Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиограмма




Термин "профессиография" происходит от лат. "профессио" - постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. "графо" - пишу.

Понятие "профессиография" включает профессиографическое исследование и его результат — профессиограмму. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом - профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности). и

Виды профессиограмм
1. По цели составления:

• Информационная - - предназначена для профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед
необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко,
обобщенно.

• Диагностическая - производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного
качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. - обеспечивает организацию профессиональной
психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-
психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.

• Прогностическая

Применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо

проектирования профессионального роста и карьеры работников

1. Общая характеристика профессии — история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения

профессиональной деятельности, профессиональная среда

^2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле - совокупность трудовых действий, входящих в состав ^определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) - характеристика профессионального поля, факторы,

определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации - уровень профессионального образования,
профессиональная подготовка, повышение квалификации

4. Профессиональная мобильность работника - широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности
смены специальности и профессии *

5. Оценка перспективности профессии — профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность
работника, профессиональное самосовершенствование и карьера

• Методологическая.

Позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования

1.Содержание деятельности субъекта труда — виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы,
эмоциональные проявления, виды помех на рабочем месте, виды ошибок, травм, брака, возникающих в процессе деятельности

2. Условия труда - санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

• Образовательно-ориентированная

» 2. По мере общности:

» Общая — описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.

• Групповая - исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.

• Монографическая - описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в
рамках моей области исследования.

Формализованная схема профессиограммы (Э. Зеер)

- Социальная и профессиопогическая характеристика профессии

1.Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность

3. Название рабочего поста.

4. Престиж, имидж,, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе

5. Должностной оклад и его оценка

6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей
^ 7. Необходимое образование

 

8. Диапазон квалификации, а также перспективы служебного и профессионального роста

9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или
опосредованное техническими средствами, характер общения.

 

10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности

11.Частота случаев дисквалификации по профнепригодности

12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, особенности
текучести кадров).

- Психограмма

А. Общая характеристика труда

1.Фотография рабочего дня

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и т.п.)

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.

5. Психологический анализ ошибочных действий
Б. Требования к психическим процессам

» 1. Психомоторика

рабочая поза, статические и динамические нагрузки; рабочие действия - гностические, приспособительные, исполнительские и т.п.; временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций,


связанных с психомоторикой; требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; особые требования к психомоторике

2. Сенсорная и перцептивная сферы

чувствительность различных сенсорных модальностей; профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, прсотранственного положения и т.п.; особые требования к сенсорной и перцептивной сферам

3. Профессиональные особенности познавательных процессов

влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; требования к воспроизводящему или творческому воображению; преобладающие типы мышления (наглядно-действенное, образное, теоретическое-абстрактное, "безлимитное" по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени); особенности принятия решений при выполнении работ; требования к стрессоустойчивости; преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивости памяти; особенности речи, требования к речи; внимание и его особенности В. Требования к эмоционально-волевой сфере

1.Характеристика преобладающих эмоциональных состояний

2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда

3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере

4. Воля и ее особенности, основная направленность волевого процесса
Г. Типичные психологические состояния процессе труда

 

1.Монотония и утомление

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание)

3. Другие состояния, свойственные данной профессии

Д. Ансамбли профессионально-значимых качеств (ключевые квалификации)

1.Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность
мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность

3. Оптимизм

4. Внушаемость как желательное или нежелательное свойство личности.

5. Нравственно-психологическая устойчивость.

6. Првфессиональные и инновационные способности

7. Особенности характера

Е. Противопоказания и ограничения

1.последствия ошибок и особые требования к безопасности труда

2. характеристика профнепригодности

3. половозрастные ограничения

4. профессиональные вредности и льготы

5. профессиональные деформации личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципы профессиографии (по В. Бодрову)

1.Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности

2. поэтапность изучения деятельности — процессуальная последовательность сбора и анализа материала (этапы - информационный,
аналитический, синтетический, экспериментальный, результирующий

3. направленность описания - соответствие конкретным целям изучения и конкретной практической задаче

4. селективность (избирательность) объекта изучения — концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее
сложных задачах трудового процесса

5. многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных взаимосвязей на всех уровнях функционирования системы
деятельности

6. динамичность изучения - с учетом развития субъекта и изменения деятельности

7. системность - изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных компонентов деятельности на всех ее иерархических уровнях

8. идентичность методических приемов и программ изучения и описания -для корректного сравнения профессий

9. использование качественно-количественных методов изучения - взаимное дополнение содержательной и статистической
информации.

Для профессиографического описания профессиональной деятельности и определения ее психограммы для решения задач диагностики и прогнозирования может быть применен комплекс методических приемов:

1. изучение рабочих документов

2. наблюдение за рабочим процессом

3. хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение)

4. кино-, фоторегистрция трудового процесса.

5. опрос работников

6. биографический метод

7. анализ ошибочных действий

8. алгоритмический анализ деятельности и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.