Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и мировоззрение




В духовной жизни общества и человека.

Смысл и предназначение философии

Лекция 1.

Человек и свобода. Человек и любовь.

Сущность и существование.

Целостность человека.

Рациональный и иррациональный компонент.

Бессознательное.

Подсознательное,

Человек и его фундаментальные качества.

Теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм и их взаимосвязь.

Проблема происхождения человека:

- религиозная,

- эволюционная (трудовая),

- аномальная,

- космическая концепции и их взаимосвязь.

1863 Т.Гексли «Место человека в природе»

1871 Ч.Дарвин «Происхождение человека и половой отбор»

1903 И.Мечников «Этюды о природе человека».

 

Человек как духовно-душевно-телесное существо.

 

Сущность человека – во взаимосвязи трех компонент:

- биологической- телесность, анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности, состояние здоровья.

- психологической- ум, чувства, воля, внимание, память, воображение, мотивы, установки, потребности, характер.

- Социальной- мировоззрение, моральные принципы, система ценностей, социальный опыт(умения, знания, навыки).

Сущность человека и его потребности.

Концепция базовых потребностей А.Маслоу:

1. Базисные потребности:

- физиологические,

- экзистенциальные

2. Приобретенные:

- социальные,

- престижные,

- творческие.

Психика человека:

сознание,

Не все в человеке собственно человеческое. Человек –возможность стать человеком. Это – свобода выбора. Человек принципиально незавершен.

Жизнь и смерть в духовном опыте человека. («Жизнь человека –не что иное, как подготовка к смерти» - А.Шопенгауэр).

Биоэтика – комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии, медицины. Появилась в 60-е годы. XX века как реакция на новые проблемы жизни и смерти, угрозы для жизни на земле. В биоэтике рассматриваются проблемы аборта, пересадки органов, новые технологии деторождения, генной инженерии, половой самоидентификации человека, эвтаназии, отношение к психическому здоровью.

 

Среди множества научных дисциплин, составляющих «тело» современной науки философия занимает особое место. Это, прежде всего, определено мировоззренческой подоплекой философии: философия не просто связана с мировоззрением, философия сама есть мировоззрение, особый исторический тип мировоззрения. С другой стороны, что есть такое «мировоззрение», как не «житейская философия»?! И в этом плане, с определенной долей скептицизма, конечно, можно сказать, что любой мыслящий человек – философ.

Философия входит в жизнь человека задолго до того, как сложится у него самое первое, элементарное представление, независимо от того, желает он того или нет. В жизни любому человеку приходится что-то сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать полученные результаты. На этом пути люди приходят к выводам философского порядка, хотя и не задумываются об этом. Особенно подвигают к «философским размышлениям» кризисные психологические ситуации, возникающие в жизни каждого человека, тогда вопросы о смысле жизни, о человеческом бытии, о сущности человеческого, и другие – важнейшие философские вопросы! - становятся неизбежными. Но если философия -это мировоззрение, то мировоззрение – это не только философия. Поэтому необходимо определить их взаимосвязь, показав сущность мировоззрения.

В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям эрудиции, каждому из нас нужно иметь нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть того, что с нами происходит. Важно, также, понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это дает людям. Вероятно даже, это не просто важно, а – неотделимо от человека, является важным качеством его сознания. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, называются мировоззрением. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как целостное понимание мира и самих себя.

Итак, мировоззрение – комплекс представлений человека о себе и мире, единство знания и оценки, отношение человека к действительности, его идеалы, ценности, цели. Мировоззрение это - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мировоззрение – явление интегральное, в котором важное значение имеет связь его компонентов, их «сплав». Каждый человек или социальная группа имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся самые общие представления о мире и жизненные программы. Таким образом, можно говорить о мировоззрении отдельных индивидов, общественных групп, эпохи, народа.

Мировоззрение основывается на интеллектуальном и эмоциональном опыте людей, отсюда можно выделить две составные части мировоззрения:

-эмоционально-психологическую сторону мировоззрения составляет мироощущение;

-познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Продуктом миропонимания выступают знания. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного человека или народа, тем более серьезную опору получает его мировоззрение.

Но мировоззрение – не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок. В его формировании участвуют и человеческие эмоции. В настроениях людей сказываются обстоятельства их жизни, различия социального положения., национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья. Критические ситуации могут в корне поменять мировоззрение человека. Таким образом, кроме знаний о мире в мировоззрении осмысливается, весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представлений о добре и зле, о красоте и уродстве и т.д.), выстраиваются «образцы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения. Все это определяет мироощущение человека, результатом которого являются ценности.

Таким образом, программы жизни, действий имеют под собой две опоры: знания и ценности. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценностное восприятие воплощает в себе особое отношение людей к происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мировоззрение подвержено историческим изменениям, активно улавливает и преломляет большие и малые, явные и скрытые явление общественной жизни.

Выделяют следующие исторические типы мировоззрения (являющиеся, одновременно, истоками целостного философского знания):

- мифологическое,

- религиозное,

- философское,

- научное.

