Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неясность концепции высшего журналистского образования




До перестройки в СССР никто не сомневался в "специфике" советского высшего журналистского образования. По словам Ректора Московского Университета покойного академика Петровского, в МГУ были факультеты двух видов: естественные и "противоестественный" - факультет журналистики. Действительно, там готовили в массовых масштабах специалистов особого рода - "золотой фонд партии" - дисциплинированных исполнителей догматов по установленным речевым шаблонам.

Все журфаки, лишившись партийного благоволения, а с 1991 года и самого покровителя, стали искать оправдание своему существованию. Руководствуясь общепринятой "демократической" логикой реформаторов, опять пошли учиться у Запада. Да и сам Запад не замедлил явиться через наши распахнутые границы. Он привез много яркого и интересного: рекламное дело, маркетинговое мышление, ассортимент строгих формализованных жанровых форм, передовую организацию работы редакционных коллективов, компьютерные технологии... Мы уже не говорим об идеологиях, ради распространения которых все это создается, в конце концов. В учебных планах стало гораздо меньше схоластики, больше места уделено чисто журналистским предметам, практике в редакциях. В целом, процесс благотворный. Но встают некоторые фундаментальные вопросы характера - о концепции не просто журналистского образования, именно высшего журналистского образования.

Как известно, одним из существенных нововведений в высшей школе стала двухступенчатая система подготовки. Теперь выпускники бывают двух видов: со степенью бакалавра и со степенью магистра. Бакалавр учится 4 года, магистр - 5,5 лет. Таков «мировой» стандарт.

Естественное для стран Европы, это новшество в России, имеющей свою традицию подготовки кадров высшей квалификации, многими воспринимается как очередной "кукурузный эксперимент".

Все очень осложнилось. Табель о научных рангах, к которой мы привыкли, не то действует, не то нет. Старые дипломы никто не отменял, а к новым званиям еще не скоро привыкнем. Ясно просматривается только одно: огромная часть выпускников вузов не имеет прежней пятилетней подготовки. Зато тем выпускникам, которые покинут Россию в поисках работы, будет легче легализовать диплом. Но нам нужно думать в первую очередь о тех, кто останется вместе с нами, и видеть их проблемы.

Бакалавр - степень, означающая первую ступень высшего образования. И поэтому несмотря на все уверения в том, что бакалавру выдается документ о "полноценном высшем образовании" мирового образца, студент изо всех сил рвется на старшие курсы, которые теперь называются магистратурой.

В нашем университете на специальности "журналистика" именно эта картина и наблюдается. Но есть одна характерная особенность. Немногие магистранты намереваются связать свою судьбу с работой в СМИ. Тот, кто действительно жаждет работать журналистом, это делает уже на младших курсах - кто на внештатной основе, а кто и на полную ставку. И им бакалаврского образования бывает достаточно. И эта достаточность фактически признается в официальном документе.

Давайте предположим, что человек закончил магистратуру. Что в практическом плане даст она выпускнику журфака? Тут есть одна особенность, касающаяся именно нашей специальности: предполагается, что новоявленные магистры приступят к работе спустя лишь 2 года в тех редакциях, где уже освоились бакалавры - их бывшие однокурсники. И тут, скорее всего никакого служебного преимущества диплом магистра не даст. На журналистские дипломы в редакциях, внимания обращается до обидного мало. А заниматься они будут практически примерно одними и теми же вещами: редактированием, корреспондентской или технической работой - всем, что требует общериторических навыков, а не специальных знаний. Неудивительно, что немногие из главных редакторов, обозревателей и комментаторов закончили что-нибудь вроде журфака: чаще это историки, филологи, выпускники педвузов - люди фактически с каким угодно дипломом. А отдельные личности обходятся безо всякого диплома вообще (образованность очень замедляет движение на старте в нашей профессии, а свои плоды приносит в довольно зрелом возрасте).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.