Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Метод искусственного базиса решения задач линейной оптимизации




 


 

 

1. Метод искусственного базиса.


План


2. Пример решения задачи ЛП методом искусственного базиса.

 

 

1. При решении задач ЛП симплекс-методом предполагалось, что среди векто-


ров


A 1,


A 2,...,


A j,..., An


имеется m единичных векторов. Т.е. в каждом уравне-


нии есть базисная переменная, которая входит лишь в одно уравнение с коэф-

фициентом 1, а в остальные – с коэффициентом 0.

Рассмотрим исходную задачу в каноническом виде:

Z = c 1 x 1 + c 2 x 2 + ⋅⋅⋅ + cnxn → min;

a 11 x 1 + a 12 x 2 + ⋅⋅⋅ + a 1 nxn = b 1,


m 1 1 m 2 2 mn n m
.................................................,

a x + a x + ⋅⋅⋅ + a x = b,


 

(1)


x j ≥ 0 (j =1 ,n).

Составляем расширенную задачу формальным добавлением новых базис-

ных (искусственных) переменных в уравнения, в которых их нет. В целевую функцию дописываем их с большим положительным числом M. Получим

расширенную задачу:


Z ′ = c 1 x 1


+ c 2 x 2 + ⋅⋅⋅ + cnxn + Мxn +1+ Мxn +2+ ⋅⋅⋅ + Мxn + m → min;


a 11 x 1 + a 12 x 2 + ⋅⋅⋅ + a 1 n xn +


xn +1


= b 1,


...................................................................................................,


 

(2)


m 1 1 m 2 2 mn n
a x + a x + ⋅⋅⋅ + a x


+ xn + m = bm,


x j ≥ 0 (j =1 ,n + m), bi ≥ 0 (i =1 ,m).

Такой подход называют методом искусственного базиса. Ясно, что ис-

кусственные переменные должны равняться нулю. Если среди них имеются не равные нулю, то исходная задача (1) несовместная. Или, по-другому, целевая

функция расширенной задачи (2) будет неограниченно расти с ростом M и не сможет достичь минимума. Если в оптимальном плане расширенной задачи ис- кусственные переменные равны нулю, то остальные переменные дают решение

исходной задачи, если же есть не равные нулю, то исходная задача несовмест- ная. Если же на некотором этапе, после выведения искусственных переменных из базиса, возникнет столбец с неположительными членами и положительной


оценкой для данного столбца, то


Z → −∞. Если в оптимальном плане есть сво-


бодный вектор с нулевой оценкой, то оптимальный план не единственный.

 

 

2. Рассмотрим решение конкретной задачи ЛП с помощью метода искусствен-

ного базиса.


 

 

Пример 2. Решить задачу ЛП:

Z = x 1 + 2 x 2 + 2 x 3 → max;

⎧− x 1 + 2 x 2 − x 3 ≤ - 1,


x 1 + 2 x 2


≤1,


x 1 + 2 x 2 + x 3


= 3,


x j ≥ 0 (j =1, 3).

Решение. Переходим к канонической форме. Для этого делаем замену

Z′ = −Z. В первое и второе ограничения дописываем балансовые переменные


x 4,


x 5 и первое ограничение умножаем на (–1):

Z ′ = − x 1 − 2 x 2 − 2 x 3 + 0 x 4 + 0 x 5 → min;


x 1 − 2 x 2 + x 3

x 1 + 2 x 2


- x 4


+ x 5


=1,

=1,


⎩ 1 2
x + 2 x


+ x 3


= 3,


x j ≥ 0 (j =1, 5).

В первое и третье уравнение прибавляем, соответственно, искусственные


переменные


x 6,


x 7 с коэффициентом равным единице. В целевую функцию их


дописываем с коэффициентом M. Получили расширенную задачу:

Z ′′ = − x 1 − 2 x 2 − 2 x 3 + 0 x 4 + 0 x 5 + Мx 6 + Mx 7 → min;


x 1 − 2 x 2 + x 3 - x 4 +


[ x 6 ]


=1,


⎩ 1 2 3
x 1 + 2 x 2 +

x + 2 x + x +


[ x 5]


=1,

[ x 7 ] = 3,


x j ≥ 0 (j =1, 7).

Задачу решаем симплекс-методом (табл. 1).

 

Табл. 1. Первая симплекс-таблица с комментариями

 

 

  Б 1   С Б   В 1 À 1 À 2 À 3 À 4 À 5 À 6 À 7
-1 -2 -2     М М
À 6 М     -2 [1] -1      
À 5 À 7   М                
z jc j         -1      

 

θ

1/1 -1 -2

3/1

 


Имеем начальный опорный план


X Б 1 = (0, 0, 0, 0, 1, 1, 3)


при


Z ′′ (X Б 1 ) = −1⋅0 −2⋅0 −2⋅0 +0⋅0 +0⋅1+ М ⋅1+ М ⋅3 =0 +4 М = 4 М.


