Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Нахождение оптимального решения транспортной задачи




 

 

План

1. Метод потенциалов и его алгоритм.

2. Практические способы реализации метода потенциалов.

 

 

1. Для решения транспортной задачи удобно использовать метод потенциалов.

Теорема (оптимальности решения транспортной задачи). Решение

u
i
транспортной задачи будет оптимальным, если найдутся такие числа *


v
j
(i =1, m) и


* (j =1, n), называемые соответственно потенциалами поставщи-


ков и потребителей, которые будут удовлетворять условиям:


j
i
u * + v *

* *


= cij


для


xij

*
*


> 0;


ui + v j


cij


для


xij


= 0.


Потенциалы – это двойственные оценки исходной транспортной задачи


(1)-(3) (см. предыдущую лекцию). Здесь ui


(i =1, m) – оценка единицы запаса


(потенциал поставщика), v j


(j =1, n)– оценка единицы спроса (потенциал по-


требителя). Потенциалы могут быть числами любого знака.

Метод потенциалов является разновидностью симплекс-метода. Он при- меним и для решения задач, не являющихся транспортными. Эти задачи долж- ны записываться таблицами транспортного типа. Например, задача о назначе- нии специалистов или задача о закреплении земельных участков под посев.

Приведём алгоритм решения закрытой транспортной задачи методом по-

тенциалов.

1) Составляем начальный опорный план методом минимальной стоимо-

сти. Рассчитываем значение целевой функции.

2) Проверяем опорный план на оптимальность следующими действиями.

2.1) Используя заполненные клетки транспортной таблицы, рассчитаем

потенциалы по формуле ui + v j = cij, полагая u 1 = 0.

2.2) В незаполненные клетки помещаем оценки оптимальности


δ ij = ui + v jcij. Если для всех незаполненных клеток


δ ij ≤ 0, то опорный план


является оптимальным и алгоритм завершается вычислением минимального значения целевой функции. Если найдётся хотя бы одна незаполненная клетка с

δ ij > 0, то алгоритм продолжается.


2.3) Клетку с наибольшей положительной оценкой


δ ij


считают перспек-


тивной. К перспективной клетке строится цикл. Перспективной клетке соот-


ветствует величина перераспределения груза


+ρ. В остальных вершинах


цикла знаки чередуются


−ρ, +ρ


и т.д. Величину перераспределения вычисля-


ем по формуле


ρ = min xij, где


xij


– объёмы перевозки, записанные в вершинах


цикла и отмеченные


−ρ, т.е. уменьшаемые объёмы перевозок.


2.4) Перераспределяем груз в объёме ρ по циклу. Получаем новый опор-

ный план. Проверяем его на оптимальность, т.е. переходим к пункту 2.1) алго-

ритма.

Замечание. После нахождения оптимального плана рассуждают следую-


щим образом. Если все оценки незаполненных клеток

план единственный. Если же для некоторых из них


δ ij < 0, то оптимальный

δ ij = 0, то оптимальный


план не единственный. Можно найти другие оптимальные планы, перераспре- деляя груз по циклу в эти клетки. При этом общая стоимость перевозки не из- менится и останется минимальной.


Пусть транспортная задача имеет k оптимальных планов


X 1, X 2,..., X k.


Тогда общее оптимальное решение можно записать в виде выпуклой линейной комбинации этих планов, т.е.

*

Х = λ1 Х 1 + λ2 Х 2 +... + λ k Хk,


где


λ1 + λ2 +... + λ k


=1,


λ1 ≥ 0,λ2 ≥ 0,...,λ k


≥ 0.


При наличии двух оптимальных планов пользуются записью:

*


где 0 ≤ λ ≤1.


Х = λ Х 1 + (1− λ) Х 2,


 

 

2. Применим описанный алгоритм к решению конкретной транспортной задачи.

Пример 1. Табл. 1 (см. предыдущую лекцию) содержит запасы постав-

щиков (т), потребности потребителей (т) и тарифы перевозок единицы товара

(тыс. грн.). Требуется решить транспортную задачу.

 

 

Табл. 1. Условие транспортной задачи

 

 

b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1

20

4 6 3 2

5 2 1 4

 

 

Решение. Вводим фиктивного поставщика (табл. 2).


 

 

Табл. 2. Транспортная таблица с фиктивным поставщиком

 

 

b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1

4 6 3 2

5 2 1 4

0 0 0 0

 

 

Применим алгоритм метода потенциалов.

1) Составляем начальный опорный план методом минимальной стоимо-

сти (табл. 3). Рассчитываем значение целевой функции.

 

 

Табл. 3. Начальный опорный план

 

 

b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1

20 15 5

4 6 3 2

30 1 16 13

5 2 1 4


10 10

 

 

4 4


 

 

0 0 0 0


 

 


 

Итак,


⎛ 0 15 0 5 ⎞

⎜ 1 0 16 13 ⎟

X = ⎜ ⎟

1 ⎜10 0 0 0 ⎟

⎝ ⎠
⎜ 4 0 0 0 ⎟


и Z (X 1) = 148


 

(тыс. грн.).


