Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита смежных прав иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом

Р в окружности; 2) имя правообладателя; 3) год первой публикации.

Римская конвенция предусматривает минимальный перечень охраняемых прав для каждой категории субъектов, причем для исполнителей также и неимущественных. В числе охраняемых прав: право на исполнение, право на запись исполнения, право на передачу в эфир, право на воспроизведение фонограммы, право на запись передачи и т.д. Статья 12 Римской конвенции регулирует вопрос уплаты вознаграждения при передаче в эфир или сообщении для всеобщего сведения фонограммы, выпущенной в коммерческих целях. РФ сделала заявления о том, что единовременное вознаграждение выплачивается, если изготовитель фонограммы является гражданином или юридическим лицом государства-участника Римской конвенции в объеме и на условиях взаимности. Данная оговорка объясняется тем, что объем использования фонограмм иностранных звукозаписывающих компаний в РФ и российских за рубежом существенно отличаются.

Срок охраны, установленный в Римской конвенции, составляет 20 лет. Так называемая, ретроактивная охрана конвенцией не предусмотрена, т.е. государство охраняет права, если исполнение, фонограмма и передача в эфир возникли после вступления для него в силу конвенции. Для РФ, например, это 26 мая 2003 года.

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года (Женевская конвенция) была принята в связи с совершенствованием методов фиксации и воспроизведения звуков, повлекшим стремительный рост рынка контрафактных фонограмм и выявившейся неэффективностью правового режима Римской конвенции. Женевская конвенция является специальной по отношению к Римской.

Повторяя отдельные положения Римской конвенции (знак охраны, срок охраны и др.), Женевская конвенция сосредотачивает свое внимание на необходимость принятия государствами мер по предотвращению незаконного воспроизведения, распространения и ввоза фонограмм. Государства сами выбирают необходимые для этого юридические средства. Следует обратить внимание на ст. 6 конвенции, которая ограничивает выдачу принудительных лицензий.

Женевская конвенция не имеет обратной силы. Охрана предоставляется только по принципу национальности производителя фонограммы. Для РФ Женевская конвенция вступила в силу 13 марта 1995 года.

Еще одним договором в области охраны прав исполнителей и производителей фонограмм является Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года (ДИФ), вступивший в силу 20 мая 2002 года. РФ присоединилась к договору в 2008 году.

Договор не умаляет обязательств по иным международным договорам, содержит отсылки к Римской конвенции, является новым шагом в развитии международной охраны смежных прав в связи с появлением цифровой среды распространения фонограмм. Однако нельзя рассматривать ДИФ только как дополнение к Римской конвенции. Он содержит куда более широкий спектр охраняемых имущественных и неимущественных прав. Более того, можно отметить такую тенденцию, что ряд государств участвуют в Римской конвенции, но не участвуют в ДИФ (страны ЕС, РФ и др.), а ряд наоборот – участвуют в ДИФ, но не участвуют в Римской конвенции (например, США).

ДИФ охраняет право исполнителя быть признанным в качестве исполнителя (право авторства исполнения), право на защиту исполнения от искажения, право на запись исполнения и передачу его в эфир, право на распространение оригинала записи исполнения, право на воспроизведение оригинала записи исполнения, право коммерческого проката оригинала записи исполнения. В отношении производителей фонограмм ДИФ охраняет право на воспроизведение фонограммы, распространение фонограммы, коммерческий прокат. ДИФ также подтверждает право исполнителя и производителя фонограммы на единовременное вознаграждение за использование фонограмм, опубликованной в коммерческих целях, для эфирного вещания или сообщения для всеобщего сведения.

Одним из прав, закрепленных только в ДИФ, является право сделать исполнение или фонограмму доступной, т.е. сообщить для всеобщего сведения, а по сути – разместить для прослушивания и скачивания в Интернет. Также ДИФ содержит обязательство государства обеспечить юридические средства борьбы с обходом технических мер защиты фонограмм и информации по управлению правами.

Срок охраны прав по договору – 50 лет, для охраны не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Охрана имеет обратную силу.

Если два предыдущих договора были направлены на защиту только исполнителей и производителей фонограмм, то в отношении вещательных организаций была заключена Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 года(Брюссельская конвенция).

Брюссельская конвенция не предоставляет никаких новых прав вещательным организациям по сравнению с Римской. Она предусматривает общую обязанность государств принять соответствующие меры для предотвращения незаконного вещания. Выбор средств опять же остается за государством.

Конвенция не распространяется на непосредственное спутниковое вещание. Статья 4 Брюссельской конвенции устанавливает случаи свободного распространения сигнала по аналогии со свободным использованием произведений (цитаты, просветительская деятельность и т.п.). Брюссельская конвенция не имеет обратной силы. Для РФ действует с 1989 года в порядке правопреемства.

