавить разнообразием свойств и характеристик, но может, напротив, вдохновлять теми или иными формальными качествами. Для того, чтобы взаимодействовать с этой средой, необходимо изучить её, точнее не только её, но и средовые типы, которые её определяют. (Русская архитектура, русский конструктивизм, современная промархитектура).

Третий слой – анализ особенности проекта (международный опыт использования в стороительстве разнообразных материалов (конструктивных и отделочных).Четвёртый слой – опыт известных дизайнеров. Этот слой анализа реализуется зарисовками построек, фрагментов, деталей работ мастеров.

Анализ включает оценку проблемной ситуации: функционального и визуально-художественного состояния объекта, состояние территории и сооружения, визуальную неорганизованность функциональных процессов, отсутствие благоустройства на всех уровнях и элементарных удобств.

Анализ позволяет сделать вывод по преобразованию среды по улучшению производствабез сознания необходимости изменения рабочего человека.

Многообразная информация, собираемая во время предпроектного анализа прибавляет знаний, даёт ориентиры, формирует границы поисков, будит воображение, является фундаментом порождения следующего уровня проектного размышления – стадии «проектная концепция».

«Проектная концепция – это «эскиз-идея». Эскиз-идея возникает на основе минимальной информации и на основе прошлого проектного опыта. Проектная концепция – рождается подготовленной разносторонними анализами, определяет основные творческие «габариты» будущего проекта, то есть его основные функциональные, художественные, пространственно-средовые ориентиры.

Сначала выдвигается «рабочая версия» т.е предварительная концепция преобразования среды. При работе в коллективе – это индивидуальные версии, которые впоследствии объединяются и намечаются возможные редства решения проблемы преобразования проектируемой среды. В этой стадии работы включаются средства разнообразных методических подходов к решению проблемы. Например – метод «шоковой терапии», который предлагает два раздела работы над проектом – это реанимация и реабилитация.

Реанимация – это возвращение объекту визуальной привлекательности и функциональной осмысленности, увидетьразнообразные свойства, особенности реконструируемой среды и выбрать для реконструкции те из них, которые в наибольшей степени соответствуют умонастроениям заказчика, предпочтениям проектировщиков, возможностям реализации.

Реабилитация – придание среде активного визуально-тактильного характера, комплекс мероприятий по осовремениванию среды. Это средство требует больших затрат, творческой активности исполнителей, большей профессиональной подготовки проектировщиков. Необходимо создать современное предметно-пространственное окружение.Смысл проекта в том, чтобы заказчик проникся проблемами вместе с проектировщиками оценил возможные приёмы, средства их решения, сознательно принял стратегию постепенного, непрерывного самостоятельного возвращения среде человеческих качеств. Минимальными средствами из доступных материалов добиться максимальной выразительности решений.

Например:концепция «культуры выживания» её можно сформулировать как:

· Умение видеть в реальности возможности, а не ограничения;

· Способность понимать достоинства и качества ситуации, позволяющие работать именно с ней, не принося надуманные решения;

· Умение извлекать максимальные выразительные возможности из тех материалов и технологий, которые нам доступны;

· Использование навыков острого композиционного чувства, позволяющих работать с этими минимальными возможностями;

· Переосмысленное отношение к вещам, стремление использовать их многократно в новых ситуациях и контексах.

 

При формировании концепции используется дизайнерский способ мышления:

· Точное формулирование проектной задачи: прежде всего создание среды своеобразной, необходимой, неожиданной, парадоксальной;

· Конкретное чувственное непосредственное переживание реконструированного пространства с его организацией, живая реакция на эту реальность;

· Реальный учёт производственных возможностей.

Проектирование средовых объектов и ситуаций естественным образом приводит к такой тактике проектирования, когда стадия «пректная концепция» становится определяющей, а нередко исчерпывающей проектное решение, становится практически, руководством для реализации при авторском надзоре.

«Проектная концепция» в силу своей обобщённости и цельности, позволяющих концентрированно выразить основные функциональные, объёмно-пространственные, художественные идеи, нуждается в более подробной разработке – «эскизном проекте». Эскизный проект учитывает замечания, изменения, возникающие в процессе рассмотрения проектной концепции.Эскизный проект опирается на идеи, принятые на стадии рассмотрения проектной концепции. Эскизный проект на более глубоком и более детальном уровне учитывает требования к будущему объекту: особенности функциональных процессов; производственно-технологические возможности; особенности, качества используемых материалов и конструкций; своеобразие среды существования будущего объекта; социально-культурные, эстетические характеристики будущих потребителей.

Такая работа требует более детального знакомства с существующими общенациональными нормами проектирования, с особенностями местных норм и традиций, знакомства с новой специальной литературой. Связанной с социокультурной передовой проблематикой.

Работа над эскизным проектом предполагает не просто уточнения и углубления концепции, но сознательное переосмысление на новом уровне основных проектных ценностей и ориентиров, сознательное формирование ситуации «входа в новый поток, избегая омертвляющего вхождения дважды в одну реку».

Таким образом эскизный проект, сохраняя и развивая художественно-концептуальные идеи предыдущей стадии проектирования, подробно, исчерпывающе, раскрывает уровни, аспекты задуманного средового объекта. Это: планировочное решение ситуации в елом, объёмно-планировочное решение основных объёмов, внешнего и внутреннего благоустройства, оборудования интерьера и экстерьера, решения колористической ситуации, искусственного освещения, решения системы визуальных коммуникаций, знаков, указателей, возможно, решение графически выраженного «фирменного стиля». При этом дизайнер предлагает конструктивные решения, учитывающие используемые материалы и технологии их обработки и применения.

Дизайнеру остаётся лишь разработать необходимые для ведения строительных, отделочных, оформительских работ «рабочие чертежи». По мере того, как разворачивается работа по реализации проекта, проектиовщик втягивается в авторский надзор за ней. Зачастую этот этап требует от дизайнера проявления высокого профессионального мастерства, умение находить выход в ситуациях многопланового давления производственной базы, производителей работ, исполнителей, заказчика. Авторский надзор – высшая форма профессионального существования – предполагает наличие у автора определённой творческой позиции, профессиональной мудрости, умение вести диалог с различными, учавствующими в общей работе специалистами, находить в себе силы признавать и исправлять ошибки, если они обнаруживают себя, и, особенно, если они себя не обнаруживают, но видны автору – профессионалу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Последовательность ведения проекта | Предпроектный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.