2) Проверяем опорный план


X 1 на оптимальность.


2.1) Используя заполненные клетки табл. 3, рассчитываем потенциалы по

формуле ui + v j = cij, полагая u 1 = 0:


 

u 1 + v 2 =1, u 1 = 0 ⇒ v 2 =1

u 1 + v 4 =1 ⇒ v 4 =1

u 2+ v 4 = 2 ⇒ u 2 =1

u 2+ v 1 = 4 ⇒ v 1 = 3

u + v = 3 ⇒ v = 2

⎪ 2 3 3

u 4 1 4
u 3+ v 1 = 5 ⇒ u 3 = 2

⎪ + v = 0 ⇒ u = −3

Добавляем в табл. 3 строку и столбец, и записываем в них потенциалы

(табл. 4).

2.2) В незаполненные клетки табл. 4 помещаем оценки оптимальности

δ ij = ui + v jcij, выделяя их квадратными скобками. Т.к. имеются незаполнен-

ные клетки с δ ij > 0, то алгоритм продолжается.

Табл. 4. Начальный опорный план с потенциалами

 

 


b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1


ui

u 1 = 0


20 [–1] 15 [0] 5

4 6 3 2

30 1 [–4] 16 13

5 2 1 4

10 10 [1] [3] [–1]

0 0 0 0

4 4 [–2] [–1] [–2]


u 2 =1

u 3 = 2

u 4 = −3


v j v 1 = 3


v 2 =1


v 3 = 2


v 4 =1


 


2.3) Клетка (3,3) с наибольшей положительной оценкой перспективной. К перспективной клетке строится цикл (рис. 1):

[(3,3); (3,1); (2,1); (2,3); (3,3)].


δ33 = 3


является


 


1 + ρ


16 − ρ


 

 

10 − ρ +ρ

 

 

Рис. 1. Цикл перераспределения груза


 

Циклом, или замкнутым контуром, называется последовательность клеток таблицы, соединённых замкнутой ломаной линией без самопересечений. Количество вершин в цикле всегда чётно и повороты линий производятся толь- ко под прямым углом.


Для нашего цикла


ρ = min{10,16} =10.


2.4) Перераспределяем груз в объёме вый опорный план:


ρ =10


(т) по циклу. Получаем но-


⎛ 0 15 0 5 ⎞

⎜11 0 6 13 ⎟

X = ⎜ ⎟.

2 ⎜ 0 0 10 0 ⎟

⎝ ⎠
⎜ 4 0 0 0 ⎟


Теперь


Z (X 2) =118


(тыс. грн.).


Проверяем опорный план


X 2 на оптимальность, т.е. переходим к пункту


2.1) алгоритма. Считаем потенциалы и заносим в табл. 5. В незаполненные клетки помещаем оценки оптимальности.

 

 

Табл. 5. Второй опорный план с потенциалами

 

 


b j 15 15 16 18

ai

4 1 2 1


ui

u 1 = 0


20 [–1] 15 [0] 5

4 6 3 2

30 11 [–4] 6 13

5 2 1 4

10 [–3] [–2] 10 [–4]

0 0 0 0

4 4 [–2] [–1] [–2]


u 2 =1

u 3 = −1

u 4 = −3


v j v 1 = 3


v 2 =1


v 3 = 2


v 4 =1


 


Т.к. для всех незаполненных клеток δ ij ≤ 0, то опорный план


X 2 является


оптимальным и


Z min =118


(тыс. грн.).


Незаполненная клетка (1,3) имеет оценку оптимальности δ ij = 0. Поэтому


оптимальный план


X 2 не единственный. К этой клетке строится цикл: [(1,3); (1,4); (2,4); (2,3); (1,3)].


Перераспределяем груз в объёме

новый оптимальный план


ρ = min{5, 6} = 5


(т) по циклу. Получаем


 


 

 

для которого


 

Z min =118


⎛ 0 15 5 0 ⎞

⎜11 0 1 18 ⎟

X = ⎜ ⎟,

3 ⎜ 0 0 10 0 ⎟

⎝ ⎠
⎜ 4 0 0 0 ⎟

(тыс. грн.).


 

 

на:


Удаляем из задачи фиктивного поставщика. Имеем два оптимальных пла-


⎛ 0 15 0 5 ⎞

X * = ⎜11 0 6 13 ⎟;


⎛ 0 15 5 0 ⎞

X * = ⎜11 0 1 18 ⎟.


⎝ ⎠
1 ⎜ ⎟

⎜ 0 0 10 0 ⎟


2 ⎜ ⎟

⎝ ⎠
⎜ 0 0 10 0 ⎟


Общее оптимальное решение:


⎛ 0 15 5 − 5λ


5λ ⎞


Х * = λ Х * + (1 − λ) Х


* = ⎜11 0 1 + 5λ


18 − 5λ ⎟,


1 2 ⎜ ⎟

⎜ 0 0 10 0 ⎟


где 0 ≤ λ ≤1. Причём


Z min =118


⎝ ⎠

(тыс. грн.).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.