Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия европейского Просвещения




Если философия начала Нового времени – утро рационализма, то эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рацилонализма, завершение идей, которые появились в эпоху возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII в.в.. Просвещение – эпоха безудержной гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение высшего расцвета достигло во Франции и получило распространение во всех странах Европы. Концептуально Просвещение углубляет и развивает идеи философии раннего нового времени, хотя намечается и некоторое их противостояние; философия просвещения формулирует и новые идеи, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительность и недостаточную связь с наукой и практикой. Особенно радикально ставится вопрос о месте религии в культуре. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение нередко принимало форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научит их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали М.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Ж.Д, Аламбер, Д.Дидро, П.Гольбах,, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, во Франции, А.Смит, А.Шефстбери в Англии, Г.Лессинг в Германии. Решению просветительских задач было посвящено издание «Энциклопедии» Дидро и Д,Аламбером с участием известных философов, экономистов, естествоиспытателей.

Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения – «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологии Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике.

Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религии, пропаганда религиозной терпимости пантеизма и деизма.

Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Согласно философии просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных истин. Разум – возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину. Возвышая разум, философы просвещения ставили его в зависимость от опыта: в конечном итоге он контролируется опытом, и поэтому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине.. Это поднимает статус науки и образования в культуре, поскольку именно наука и образование учат критически мыслить, не принимая ничего на веру.

По мнению просветителей, все, что человек думает, делает, чувствует, все, во что верит, может быть осмысленно разумом. Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.

Социальный прогресс просветители видели в распространении знания, науки, образовании населения. Особое внимание, как они полагали, необходимо уделять просвещению правителей, наделенных реальной властью. (Так, идея «просвещенного правителя» активно культивировалась Вольтером, переписывавшимся, в том числе, с Екатериной II, придерживающейся имиджа «просвещенной императрицы».)

Одна из интересных социальных концепций представлена в философии Ж.Ж.Руссо – одного из самых популярных мыслителей Франции накануне Великой Французской буржуазной революции. Как отмечает Б.Рассел, его произведение «Общественный договор» стало «библией» французских революционеров.

Центральный мотив творчества Руссо- проблема социального неравенства и пути ее преодоления. Философ критикует современную европейскую цивилизацию как цивилизацию неравенства. Руссо критикует также и всю европейскую культуру, так как, по его мнению, развитие науки и техники не способствовало совершенствованию нравов. Развитие культуры создает «искусственные потребности», удовлетворение которых имеет весьма спорный характер. «наука и добродетель несовместимы№, по мнению Руссо. Человек стремится казаться не тем, чем он является в действительности. Между тем, «человек, по натуре – добр и дикарь» и только общество делает (продуцируя излишние потребности) его плохим. Главное зло в обществе – имущественное неравенство, причиной которого является частная собственность. В общественном договоре», продолжая иеди Гоббса, Руссо, в то же время, по иному осмысливает причину возникновения государства: государство создали собственники, чтобы защищать свою собственность. Естественное состояние человека – это не «война всех против всех», а некое идиллическое состояние всеобщего социально равенства и гармонии с природой. Это и есть, по Руссо – выражение свободы человека.

Между тем, в современном обществе - «человек везде в оковах». Руссо предлагал «пересмотреть» общественный договор. «Единственным правителем общества на основании общественного договора может лишь народ. Но при этом философ подчеркивал, что «общественный договор дает государству абсолютную власть» и «силами государства управляет «общая воля», которая руководствуется лишь общими интересами и отличается от «воли всех», учитывающей частные интересы». Таким образом, во главу угла своей социально-политической концепции Руссо ставит принцип равенства, а не принцип свободы, как Дж.Локк. В результате, для него демократия – власть народа: чем больше государство выражает общенародные интересы, тем более это государство можно считать демократичным и прогрессивным.

Философия Руссо критикует современное общества с рациональных позиций, в основу программы социального переустройства философа также лежит рациональный подход, но здесь разум напрямую связывается с моралью, а она, в свою очередь, выражая общее, ложится в основание государства и права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.