 

 


a


Числа в индексной строке имеют вид a + bM


и их записывают в виде


b
⎜ ⎟. Поэтому индексную строку записывают в двух уровнях. В (m +1) -ю стро-

⎝ ⎠


ку вносят a, а в (m + 2) -ю строку записывают b. Знак числа a + bM

⎛ 25 ⎞


совпадает

⎛0 ⎞


со знаком числа b, если


b ≠ 0. Например,


25 − 6 M


= ⎜ ⎟ < 0,

⎝ −6 ⎠


⎜ ⎟ > 0,

⎝1 ⎠


⎛ −6 ⎞


⎛ 0 ⎞


−6 + M


= ⎜ ⎟ > 0, ⎜ −1⎟< 0.


⎝ 1 ⎠ ⎝ ⎠

Сначала направляющий столбец выбирают по нижней строке, а после превращения искусственных переменных в свободные оптимизация произво- дится по верхней индексной строке.

Покажем, как находится индексная строка:


Z ′′


(X) =1⋅ М +1⋅ 0 + 3⋅ М = 0 + 4 М = ⎛0⎞,

⎝ ⎠

 
Б 1 ⎜ ⎟
 
⎛1⎞


z 1 − c 1 = 1 ⋅ M + 1 ⋅ 0 + 1 ⋅ M + 1 = 1 + 2 M = ⎜ ⎟,

⎝ ⎠


z 2 − c 2 = −2 ⋅ M + 2 ⋅ 0 + 2 ⋅ M + 2 = 2 + 0 ⋅ M


⎛ 2 ⎞

 
= ⎜ ⎟,

⎝ ⎠

 
⎛ 2 ⎞


z 3 − c 3 = 1⋅ M + 0 ⋅ 0 + 1⋅ M + 2 = 2 + 2 M


= ⎜ ⎟.

⎝ ⎠


Первый план не оптимален. В нижней индексной строке наибольшую


оценку имеют


À 1 и


À 3, Выбираем


À 3, т.к.

⎛ 2 ⎞ ⎛ 1 ⎞

⎜ ⎟ > ⎜ ⎟.

⎝ 2 ⎠ ⎝ 2 ⎠


Этот вектор вводим в базис.

⎨ ⎬
Вычисляем симплексное отношение:


θ03


= min ⎧1, = 3 ⎫ =1.

⎩1 1 ⎭


Выводим из базиса вектор


À 6. Составляем табл. 2.


Табл. 2 не содержит комментариев, позволяющих перейти к табл. 3. Под-


разумевается, что направляющая третья строка умножится на 1


 

и будет при-


 

бавлена к первой строке, на


⎛ − = 1 ⎞


 

и прибавлена ко второй, на


⎛ − = 3 ⎞


 

и прибав-


⎜ 2 ⎟


⎜ 2 ⎟


⎝ ⎠ ⎝ ⎠


лена к четвёртой, на (−1)


и прибавлена к пятой. В конце сама направляющая


третья строка будет умножена на 1.


 

 

θ
Табл. 2. Вторая симплекс-таблица с комментариями

 

 

  Б 2   С   В 2 А 1 À 2 À 3 À 4 À 5 À 6 À 7
-1 -2 -2     М М
À 3 À 5 -2       -2     -1        
À 7 М     [4]       -1  
z jc j -2 -1         -2 -2  

 

Б

2

1/2

1/2

 

Далее совершаем итерации до тех пор, пока не получим отрицательные оценки в индексной строке. Все вычисления отражены в табл. 3 и табл. 4. Ком- ментарии к вычислениям не записаны (студентам проделать самостоятельно).

 

 

Табл. 3. Третья симплекс-таблица с комментариями

 

 

  Б 3   С Б   В 3 À 1 À 2 À 3 À 4 À 5 À 6 À 7
-1 -2 -2     М М
À 3 À 5 -2           -1/2   -1/2   1/2   1/2 1/2   -1/2
À 2 -2 1/2       [1/4]   -1/4 1/4
z jc j -5 -1     1/2   -1/2 -1 -3/2 -1

 

θ

2

 

Табл. 4. Четвёртая симплекс-таблица с комментариями

 

 

  Б 4   С Б   В 4 À 1 À 2 À 3 À 4 À 5 À 6 À 7
-1 -2 -2     М М
À 3 À 5 À 4 -2                                 -1    
z jc j -6 -1 -2       -1 -2 -1

 

 


Делаем вывод о том, что


X opt


= (0;0;3;2;1;0;0),


Z m′in = −6. Все искусствен-


ные переменные равны нулю, поэтому начальные переменные определяют оп-

тимальный план.