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), как уже отмечалось выше, было призвано выровнять охрану в государствах-участниках ВТО и создать действенные юридические способы борьбы с нарушением прав. В отношении смежных прав ТРИПС устанавливает минимальный перечень смежных прав, подлежащих охране: право на запись исполнения, право на воспроизведение фонограммы, право на запись трансляции, право на ретрансляцию и др. В ТРИПС установлены разные сроки охраны: 50 лет для исполнителей и производителей фонограмм, 20 лет для вещательных организаций. Обратная сила распространена на охрану прав первых двух категорий. И конечно, в полной мере на смежные права распространяется действие части III ТРИПС, предусматривающей меры защиты. Охрана смежных прав по ТРИПС осуществляется на тех же принципах, что авторских прав, т.е. на основе национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

На региональном уровне следует отметить гармонизацию защиты смежных прав в рамках ЕС. В частности можно отметить Директиву по вопросам охраны прав проката и использования, а также ряда иных прав, смежных с авторским правом, в сфере интеллектуальной собственности 1992 года, Директиву о согласовании ряда правил, касающихся охраны авторского права и смежных прав в сфере спутникового вещания и кабельной ретрансляции 1993 года, Директиву о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав 1993 года. В данных документах государства согласовали особенности реализации прав на прокат фонограмм и записей исполнений, право на получение справедливого вознаграждения исполнителем, срок охраны смежных прав (50 лет), особенности реализации и защиты смежных прав в случае спутникового вещания, в том числе и общедоступного (непосредственного).

В рамках СНГ в отношении смежных прав применяется Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 года, которое не создает отдельной системы охраны и даже не дополняет универсальную. Учитывая год заключения Соглашения, государства договорились только о том, чтобы изменить свое законодательство в области смежных прав в соответствии с Римской и Женевской конвенциями.

В гораздо меньшей степени смежные права охраняются двусторонними договорами. С одной стороны, можно отметить блок договоров о торговле и экономическом сотрудничестве, о научном и культурном сотрудничестве, где упоминается о защите смежных прав, говорится о том, что стороны защищают смежные права и т.п. Также и межправительственные соглашения о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности не содержат альтернативы универсальной охраны смежных прав. Порой в них указывается на необходимость гармонизации законодательства, органы, ответственные за сотрудничество, проведение совместных мероприятий, но существенной роли в обеспечении охраны смежных прав они не играют.

 

 

С точки зрения закрепления защиты смежных прав в национальном законодательстве выделяют английскую и французскую системы. Для английской системы охраны смежных прав характерно отсутствие такое института как такового. Смежные права охраняются только авторским правом. Французская система предполагает не только выделение в отдельный институт или подинститут охраны смежных прав, но детальное закрепление перечня смежных прав. Таким образом, права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в одних государствах будут осуществляться на основе авторского права, в других – законодательства о смежных правах.

В отношении охраны смежных прав иностранных лиц государства формулируют те же условия, что и для авторских прав – участие в международном договоре. При этом, в отличие от охраны авторских прав, нельзя однозначно сказать, что речь идет об участии в общем международном договоре государства, где истребуется охрана, с одной стороны, и государства гражданства или национальной принадлежности субъекта, государства происхождения объекта, с другой. Так, например, учитывая оговорки, сделанные РФ к Римской конвенции, можно установить, что например, в отношении исполнения права иностранного исполнителя будут охраняться в РФ, если исполнение осуществляется в государстве-участнике Римской конвенции. В отношении производителя фонограмм охрана осуществляется, если производитель имеет гражданство или национальную принадлежность государства-участника Римской или Женевской конвенции. Что касается охраны прав вещательных организаций, то охрана их прав будет осуществляться, если штаб-квартира вещательной организации расположена в государстве-участнике Римской конвенции.

Объем охраны смежных прав определяется в соответствии с национальным режимом законодательством того государства, где истребуется охрана. Однако можно увидеть несовпадения в охране смежных прав. Так, например, ст. 1304 ГК РФ устанавливает 5 объектов смежных прав, но в отношении иностранных лиц охраняются только права на исполнения, фонограммы и трансляции (передачи в эфир).

Срок охраны смежных прав должен быть не меньше, чем предусмотрен в соответствующем международном договоре. Для РФ это 50 лет. При этом в отношении исполнения этот срок жизнь исполнителя, но не менее 50 лет. Ограничения срока действия в зависимости от срока охраны в иностранном государстве нет.

Охрана смежных прав может иметь и обратную силу, если это предусмотрено в международном договоре или национальном законодательстве. Так, не смотря на то, что РФ не участвует в договорах, предусматривающих ретроактивную охрану смежных прав, на ее территории в соответствии со ст. 1304 ГК РФ охраняются права на объекты, не перешедшие в общественное достояние вследствие истечения срока охраны.

Объем охраняемых прав определяется законодательством государства, где истребуется охрана. Наибольшие проблемы возникают в случаях свободного использования объектов с уплатой вознаграждения. Российское законодательство предусматривает это только в отношении фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК РФ). При этом в отличие от международных договоров вознаграждение делится поровну между исполнителем и изготовителем фонограммы. При уплате этого вознаграждения иностранным лицам следует помнить о том, что РФ, подписывая Римскую конвенцию, предусмотрела уплату вознаграждения на взаимных условиях.

 


Раздел 14. Вопросы охраны промышленной собственности в международных отношениях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные договоры в области охраны смежных прав | Международные договоры в области охраны промышленной собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.