Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сердце как орган высшего познания

Таким образом, человек простирается за пределы своего тела в виде физических полей.

Некоторые психофизические явления (ясновидение, предвидение и т.п.) могут быть объяснены существованием какого-то " единого информационного поля ", обеспечивающего связь всех живых существ между собою.

Изложенные основы энергоинформационной теории, безусловно, имеют ещё несовершенный и незавершённый характер.

Вместе с тем, энергоинформационная модель процесса коммуникации является вполне доказанным фактом. Наряду с теоретическими обоснованиями существуют и экспериментальные доказательства, подтверждающие гипотезу о дистанционном, энергоинформационном взаимодействии.

 

В этом параграфе мы поговорим о том, как человек воспринимает внешние излучения помимо обычных органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

На чём основана экстрасенсорика, встречающаяся достаточно часто? Очевидно, не это не просто на обострении чувствительности органов чувств, но, как считают серьёзные учёные, на использовании древнейших, самых тонких механизмов восприятия среды.

Крупный учёный-медик, выдающийся хирург и богослов Архиепископ Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий) особую роль в восприятии внешних, самых тонких энергий отводит сердцу (в своей известной книге «Дух, душа и тело»).

Как повелось в европейской медицинской науке, сердцу отводится роль всего лишь «мотора для перекачивания крови». Та древняя народная и религиозная традиция, согласно которой сердце есть орган высшего познания – «вещун» - пренебрежительно третировалась у интеллигенции. Такие выражения, как "сердце тоскует", "радуется", "чувствует" до сих пор многими рассматриваются не более как поэтические метафоры.

На самом же деле именно сердце является у человека чрезвычайно тонким и универсальным органом чувств. Вот как объяснял эту роль сердца великий русский физиолог И. П. Павлов в своей работе "Курс физиологии":

«В отдаленную эпоху, когда наши предки находились в зоологической стадии развития, на все раздражения, получаемые ими, они реагировали почти исключительно мускульной деятельностью, преобладающей над всеми остальными рефлекторными актами. А мышечная деятельность теснейшим образом связана с деятельностью сердца и сосудов. У современного цивилизованного человека мускульные рефлексы почти уже сведены до минимума, связанные же с последними изменения сердечной деятельности сохранились хорошо...

Современный цивилизованный человек путем работы над собой приучается скрывать свои мышечные рефлексы, и только изменения сердечной деятельности все еще могут указать нам на его переживания. Таким образом, сердце и осталось для нас органом чувств, тонко указывающим на наше субъективное состояние и всегда его изобличающим. Для врача надо отметить, что насколько хорошо происходит регуляция сердечной работы, обусловленной мышечной деятельностью, конечно, не чрезмерной, настолько же плохо происходит регуляция сердечной работы при различных волнениях, кои не ведут к мышечной работе. Оттого так легко поражается сердце у лиц свободных профессий, несущих легкий физический труд, но зато чрезмерно подверженных жизненным треволнениям» [28].

К этому суждению физиолога Павлова прибавляет свои замечания и хирург В.Ф.Войно-Ясенецкий:

«Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом. Целую систему церебральных волокон получает оно от блуждающего нерва, по которым передаются ему многосложные воздействия центральной нервной системы и, весьма вероятно, посылаются в мозг центростремительные чувственные импульсы сердца. Мало еще изучены и полны неизвестности функции симпатической и вегетативной нервной системы, но уже теперь вполне ясно, что они глубоко важны и многосторонни. И что особенно важно для нас, этим нервным узлам и волокнам несомненно принадлежит очень важная роль в физиологии чувствительности. Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения»[29]

Гораздо больше, - подчёркивает далее автор, - говорит нам о сердце Священное Писание. - О сердце речь чуть ли ни на каждой странице Библии, и впервые читающий ее не может не заметить, что сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того, сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания.

Поистине всеобъемлюща, по Священному Писанию, роль сердца в области чувства. Оно "веселится" (Иер. 15,16; Есф. 1,10; Пс. 103,15; Пр. 15, 13,15; 17,22; Суд. 16,25), "радуется" (Плач Иер. 5,15; Пр. 27,9; Пр. 15,30; Ис. 66,14; Пс. 12,6; Пс. 15,9; Пр. 23,15; Екл. 2,10), "скорбит" (Пс. 12,3; Иер. 4,19; Пс. 24,17), "терзается" до того, что псалмопевец кричит (Иер. 4,19; 4 Цар. 6,11; Пс. 72,21), "рвется от злобы" (Деян. 7,54) и "горит трепетным предчувствием у Клеопы" (Лк. 24,32). Оно "негодует на Господа" (Пр. 19,3), "в нем гнездится гнев" (Еккл. 9,3), "прелюбодейная страсть" (Мф. 5,28), "зависть" (Иак. 3,14), "надменность" (Пр. 16,5), "смелость" и "страх" (Пс. 26,3; Лев 26,36), "нечистота похотей" (Рим. 1,24), его "сокрушают поношенья" (Пс. 68, 21). Но оно воспринимает и утешения (Филим. 7), способно к великому чувству упования на Бога (Пс. 27, 7; Пр. 3,5) и "сокрушению о грехах своих" (По. 33,19), может быть вместилищем "кротости и смирения" (Мф. 11,29).

«При добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота, всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел. Напротив, воздействие на сердце духа сатаны и слуг его рождает в нем смутную тревогу, какое-то жжение и холод и безотчетное беспокойство. Именно по этим ощущениям сердца советуют подвижники оценивать свое духовное состояние и различать Дух света от духа тьмы…»[30]

Библия приписывает сердцу те функции, которые в психологической науке считают принадлежащими уму, и именно сердце называют органом высшего познания: именно сердце мыслит и познаёт [31].

Войно-Ясенецкий указывает на то, что роль мозга в мышлении преувеличена: «Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства»[32]

Хотя от всех органов тела направляются в мозг все чувствительные нервные волокна, они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. Они, по предположению Войно-Ясенецкого, - лишь импульсы к возникновению мыслей, чувств, желаний и волевых движений. А мысли, рождённые в мозге, подлежат окончательной обработке в сердце - горниле чувств и воли[33]. То есть мозг имеет вспомогательное значение при выработке линии поведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек простирается за границы своей телесной оболочки | Нервная система, и в особенности мозг, не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к действию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.