КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы эффективности информационных воздействий
Коснёмся вопроса о том, что способствует эффективности влияния. В частности, заражение тем сильнее, чем больше толпа. Лидеру легче управлять большой толпой, чем маленькой компанией. Особенно подвержены эмоциональному заражению, сопереживанию дети и молодые женщины. Иммунитет к эмоциональному заражению зависит также от степени усталости, от воздействия алкоголя или от других причин, притупляющих внимание и ослабляющих волю. Поэтому сильнее эффект общего возбуждения в вечернее и особенно в ночное время. Подражание тем сильнее, чем большим авторитетом (харизмой) обладает лидер, который подаёт пример действий. К сожалению, «чаще всего лидерами толпы бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия»[52]. Сила внушения, по-видимому, определяется двумя обстоятельствами. Первое - степенью доверия к говорящему. Люди доверяют, прежде всего, «своим» - членам своей группы. Второе - настойчивостью повторений («вода камень точит», «повторение – мать учения» и т. д.). Это – главный инструмент всей пропаганды и рекламы, в которой используется принцип перегрузки внимания аудитории. Для доказательства важна, в первую очередь, простота и очевидность. Длинные рассуждения производят тягостное впечатление (по старой латинской поговорке, “Qui nimium probat, nihil probat”- «Кто много доказывает, тот ничего не доказывает»)[53]. Доказательство - самый слабый из всех способов воздействия. Обращение к рассудку автоматически пробуждает механизмы критического восприятия у слушателя, вызывает инстинктивное желание возражать и спорить (особенно у молодых). Вдобавок попытка заставить производить мыслительную работу есть посягательство на душевный покой. Как это ни печально, но люди в большинстве своём не любят думать.
А вот эффект заражения – самый сильный, практически неотразимый способ зажечь аудиторию. Поэтому пламенные ораторы собирают громадные толпы и делают упор на патетику. Изобразим всё вышесказанное следующей таблицей:
Глава 6. Системное представление о слове.
В этой части нашего курса мы познакомимся с учением о. Павла Флоренского (1881-1937) о слове. В отличие от своих учёных современников он исследует слово не как некоторую условность (произвольное наименование, знак, значок), но как сложное многоплановое явление, связанное реально с обозначаемым предметом. Он продолжатель многовековой традиции в философии, согласно которой слово не есть пустой звук или нечто, установленное по договорённости, но является природной реальностью (в онтологическом смысле)[54]. И эта реальность должна рассматриваться как живой организм и вместе с тем энергийный символ. К началу ХХ века в языкознании общепринятым стало представление о слове как о произвольном, случайном звуковом знаке вещи. «Интеллигентское» отношение к словам как к пустым звукам повсеместно господствует и поныне. У теоретиков языкознания слово – это всего лишь знак, у практиков массовой коммуникации – послушный инструмент для обработки общественного сознания. То есть за прошедшее столетие мало что изменилось в образованном обществе.
Современные исследователи творчества о. Павла отмечают, что его позиция может рассматриваться как поистине подвиг веры и мысли[55]. Это учение есть переворот в теории информационных потоков. «Именно таков смысл утверждаемой в работе «Магичность слова» и прослеживаемой конкретно, в деталях, структурной параллели «гомотипии» слова и семени… Речь и семенная материя имеют, по воззрениям Флоренского, общую организацию и структуру; семя есть язык, и язык – семя…»[56]. Человек размножается двумя способами – обычным, то есть плотски, и духовно – то есть через слово-семя, которое западает в душу слушателя и, прорастает в ней новым духовным существом (поэтому родство бывает по плоти и, что гораздо важнее, – по духу).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |