Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Щелочные топливные элементы (Alkaline Fuel Cells,AFC)




Топливные элементы с ионообменной мембраной (Proton Exchange Membrane, РЕМ)

Технология изготовления элементов данного типа была раз­работана в 50-х годах XX века инженерами компании Сеnегаl Еlесtriс. Подобные топливные элементы использовались для получения электроэнергии на американском космическом ко­рабле Gemini

Отличительной особенностью РЕМ-элементов является при­менение графитовых электродов и твердополимерного элек­тролита (или, как его еще называют, ионообменной мембра­ны — Proton Exchange Membrane). В качестве топлива в РЕМ-элементах используется чистый водород, а роль окислителя выполняет содержащийся в воздухе кислород. Водород по­дается со стороны анода, где происходит электрохимическая реакция:

2H2→4H++4e.

Ионы водорода перемещаются от анода к катоду через элек­тролит (ионный проводник), в то время как электроны — че­рез внешнюю цепь. На катоде, со стороны которого подается окислитель (кислород или воздух), происходит реакция окис­ления водорода с образованием чистой воды:

O2+4H++4e→2H2O.

Рабочая температура РЕМ-элементов составляет около 800C. При таких условиях электрохимические реакции проте­кают слишком медленно, поэтому в конструкции элементов данного типа используется катализатор — обычно тонкий слой платины на каждом из электродов.

Одна ячейка такого элемента, состоящая из пары электро­дов и ионообменной мембраны, способна генерировать напря­жение порядка 0,7 В. Для увеличения выходного напряжения массив отдельных ячеек соединяется в батарею.

РЕМ-элементы способны работать при относительно низкой температуре окружающей среды и обладают довольно высо­кой эффективностью (КПД составляет от 40 до 50%). В насто­ящее время на базе РЕМ-элементов созданы действующие прототипы энергоустановок мощностью до 50 кВт; в стадии разработки находятся устройства мощностью до 250 кВт.

Существует несколько ограничений, препятствующих более широкому распространению данной технологии. Это относи­тельно высокая стоимость материалов для изготовления мем­бран и катализатора. Кроме того, в качестве топлива можно использовать только чистый водород.

 

Конструкция первого щелочного топливного элемента была разработана русским ученым П.Яблочковым в 1887 году. В качестве

электролита в щелочных элементах используется концентрирован­ный гидроксид калия (КОН) либо его водный раствор, а основным

материалом для изготовления электродов является никель.

В качестве топлива применяется чистый водород, а ка­честве окислителя — чистый кислород. Реакция окисле­ния водорода протекает через электроокисление водоро­да на аноде:

2H2+4OH--4e→4H2O

и электровосстановление кислорода на катоде:

O2+2H2O+4e→4OH-.

Гидроксид-ионы двигаются в электролите от катода к аноду, а электроны — по внешней цепи от анода к катоду.

Щелочные элементы работают при температуре около 80 0С, однако значительно (примерно на порядок) уступают РЕМ-элементам по удельной мощности, вследствие чего их габариты (при сравнимых характеристиках) значительно больше. Однако себестоимость производства щелочных эле­ментов значительно ниже, чем РЕМ. Основной недостаток щелочных элементов заключается в необходимости использования чистых кислорода и водорода, поскольку содержа­ние в топливе или окислителе примесей углекислого газа (СО2) приводит к карбонизации щелочи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.