Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

См., например: Успенский В.Б., Чернявская А.П.. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: Владос. 2008. – С.81-82

 

[44] Существование межклеточной связи доказано академиком Академии медицинских наук СССР В.П.Казначеев. Открытие, которое он сделал в 1972 году, показало, что существует на уровне слабых электромагнитных излучений связь между растениями, животными, между животными и людьми, между человеком и человеком.

 

[45] См. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: ЗАО Питер. М., 1999.

[46] См., напр., Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни (впервые издана в 1898 г.)

[47] Известны случаи прямого вмешательства зрителей в театральное действие. Во время гражданской войны на фронте показывали шекспировского «Отелло». Исполнитель роли Яго чуть не поплатился жизнью за свой талант, когда один из красноармейцев решил расправиться со злодеем и прямо из зала стал стрелять в актёра.

[48] См. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М.: Мысль, 1972.С.7-35.

[49] См. Там же.

[50] См.: Там же.

[51] У Аристотеля в его книге «Риторика» - три широко известных способа воздействия на слушателя: пафос (πάθος) ораторская страсть, этос (ἦθος) - нравственный характер говорящего, логос (λόγος) - строгость доказательства. Если соотнести это с предлагаемой четырёхчастной типологией способов воздействия, то, очевидно, пафос можно отождествить с «заражением», логос с «доказательством». Сказать, что этос соответствует сумме понятий «подражание» и «внушение» можно с известным допущением, внимательно прочитав слова Аристотеля: «[Доказательство достигается] с помощью нравственного характера [говорящего] в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, - и подавно…». Это можно понять так, что действует и манера произнесения, и репутация говорящего.

[52] См. Фрейд З. Психологические этюды. Минск, изд-во Беларусь, 1998. С.26. Присмотритесь к «популярным» телеведущим и политическим ораторам, звёздам эстрады - и вы увидите признаки психически и физически неполноценных людей.

[53] Давно известно, что простота - показатель совершенства. Чем проще устройство, тем оно надёжнее, чем проще знание, тем ближе оно к истинности. Ломоносов как-то заметил, что в законах природы простота – господствующий принцип. Всё, что сложно – следует отбрасывать.

[54] Двойственное отношение к слову – либо как к реальности, либо как к условности – Флоренский обнаруживает в спорах древнегреческих философов. Так, в диалоге Платона «Кратил» гераклитовец Кратил высказывается за то, что имя выражает сущность вещи. «Как живописец подражает цветам тел, музыка – звукам, так и слово подражает сущности вещи, равно как и сущности её цвета, звука и т.п.» И далее: «Кто знает имена, тот знает и вещи» Противоположную – номиналистическую - точку зрения высказывает ученик софистов Ермоген, по мнению которого «имена суть условные знаки, они служат знаками для условившихся, которые наперёд знают вещи, и в этом состоит правильность имени – в условии; разницы же в том нет, так ли кто условливается, как ныне принято, или, напротив, нынешнее малое называет великим, а нынешнее великое – малым». – Цит по: Флоренский П.А. Священное переименование Изменение имён как внешний признак в религиозном сознании. М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2006. – С.10-11.

Флоренский по этому поводу заключает: Мысль гераклитовцев и мысль софистов касательно сущности языка относятся между собою как народное миросозерцание и напор нигилистического скепсиса, как исконная традиция и протест, предъявленный её молодым поколением. – Там же. Сам Флоренский – на стороне живого народного мировоззрения.

[55] См. Андроник (Трубачёв), иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. – Томск: изд-во Водолей, издание. А Сотникова, 1998. – С.120.

[56] Хоружий С.С. Обретение конкретности // Флоренский П.А. Сочинения в 2-х т.т., т.1, С.10.

[57] См.: Флоренский П.А. Имеславие как философская предпосылка // Там же, С. 281.

[58] Там же, С.289.

[59] Там же. С.289-290.

[60] Там же, С. 290.

[61] Там же, С.291-292.

[62] Там же, С. 287.

[63] Там же, С. 293.

[64] См. об этом: Флоренский П.А. Священное переименование Изменение имён как внешний признак в религиозном сознании. М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2006.

[65] См: Флоренский П. А.. Сочинения в 2 т.т. – Т.2: М.:1990. - С. 234.