 

Ответ:


Х = (0;0;3),


Z max = 6.


 

 

Лекция 9. ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА

 

 

План

1. Математическая модель транспортной задачи.

2. Методы построения начального опорного плана транспортной задачи.

 

 


1. Рассмотрим следующую задачу ЛП.

Пусть в регионе имеется m поставщиков угля (шахт) с запасами


 

 

a 1,


a 2,…,


am. В угле нуждаются n потребителей (тепловых электростанций) с по-


требностями


b 1,


b 2,…,


bn. Пусть


cij


(i =1, m,


j =1, n) – цена перевозки единицы


товара (например, за 1 т) от i -го поставщика j -му потребителю.


 

Требуется определить неизвестные величины


 

xij


(i =1, m,


j =1, n), обо-


значающие объём планируемой перевозки от i -го поставщика j -му потребите- лю. Будем стремиться минимизировать общую стоимость перевозок. Задачи та- кого типа называют транспортными задачами. Описанная задача однотовар-

ная.


 

Если выполняется условие


m n

ai = ∑ bj, то совокупные запасы поставщи-


i =1


j =1


ков совпадают с совокупными потребностями. Тогда это закрытая транспорт-

ная задача. В противном случае – открытая (с нарушенным балансом).

Решение открытой задачи сводится к закрытой. Поэтому сформулируем

математическую модель закрытой транспортной задачи.

Пусть Z – общая стоимость перевозок. Тогда мы ищем минимум целевой функции:

m n

Z = c 11 x 11 + c 12 x 12 +...+ cmn xmn = ∑∑ cij xij → min. (1)


 

Запишем ограничения задачи:

x 21 22 2 n 2
x 11 + x 12 +...+ x 1 n = a 1

⎪ + x +...+ x = a

xm 1 m 2 mn m
⎪................................

x 11 21 m 1 1
⎪ + x +...+ x = a

⎨ + x +...+ x = b

x 12 + x 22 +...+ xm 2 = b 2

⎪................................

x 1 n + x 2 n +...+ xmn = bn


i =1


j =1


 

 

(2)


Объёмы перевозок должны быть неотрицательными:


xij ≥ 0


(i =1, m; j =1, n). (3)


Транспортные задачи удобно записывать табл. 1.


 

Табл. 1. Транспортная таблица

 

 


b j

ai

 

 

a 1 x 11

 

 

a 2 x 21


b 1

 

 

c 11

 

 

c 21


 

 

x 12

 

 

x 22


b 2

 

 

c 12

c 22


 

 

x 1 n

 

x 2 n


bn

 

 

c 1 n

 

 

c 2 n


… … … …

… … … … …


 

 

am xm 1


cm 1


 

 

xm 2


cm 2


 

xmn


cmn


 

 

Рассмотрим открытую транспортную задачу, у которой суммарные запа-

m n


сы поставщиков больше суммарного спроса потребителей:


ai > ∑ bj. Чтобы


i =1


j =1


сделать задачу закрытой вводят фиктивного (n +1) -го потребителя с потребно-

m n


стью


bn +1= ∑ ai − ∑ bj


и стоимостью перевозок 0. В табл. 1 добавляют столбец


i =1


j =1


с этой информацией.

m n


Если же


ai < ∑ bj, то вводится фиктивный (m +1) -й поставщик с запа-


 

 

сом


i =1

n m

am +1= ∑ bj − ∑ ai


j =1

и стоимостью перевозок 0. В табл. 1 добавляется строка.


j =1


i =1


Пример 1. Транспортная задача задана табл. 2.

 

 

Табл. 2. Данные задачи

 

 

b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1

20

4 6 3 2

5 2 1 4


 

 


 

Т.к.


3 4

ai = 60 < ∑ bj


= 64, то это открытая транспортная задача. Введём


i =1


j =1


фиктивного 4-го поставщика с запасом


a 4 = 64 − 60 = 4


и стоимостью перевозок


0. В табл. 2 добавляем строку и получаем табл. 3.

 

 

Табл. 3. Транспортная таблица с фиктивным поставщиком

 

 

b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1

4 6 3 2

5 2 1 4

0 0 0 0

 

 

2. Закрытая транспортная задача всегда имеет решение. Поэтому важно уметь находить начальный опорный план транспортной задачи, который был бы бли- зок к экстремальному значению целевой функции.

