Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Репрезентативность исследования




Не останавливаясь на методологических приемах организации выборки, которые подробно описаны в литературе, следует отметить, что ведущую роль в определении ее типов в каждом конкретном случае играют исходные исследовательские установки, обоснованные
в методологической части программы. Определение генеральной совокупности - это наполнение конкретным содержанием идеализированного модельного представления, в результате чего объект исследования из абстрактного переходит в область конкретного и реального. Конструирование выборочной совокупности это следующий этап, на котором воспроизводится в реальных показателях модель проблемосодержащей системы, т.е. предмет исследования. В социологии для описания совокупности единиц наблюдения, имеющих какую-либо общую характеристику, указывающую на их принадлежность к данной системе, используется понятие генеральная совокупность .
В исследовании социальной подсистемы промышленного предприятия генеральной совокупностью стал весь рабочий персонал или коллектив предприятия; единицей наблюдения - отдельный работник или отдельная социальная группа, в зависимости от конкретной исследовательской задачи.

Цели и задачи исследования, а также объем генеральной совокупности и исследовательские возможности, определяют характер исследования: оно может быть сплошным либо выборочным. В исследовании, которое носит сплошной характер, в качестве объекта исследования выступает вся генеральная совокупность. В выборочном исследуется лишь ее часть - выборка, выборочная совокупность, которая позволяет судить о генеральной совокупности
в целом.

Существуют различные способы формирования выборочной совокупности и методы расчета объема выборки. Этому вопросу посвящена обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются.

Среди способов формирования выборочной совокупности выделяют два основных вида:

1) метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование, генеральной совокупностью в котором являются отдельные типичные единицы наблюдения либо даже одна единица какого-либо класса явлений; например, конкретная семья может изучаться на протяжении ряда лет, что оговаривается в программе исследования;

2) статистические выборочные методы, которые, в свою очередь, делятся на две группы:

а) выбор по усмотрению, к которому относится целенаправленный выбор и квотный, т.е. выбор в виде квот (пропорций) изучаемых признаков;

б) случайный (вероятностный) выбор: чисто случайный, районированный (выбор слоями) и гнездовая или серийная выборка.

Принципиальным моментом, который следует подчеркнуть особо, является то, что выборочная совокупность выступает в качестве объекта - заместителя генеральной совокупности. То есть выборка - это модель того объекта исследования, который конкретизируется в виде генеральной совокупности единиц наблюдения и таким образом становится доступным эмпирическому познанию.

Как модель выборка отличается от тех идеализированных модельных представлений, которые были построены ранее. Выборка обладает всеми признаками материальной, предметной модели, «так как состоит (выборка. - С. Л.) из материальных объектов, в т.ч. людей, принадлежащих к той или иной интересующей нас социальной группе (коллектив предприятия, жители города, студенты, молодые рабочие и т.п.) и присущих им свойств (их мнений, отношений, ориентации). Правда, эти «материальные объекты» обладают некоторой спецификой, о которой цитируемый автор не говорит, но наверняка подразумевает. И социальные группы, и индивиды, входящие в них, отличаются от предметно-физических и предметно-математических моделей наличием сознательной, субъективной поведенческой компоненты. Такие качественные особенности присущи как объекту-оригиналу (генеральной совокупности), так и объекту-заместителю (модели - выборочной совокупности). Главное в том, чтобы эти особенности с нужной достоверностью воспроизводились в модели, делая ее репрезентативной. