Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности




ЗПР при тяжелых соматических заболеваниях

ЗПР при тяжелых дефектах зрения

Тяжелые дефекты зрения приводят к отставанию в фор­мировании моторной сферы, отрицательно влияют на развитие пространственных функций, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Вследствие слепоты нарушается участие ребенка в раз­личных видах деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, что также задерживает психическое развитие. У детей с тяжелыми дефектами зрения часто отмечают­ся характерные особенности эмоционально-волевой сферы: сензитивность, замкнутость, чувство неполноцен­ности, капризность, эгоистичность, тревожная мнитель­ность, склонность к самоанализу. В качестве компенса­торных реакций формируется склонность к соблюдению порядка, доходящая до педантизма.

Довольно часто у этих детей наблюдаются невротические реакции и в целом патологическое формирование личности.

Из-за длительных соматических заболеваний у детей воз­никает астенический синдром, который проявляется в быст­рой утомляемости при физической и психической нагрузке.

Гиперопека к больному ребенку в семье и медицинском учреждении приводит к формированию таких черт личнос­ти, как инфантильность, отсутствие самостоятельности, по­вышенная внушаемость, эгоистичность.

Характерной чертой при этой форме ЗПР является по­вышенная истощаемость произвольного внимания, памяти и мышления, недостаточная скорость запоминания и обра­ботки информации. У многих детей наблюдается эмоцио­нальная неустойчивость, обидчивость, сензитивность, склон­ность к капризам. В ряде случаев имеют место невротичес­кие реакции.

Одной из причин ЗПР может служить эмоциональ­ная и сенсорная депривация ребенка, которая на­блюдается при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Психическая депривация может привести к сни­жению познавательной активности ребенка, к отставанию психического развития, к изменению эмоционально-воле­вой сферы.

Объем представлений об окружающем мире у таких детей ограничен, а знания бессистемны, поверхностны, неточны. Отсутствие контроля за выполнением обязанно­стей приводит к слабости волевых усилий, к неуме­нию планировать свою деятельность для достижения цели. Такие дети по уровню имеющихся у них знаний и представ­лений, по особенностям поведения оказываются неподго­товленными к школьному обучению.

Уже в 1 классе у детей отмечаются страхи школьного
обучения, школьная дезадаптация. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы сопровождаются трудностями в овладении школьными навыками, чтением, письмом и счетом.

Таким образом, согласно классификации Ю. Г. Демья­нова, ЗПР часто комбинируется с различны­ми формами дизонтогенеза.

В целом, при ЗПР различного этиопатогенеза чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое не­доразвитие других и нарушение структуры третьих психи­ческих функций.

В связи с этими особенностями психического развития, необходима наиболее ранняя клиническая, психологичес­кая и педагогическая диагностика задержки психического развития.

Сложность структуры психического дизонтогенеза у де­тей с ЗПР вызывает необходимость комплексного подхода при коррекции нарушений психического развития, включа­ющего биологическую терапию, психотерапию, психологи­ческую и педагогическую коррекцию, с учетом особенностей структуры дефекта, неравномерности и дисгармоничности психического развития этих детей.

Таким образом, классификация К.С. Лебединской и Ю. Г. Демьянова существенно отличаются друг от друга с точки зрения общего подхода к определению самого поня­тия «задержка психического развития».

В классификации К.С. Лебединской ЗПР определяется как специфическое нарушение психического развития, отличающееся от других форм дизонтогенеза в детском возрасте: нарушений психического развития при дефектах анализаторов, аутизме, психопатиях и др.

В классификации Ю. Г. Демьянова понятие ЗПР рассматривается более широко и включает все виды нарушений психического развития (кроме вариантов ум­ственной отсталости), при которых имеются отклонения в психическом развитии и снижение интеллекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.