[66] Исследователи отмечают, что термины «фонема», «морфема» и «семема» употребляются у Флоренского в значениях, отличных от терминологического обихода современной лингвистики (в котором все три слова обозначают неразложимые «атомы» речи в ее звуковом, грамматическом и смысловом аспектах).

[67] Там же. Стр. 235

[68] Флоренский П.А. Об имени Божием // Сочинения в 2-х т.т.; М.: Правда, 1990. – Т.2, С. 326.

[69] Ср. у Флоренского: «Тут в лингвистическом анализе слова подтверждается каббалистическое и александрийское, преимущественно Филона-Иудея, учение, а чрез него и многих святых отцов о троякости смысла Священного писания. А именно, согласно этой герменевтике, каждое место и слово Писания имеет значение, во-первых, чувственно-буквальное, во-вторых, отвлеченно-нравоучительное и, в-третьих, идеально-мистическое, или таинственное.

Действительно; но не только Писание, но и всякое удачное слово имеет три соотнесенных между собой слоя, и каждый может подвергаться особому толкованию. В удачной речи целесообразна не только семема, смысл ее, но и внешняя форма по обеим своим сторонам, и находится в теснейшей связи с предметом речи. Толковнику надлежит, конечно, углубиться во все три напластования толкуемого места. Тогда и получится, что известному ряду впечатлений соответствует ряд понятий-представлений, а этому последнему – ряд идей.

Усвоение читаемого или слушаемого происходит одновременно на трех различных этажах: и как звук, вместе с соответственным образом, и как понятие, и, наконец, как трепетная идея, непрестанно колышущаяся и во времени многообразно намекающая о надвременной полноте. Каждый из этих рядов порождается особой духовной деятельностью: мышлением психологическим, драматическим, и как называют иногда, логическим, … или чувственностью, рассудком и разумом Ср. у Флоренского: «Восприятие читаемого или слушаемого происходит одновременно на трех различных этажах: и как звук, вместе с соответственным образом, и как понятие, и, наконец, как трепетная идея, непрестанно колышущаяся и во времени многообразно намекающая о надвременной полноте. Каждый из этих рядов порождается особой духовной деятельностью: мышлением психологическим, драматическим, и как называют иногда, логическим, …или чувственностью, рассудком и разумом. – Там же, С.240.

[70] Под внимательным чтением святитель Симеон Фессалонитский разумеет повторение чуть ли не до 9 раз. – См. Там же, с. 415 (примечание).

[71] ЗАГОВОР - заклинательная словесная формула, к-рой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, заклинания, присушки, отсухи, шептанья, слова и т. д. У немцев наиболее распространенный термин - Beschwörungen, Besprechungen, также Zauberformeln, Heilsprüche, Segen, у французов - incantations. З. - одна из наиболее распространенных форм словесного творчества: З. бытует в древних культурах средиземноморского круга и Азии, в античном мире, в еврейском, христианском и мусульманском средневековье, в новое и новейшее время у народов высокой (европейцев, тюрков, финнов и др.) и первобытной культуры. (см. Литературная энциклопедия. М. 1929-1939.) Литературы по этой теме достаточно много.

 

[72] Лосев А.Ф. Философия имени.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. с. 68

[73] Лукреций Кар Тит. О природе вещей. (цит. по: Флоренский. Флоренский П. А.. Сочинения в 2 т.т.; - М.: Правда – Т.2: У водоразделов мысли. Москва. 1990. с. 412

[74] Человек сложен полярно, и верхняя часть его организма и анатомически, и функционально в точности соответствует части нижней… Полюс верхний гомотипичен полюсу нижнему. И притом, мочеполовой системе органов и функций полюса нижнего в точности соответствует дыхательно-голосовая система органов и функций полюса верхнего. И далее, половая система и деятельность находит себе точное полярное отображение в системе и деятельности голосовой. Нет надобности указывать и прямую весьма тесную связь их обоих... Но, в виде резюме, отметим лишь, что выделения половые оказываются гомотипичными выделениям словесным, которые созревают подобно первым и исходят наружу для оплодотворения. Некоторая парадоксальность этой гомотипии сгладится, если вы примете во внимание, что семя, кажущееся только какой-то капелькой жидкости, на самом деле есть сущность в высокой степени таинственная, умная сущность, по речению древних, ибо несет с собою форму, идею живого существа, несет с собою нечто гораздо более умное, чем может придумать самый умный, несет с собою и объективный разум организма, и субъективный разум его мысли, а, кроме того, заряжено оккультными энергиями, обмен которыми и составляет средоточие полового общения. Иначе говоря, в семени есть и своя морфема, и своя фонема, и своя семема: это - слово, устанавливающее генеалогическую связность преимущественно со стороны человеческой усии…. А все то, что обычно возражают против слова словесного, против его якобы ничтожества, все это вполне применимо к семени, с тою только разницей, что здесь можно напирать по преимуществу не столько на материальную ничтожность этой капли семени, а на ее бесструктурность и лишенность смысла, тогда как при возражениях слову главное ударение делается на невещественности слова.

