Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как регулируемая и управляемая социальная система




ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Лекция 9. Социальное управление

Основные понятия:

социальное управление; социология управления; социология организаций; социальные факторы управления; управленческая культура; культура профессиональной деятельности; руководство; лидерство; стиль управления; типология стилей управления; самоуправление.

 

Приступая к изучению этой темы, следует обратить внимание на то, что в социологии, включающей в свою структуру частные социологические теории, принято различать социологию управления и социологию организаций. Предметом социологии управления в таком случае выступают социальные основы управления, особенности управленческой деятельности и управленческих отношений, закономерности их развития, условия повышения эффективности управленческих функций. В качестве предмета социологии организаций рассматриваются закономерности построения, функционирования и развития организаций – объединений людей, совместно реализующих некоторую программу или цель деятельности.

Очевидно, что и социология управления, и социология организаций изучают процесс целенаправленного регулирования управляемыми объектами, воздействия на них. Различия между социологией управления и социологией организаций прослеживаются при выяснении природы объектов управления. В социологии организаций ими являются социальные объекты – объединения людей; в социологии управления исследуются объекты, имеющие любую, не только социальную природу.

В управленческой практике трудно разделить объекты изучения социологии управления в социологии организаций. Поэтому в целях приближения учебного курса социологии к социальной практике проблемы социологии и управления и организаций рассматриваются в единстве.

В обеих частных социологических теориях управление понимается как сложное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, которое проходит ряд стадий: получение и переработка информации об управляемой подсистеме; планирование возможных управленческих воздействий; принятие управленческих решений; организация их выполнения; контроль за реализацией управленческих решений; анализ результатов управленческих воздействий и внесение корректив в процесс управления. Последняя стадия завершает процесс управления, превращая его в замкнутый цикл.

Социальные, человеческие факторы, реализующиеся на каждой из стадий управленческого цикла, являются предметом изучения социологии управления. Кроме названного «процессуального» подхода к управлению существуют и иные: «системный» подход, в котором на первый план выходит анализ системообразующих факторов в управляющей и управляемой подсистемах, а также в системе их взаимодействия; «ситуационный» подход, в котором анализируются цели, задачи управления применительно к конкретной ситуации, разрабатывается структура управления в соответствии с людскими ресурсами (кадрами).

Среди основных проблем социологии управления следует обратить внимание на социальные механизмы управленческого цикла, на человеческую переменную управления, управленческие отношения, механизм выработки и принятия управленческих решений, на вопросы культуры управления. Под управленческими отношениями понимается совокупность устойчивых, объективно определенных взаимосвязей между субъектами управления, которые устанавливаются в процессе деятельности по выполнению управленческих функций. Культура управления – это социологическая категория, отражающая систему средств, методов, способов и структур управленческой деятельности, управленческих решений, приемов искусства управления.

Понять содержание проблем социологии управления в значительной степени помогают знания из области социологии организаций, в частности те, в которых обусловливается построение типологии организаций на основе различий в их целях, функциях, выполняемых в системе общественных отношений, в характере организационных структур. На основе этих признаков социологи выделяют три основных типа организаций: административные (предприятия, учреждения и т.п.), союзные (общественные организации, выполняющие функции содействия органам государственного и общественного управления) и ассоциативные (любительские объединения по интересам).

Различаясь по функциям, выполняемым в обществе, организации имеют общие принципы построения и деятельности. Так, для любого типа организаций характерно наличие формальной и неформальной структур. Формальная структура – это система типовых норм, образцов поведения и соответствующих санкций – регуляторов, осуществляющих внутриформальную коммуникацию. Неформальная структура – это система взаимоотношений между членами организаций, основанная на их личностных характеристиках, имеющая социально-психологическую природу и не регламентированная специальными предписаниями.

Выявление закономерностей построения, функционирования, развития организаций, в особенности за счет нововведений, - все эти проблемы, решаемые социологией организаций, существенно дополняют научные подходы к управлению, разрабатываемые социологией управления.

Анализ литературы по теории и практике социального управления позволяет сделать вывод, что, пожалуй, центральное место в ней занимают проблемы, связанные с деятельностью субъектов управления – руководителей, управляющих, менеджеров – всех организаторов управленческого цикла. Исследуется их роль на этапах получения и анализа необходимой для управления информации, в ходе планирования и прогнозирования, принятия управленческих решений, организации исполнения и контроля за всем управленческим процессом.

Роль руководителя исследуется в различных подходах к управлению, не только в процессуальном, но и в системном, в котором руководитель чаще всего анализируется в качестве системообразующего фактора в системе управления; в ситуационном, где роль руководителя определяется различными ситуационными переменными, приоритеты которых определяются для каждого случая в зависимости от стечения конкретных обстоятельств в данный момент. Таким образом, эффективность управления ставится в зависимость не только от объективных, но и от субъективных факторов управленческого процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.