Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верификация

Современные концепции развития науки:

- концепция «критического рационализма» (К.Поппер): принцип фальсификации (истинным является знание, не опровергнутое опытом); принципиальная опровержимость любой научной теории («если теория неопровержима, значит, она не научна»). Научная теория – на самом деле, гипотеза. История науки- сменяющие друг друга теории.

- «парадигмальная концепция» (Т.Кун): развитие науки как смена парадигм (парадигма –«признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения»). Период «нормальной науки» (период решения научных задач –«головоломок») сменяется периодом рождения новых парадигм, не опровергающих, а вытесняющих старые парадигмы («дисциплинарные матрицы»).

- Концепция «исследовательских программ» (И. Лакатос): развитие науки как непрерывный процесс конкуренции «исследовательских программ, обусловленный нормативными правилами исследования, кторые включают «позитивную» и «негативную эвристику» (каких путей в исследовании надо придерживаться или избегать). Основными структурными элементами программы являются «жесткое ядро» (условно неопровержимые фундаментальные допущения) и (защитный пояс» (вспомогательные гипотезы, защищающие ядро). Победу в борьбе конкурирующих программ одерживает та из них, которая имеет в данный момент и в данных условиях большую эвристическую ценность.

- «концепция анархистской эпистемологии» (П.Фейерабенд): процедура пролиферации (бесконтрольное выдвижение множества различных идей и теорий, конкурирующих друг с другом и имеющих разные основания). Развитие науки предстает как иррациональный процесс.

- Концепция «научного реализма» (Патнэм): развитие науки –процесс постепенного приближения к истине.

- «Историческая концепция» (Тулмин): процесс развития науки как процесс создания определенных норм, стандартов рациональности и понимания, представляющих своеобразные «матрицы понимания», которые эволюционируют в целях лучшего понимания. «Концептуальные популяции» взаимодействуют друг с другом и со средой. Выживают те, которые представляют наибольшую ценность с точки зрения проблемы улучшения понимания.

Специфические особенности научного знания:

- развитость понятийного аппарата, использование категорий;

- рациональность;

- интерсубъективность (научное знание коллективно) и объективация (использование знаковых систем);

- наличие специфических форм и методов.

Уровни, формы и методы научного познания:

 

Уровни научного познания
Эмпирический Теоретический  
Формы научного познания
Научный факт   Проблема  
Эмпирический закон Гипотеза  
  Теория  
Методы научного познания
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, описание     Универсальные Анализ и синтез, дедукция, аналогия (моделирование), абстрагирование, идеализация   Формализация, математизация, гипотетико-индуктивный метод    
       

Научная картина мира- целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.

Специальная и общенаучная картина мира.

В основе научной картины мира –физическая картина.

- До XVI века - натурфилософская картина,

- XVI- XVII в.- механистическая картина,

- XIXв.- термодинамическая картина,

- Начало XX в.- картина на основе релятивистской и квантово-механической концепций,

- Конец XXв. - кибернитическая картина + биологическая картина (генетика и экология).

 

Лекция 12.

Философия человека.

Человек в обществе и в мире культуры.

 

Тема о человеке – центральная философская тема.

«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека» // Эмпедокл.

«Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос- последняя цель всей человеческой мысли»// С.Франк.

«Человек –мера всех вещей» //Протагор

Проблематика философской антропологии: «Что я могу знать? Что я должен делать? Что такое человек?» («антропологические вопросы» И.Канта )

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема истины в философии | Традиции философского изучения человека и современность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.