Мифология –форма общественного сознания, особый синкретический образный способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. В мифологии различные формы общественного сознания культуры не разделены, как не разделены культура и природа в целом. Миф крайне антропологичен, в том плане, что человеческие черты переносит на окружающий мир. Миф отражал исключительно реальные события, но в своеобразной образной форме, являясь порождением эмоционально-чувственного познания мира. Миф выполнял разные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Миф - результат как бы спящего сознания человечества, подсознание и бессознательное человечества (на этом основана теория архетипов К.Юнга). Миф – не только отражение духовной жизни человечества прошлого, это – воплощение самой жизни во всех ее проявлениях, жизни, не осмысливаемой еще вполне, а лишь- чувствуемой и передаваемой в образах. Из мифа затем вырастают религия, философия. Но миф не умирает в прошлом, а органично входит в современность, включаясь в религиозные, философские, и даже научные представления, политические, этические, эстетические взгляды.

Религия – форма общественного сознания, в основу которой положены представления о дуалистичности мира: мир делится на естественный (земной) и сверхъестественный, который грает главенствующую роль в мироздании. Миф – порождение народное. В религии выделяется сонм священнослужителей, определяющих каноны веры, черты культа; появляется социально-политический и идеологический институт –церковь. Результатом осмысления религиозных принципов (и средством их распространения) выступают священные книги, в которых обозначаются принципы той или иной религиозной теологии. Религия – это уже «синтез знания и веры» в той или иной степени; конечно, под эгидой веры. В то же время, религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт развития общества. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современных обществах небывалую актуальность выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих норм, непреходящих ценностей. Чертами классической религии являются вероучение (учение о морали, о боге), религиозная организация (и социальный институт) – церковь, культ- совокупность обрядов, обращенных к эмоциональной стороне человека.

Возникновение философии (в так называемое «осевое время», по К.Ясперсу- I тысячелетие н.э.- в трех районах земного шара- Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции) связано как раз с усилением рационального аспекта в мировоззрении: миропонимание становится важнее, или даже подчиняет мироощущение. С возникновением философского мировоззрения религиозное не исчезает, но претерпевает изменения, вызванные данностью их совместного существования. Можно выделить следующие линии взаимодействия (отношения) философии и религии в истории:

Восток- философия не отделена от религии (философия в религии);

Античность – отделение философии: философия над религией;

Средневековье – философия «под знаком» веры, религии;

Возрождение – религиозная нейтральность философии;

Новое время- непримиримость философии и религии, философия сама на себя, в определенной мере, берет функции религии. Во многом, это связано с интенсивным развитием науки и оформлением научного мировоззрения.

Наука - это уже окончательное подчинение. В основу научного познания кладется исключительно рациональный подход, чувственно-эмоциональное восприятие мира изгоняется (по крайней мере, это провозглашается как цель). В отношении философии и науки можно выделить три периода:

-первоначальное совокупное знание древних:пранаука в рамках философии;

-специализация знаний, формирование конкретных наук, размежевание их с философией. Для этого периода характерна экспансия науки как в отношении к религии, так и в отношении к философии. Так, позитивизм постулирует необходимость убрать из философии «метафизику», философия должна играть служебно-подчиненную науке роль, объясняя язык науки.

-формирование теоретических разделов целых ряд наук, их интеграция в современном обществе. Это по-новому освещает роль философии и ее взаимоотношения с наукой. С одной стороны, возникаеют концепции построения философии «как строгой науки» (феноменология), с другой, заявляется, что философия не является и не должна являться наукой; «она больше, чем наука» (экзистенциализм). В современной культуре плодотворное сотрудничество философии и науки развивается в рамках философии и методологии познания, гносеологии. Различие философии и науки – в подходах и в методах. Философия теоретически осмысливает и обобщает достижения культуры в целом, наука- в той или иной степени, специализированное эмпирическое или «чисто» рациональное знание, включает как главный критерий истины практику.

Философия, фактически, находится «между» религией и наукой, включая и осмысливая обе, т.е., культуру в целом.

Мировоззрение нередко определяют как «жизненную философию», т. е. стихийно сложившиеся представления о мире на основе здравого смысла. Но обыденные представления о мире содержат множество предрассудков, они слабо защищены от ошибок, подвержены влиянию разных социальных мифов («равенство») или нездоровых настроений (национализм), не отличаются продуманностью, обоснованностью в жизненно-практическом миропонимании преобладают эмоции (или эмоционально-психологическая сфера мировоззрения подчиняет познавательно-интеллектуальную).

Философия призвана корректировать жизненно-практическое мировоззрение, подвергая его «критическому суду разума». То есть, философия стремится компетентно разобраться в тех вопросах мировоззрения, что волнуют людей и вне занятий философией. В то же время, философский анализ выявляет, нередко, наивность, ошибочность тех или иных, казавшихся верными позиций, подталкивает к их переосмыслению. Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.