Рассмотрим метод северо-западного угла. Его суть заключается в том, что максимально возможная поставка помещается в северо-западную клетку таблицы. Т.е. максимально возможные поставки заполняют клетки слева напра-

во и построчно.

Пример 2. По данным примера 1 составим начальный опорный план с помощью метода северо-западного угла (табл. 4).

 

 

Табл. 4. Метод северо-западного угла

 

 

b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1

20 15 5

4 6 3 2

30 10 16 4

5 2 1 4

10 10

0 0 0 0

4 4


 

 


 

Начальный опорный план


⎛15 5 0 0 ⎞

⎜ ⎟

X (1) = ⎜ 0 10 16 4 ⎟. Значение целевой


 

 

функции:

(1)


1 ⎜ 0 0 0 10 ⎟

⎝ ⎠
⎜ 0 0 0 4 ⎟


Z (X 1


) = 4 ⋅15 +1⋅ 5 + 6 ⋅10 + 3⋅16 + 2 ⋅ 4 + 4 ⋅10 = 60 + 5 + 60 + 48 + 8 + 40 = 221.


Более удачным и, в тоже время, несложным является метод минималь- ной стоимости. Он состоит в том, что максимально возможные поставки необ- ходимо осуществлять для потребителей с наименьшей ценой перевозок слева направо по строке. Остальных – удовлетворять по остаточному принципу, на- ращивая цену.

Пример 3. По данным примера 1 составим начальный опорный план с помощью метода минимальной стоимости (табл. 5).

 

 

Табл. 5. Метод минимальной стоимости

 

 

b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1

20 15 5

4 6 3 2

30 1 16 13

5 2 1 4


10 10

 

 

4 4


 

 

0 0 0 0


 

 


 

Начальный опорный план


⎛ 0 15 0 5 ⎞

⎜ ⎟

X (2) = ⎜ 1 0 16 13 ⎟. Значение целевой


 

 

1 1
функции:

(2)


1 ⎜10 0 0 0 ⎟

⎝ ⎠
⎜ 4 0 0 0 ⎟


Z (X 1


) =1⋅15 +1⋅ 5 + 4 ⋅1+ 3⋅16 + 2 ⋅13 + 5⋅10 =15 + 5 + 4 + 48 + 26 + 50 =148.


Как и ожидалось


Z (X (2)) < Z (X (1)), поэтому в дальнейшем будем ис-


пользовать только метод минимальной стоимости.

Замечание 1. Опорный план транспортной задачи должен содержать


m + n −1 базисных неизвестных, т.е.


m + n −1 заполненных клеток.


Пример 4. Рассмотрим транспортную задачу закрытого типа (табл. 6).


 

Табл. 6. Транспортная таблица примера 4

 

 


b j

ai

 

 

600

 

 

 

 


400 600 800 600

 

4 3 2 1

 

 

2 1 7 9

 

 

3 6 8 4


 

 

Заполним транспортную таблицу методом минимальной стоимости по-

строчно (табл. 7).

 

 

Табл. 7. Заполненная транспортная таблица

 

 

b j 400 600 800 600

ai

4 3 2 1

600 600

2 1 7 9

800 200 600

3 6 8 4

1000 200 800

 

 

В табл. 7 заполнено 5 клеток, а должно быть (замечание 1) заполнено

m + n −1= 3+ 4 −1= 6.

Нужна ещё одна заполненная клетка. Поэтому в одну из пустых клеток

следует поставить 0. Клетка с нулём не должна образовывать цикл с заполнен-

ными клетками.

Нельзя заполнять нулём клетку (2,3), т.к. образуется замкнутый прямо- угольный цикл (2,3); (3,3); (3,1); (2,1); (2,3). Также нельзя заполнять нулём клетку (3,2), т.к. образуется замкнутый прямоугольный цикл (3,2); (3,1); (2,1); (2,2); (3,2). Подробнее о циклах – в следующей лекции.

Другие пустые клетки можно заполнять нулём. Среди допустимых пус-

тых клеток желательно выбирать клетку с наименьшей ценой перевозки. В дан-


ной ситуации – это

возки 0 (табл. 8).


c 13 = 2. Поэтому занесём в пустую клетку (1,3) объём пере-


В этом случае говорят, что получено ацикличное, вырожденное опор-

ное решение.

Т.к. теперь заполненных клеток 6, то замечание 1 учтено.


Табл. 8. Транспортная таблица с учётом замечания 1

 

 

b j 400 600 800 600

ai

4 3 2 1

600 0 600

2 1 7 9

800 200 600

3 6 8 4

1000 200 800


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.434 сек.