Но, что бы там ни возражали против капли семени и как бы там ни считали ее "просто" жидкостью и притом количественно ничтожной, а, тем не менее, она производит зачатие - и рождается человек. И речь, как ни считают ее бессильной, действует в мире, творя себе подобное. И как зачатие может не требовать лично-сознательного участия, так и оплодотворение словом не предполагает непременно ясности сознания, раз только слово уже родилось в общественную среду от слово-творца или, точнее, слово-культиватора, бывшего ранее. Вот почему магически мощное слово не требует, по крайней мере, на низших ступенях магии, непременно индивидуально-личного напряжения воли, или даже ясного сознания его смысла. Оно само концентрирует энергию духа, как бы напивается ею, раз только есть произволение его произнести, т.е. минимум внутренней самодеятельности, и, набравшись тут силы или, точнее, развернув свои потенции прикосновением к духу, допустившему его к себе своим изволением, своею интенциею, оно направляется далее туда, куда направлено оно самым актом интенции. Знахарка, шепчущая заговоры или наговоры, точный смысл которых она не понимает, или священнослужитель, произносящий молитвы, в которых иное и самому ему не ясно, вовсе не такие нелепые явления, как это кажется сперва; раз заговор произносится, тем самым высказывается, тем самым устанавливается и наличность соответствующей интенции, - намерения произнести их. А этим - контакт слова с личностью установлен, и главное дело сделано: остальное пойдет уже само собою, в силу того, что самое слово уже есть живой организм, имеющий свою структуру и свои энергии. Конечно, лучшее понимание, большее вчувствование и напряженное воление были бы к сему благоприятными факторами раскрытия слова в данном случае; но этот фактор скорее прочищает засоренные протоки слову, чем создает самое действие, и, после известного минимума достигнутости, уже не безусловно необходим. – Флоренский П.А. Магичность слова // Сочинения в 2 т.т. – М.: Правда, 1990. – Т.2, С. 272-273

[75] И в Евангелии Господь называет слово семенем в притче о сеятеле (Мк.4, 3-8; 14-20)

 

[76] Флоренский П. А.. Магичность слова // Сочинения в 2 т.т. - М.: Правда, 1990 – Т.2, С.254

[77] См. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974. – С.320. Поршнев отмечает далее: Если первая стадия свойственна всем животным, то быстро протекающая в мозгу вторая стадия говорит об эпохе высокого развития имитации в непосредственной эволюционной предыстории человека, тогда как третья - о переходе к современной речевой деятельности.

[78] Великий изобретатель Н.Тесла придавал особое значение эффекту резонанса и даже считал его главным законом Вселенной.

[79] Там же, с.268

[80] Там же – с.270

[81] На этом основано таинство исповеди в христианской церкви; многим известен «эффект случайного попутчика», когда в поезде совершенно незнакомый человек рассказывает о своей жизни такие подробности, которые он обычно утаивает от своих близких… Видимо, не последнюю роль это имеет и в творчестве. Слушатель - необходимая фигура для мыслителя. При отсутствии такового человек начинает разговаривать с самим собой, происходит раздвоение личности, что есть уже начало болезни. Предельно болезненное проявление потребности высказаться мы наблюдаем, например, у графоманов.

[82] Там же – с.273

[83] Очень показательный случай с израильским премьер-министром Шароном, который был подвергнут древнему проклятию своими соплеменниками за то, что эвакуировал часть еврейских поселений с захваченных у арабов территорий в 2005 году. Вскоре после проклятия, о котором было предварительно широко объявлено талмудистами, Шарон тяжко заболел. Поэтому в Израиле всерьез обсуждают мистическую версию болезни премьера: политика заколдовали и прокляли еврейские ортодоксы - последователи учения каббала... Вот как происходил обряд проклятия: «23 июля прошлого (2005) года. Под ночным небом на кладбище в израильском городке Рош-Пина собрались 20 мужчин. Все они не разведенные, не вдовцы, а давно и прочно женаты. Все старше 40 лет. И все бородатые. Все, кроме одного, в белоснежных одеждах, - в черном. В руках они держат черные свечи. Возглавляет группу раввин Йоси Даян, исповедующий учение каббалы. Цель этого "собрания" - призвать на голову Ариэля Шарона древнее проклятие пульса де-нура.
Каббала - мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы и других священных книг. Так называемая практическая каббала основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек может соучаствовать в божественном творении. За границей каббалистические центры особенно популярны в США. Наиболее известная там приверженка каббалы - певица Мадонна. В последние годы каббалистические группы появились и в России.
План "заколдовать" Шарона сложился у еврейских радикалов еще в сентябре 2004-го - тогда раввин Йоси Даян во всеуслышание заявлял о готовности наложить проклятие на премьер-министра за его план ликвидации части еврейских поселений на Западном берегу и в секторе Газа. Чтобы придать церемонии весомость, Даян якобы встречался с несколькими израильскими раввинами, которые дали "добро" на ритуал, взятый из книги "Зоар", главного каббалистического трактата.
Пульса де-нура в переводе с древнеарамейского означает "духовный огненный шнур (ремень, кнут), на который нанизаны огненные кольца". Во время обряда раввин при помощи заклинаний просит Всевышнего свершить суд над врагом еврейского народа. Если раввин прав, то в мир снисходит ангел Смерти и поражает врага. Если не прав - поразят самого проклинающего. По одной версии, тот, против кого направлено пульса де-нура, не проживет сорока дней с момента его прочтения. По другой - мщение может быть отложено на какой-то срок.
Совпадение или нет, но аналогичная церемония была проведена в 1995 году, при участии того же раввина Даяна, в отношении тогдашнего премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, за то, что тот разрешил Арафату вернуться в сектор Газа и начал переговоры о передаче части израильских земель Палестине. Ровно через сорок дней после проведения пульса де-нура Рабин погиб от рук правых экстремистов. А легенды гласят, что действию проклятия в свое время подверглись Гитлер, а также... Троцкий и Сталин - последний якобы за то, что готовил геноцид еврейского народа.
Узнав, что на его голову обрушилось проклятие, Шарон, гостивший в Париже у президента Франции Жака Ширака, заявил, что на него такие вещи не действуют. "Сколько времени должно пройти, пока это сбывается?" - поинтересовался Шарон у своих помощников. Те объяснили, что проклятие может сбыться в течение нескольких десятков лет. "Тогда я не волнуюсь", - философски заключил премьер-министр.
Часть израильтян верит в действие на Шарона пульса де-нура. Часть подвергает это сомнению. В их числе - раввин-каббалист Элиягу Элиас, который заявил: "Еврейские духовные мудрецы уже более тысячи лет не инициировали реального действия пульса де-нура. То, что происходило в Рош-Пина, - бессмысленные действия малограмотных активистов. Это не имеет никакого отношения к пульса де-нура". То есть к тому методу, которым пользовались наши Учителя 2-3 тысячи лет назад". Но как бы то ни было, как говорится, осадок остался. – Розензафт А. Как заколдовали Шарона. Для "нейтрализации" премьера использовали древнее проклятие // Московский комсомолец, 12.01.2006.

[84] Эту схему автор впервые изложил в статье «Телевизионный оратор». См. Средства массовой информации в современном обществе. Москва: РУДH,1995. С.48-64

[85] См. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М.: М.: "Мысль", 1972. С.7-35

[86] Флоренский так описывает составляющие фонемы: «Как внешний процесс мира физического слово прежде всего есть звук или хотя бы преднамечающийся звук... Но этот звук возникает не чисто физически, а физиологически и психофизиологически. Он неотделим от артикуляционных усилий, его производящих, и слуховых усилий, его воспринимающих; а усилия эти неотделимы от первичных психических элементов, мотивирующих самое усилие. Итак, некоторое ощущение, чувствование, волнение плюс усилие артикуляции и слуха, плюс звук – все это вместе образует один состав психофизического костяка слова – фонемы. – Флоренский П.А. Строение слова // Сочинения в 2 т.т. М: 1990. Т.2, С.234-235.

[87] См. Буданцев Ю.П. В контексте жизни. М., 1975.

[88] См. Аристотель. Топика // Соч. в 4 т.т. М.: 1978. – Т.2, с. 361. От этого аристотелевского понимания идёт традиция называть академическую диссертацию тезисом (thesis)

[89] Подобное изобразил Л. Толстой в образе Платона Каратаева, говорившего и мыслившего пословицами и поговорками.

[90] Ведь общение и разобщение (сплочение своих и изоляция от чужих) – две обязательные целевые функции всякого акта коммуникации. И средства массовой коммуникации, объединяющие какую-то аудиторию в некоторый промежуток времени, в не меньшей мере служат изоляции этой аудитории от всех иных источников информации на это время. Так, главная забота издателя – чтобы читали его продукцию, а не конкурента.

[91] Массовая коммуникация: (англ. mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. (Большая советская энциклопедия)

 

[92] См. Буданцев Ю.П. Системность в исследованиях массовых информационных процессов. М.: УДН, 1986.

[93] См. Буданцев Ю.П. В контексте жизни. М.: 1979. С. 36.

[94] Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации. Цит. по: Буданцев Ю.П. Там же. С.39.

[95] Автор высоко оценивает эффективность подобных комплексных методов пропаганды, приводя в пример современную католическую церковь: «Все четыре типа использует в своих интересах Ватикан: технические типы оказывают здесь поддержку одной из основ клерикальной культурной традиции - подлинно массовому — без кавычек - средневековому религиозному действу во всех его видах, от церковной службы до мистерии. Владеющие огромными средствами клерикалы имеют в своем распоряжении многочисленные издательства, библиотеки, кинозалы, спортплощадки; они руководят самодеятельностью, школьными кружками, туризмом, не оставляют без внимания ни один участок культурной работы, стремясь удержать в своих руках дело воспитания масс. Ватиканское радио вещает двадцать четыре часа в сутки; по центральному итальянскому телевидению два раза в неделю выделены специальные часы для религиозных бесед. Ватикан выпускает — помимо чисто религиозных пропагандистских брошюр и бюллетеней - огромное количество книг, печатает множество газет и журналов. Располагают клерикалы и промышленным комплексом, состоящим из издательства с типографией, киностудии, фабрики грампластинок, радиостанции.Вот так, в одной упряжке, делая одно дело, добрососедствуют древние типы систем СМК и современные средства массовой информации и пропаганды» - Там же.

 

[96] Автор теории ССМК Ю.П.Буданцев предсказал появление ССМК-5 в своей ранней работе «Творчество в фольклоре и журналистике (телепублицистика) // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. М.: МГУ, 1975. С.390-400. Он называет её «качественно новой смешанной коммуникацией», «прогнозируемой моделью коммуникации коммунистического общества» (С.403). Но в работе «В контексте жизни» (М.: Мысль, 1979) и последующих он почему-то не упоминает этот тип ССМК, ограничившись только первыми четырьмя.

 

[97] Подготовка универсального журналиста в СССР началась намного раньше, чем в Европе: именно так ведется обучение в нашем Университете с 1981 по учебному плану, разработанному первым заведующим кафедрой печати, радиовещания и телевидения Ю.П.Буданцевым. И этот универсализм себя оправдывает, позволяет дать широкое системное представление о деятельности средств массовой коммуникации, знакомит с навыками работы в разнообразных технических средствах массовой коммуникации.

[98] В античной традиции, она была пятичастной "изобретение", "расположение", "украшение", "запоминание" и "произнесение"

[99]Такая на первый взгляд экстравагантная и нелицеприятная позиция разделяется и некоторыми западными авторами и даже высказывается почти этими же словами. "Журналист, - по мнению американского журналиста Дж. Скотта, автора более двух десятков документальных книг, - это временный эксперт (temporary expert) по тому вопросу, на который обращено его внимание по заданию или заказу. Например, - продолжает Скотт, - моя жена и я написали книгу о египетских иероглифах, хотя не имели специальных знаний или навыков по этому предмету. К тому времени, как мы исследовали это дело и съездили в Египет за дополнительными сведениями, мы стали "экспертами". Так что директор Каирского музея, на которого наша книга произвела впечатление, написал предисловие к ней".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неясности проблемы | Экономическая информация на предприятиях и способы ее описания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.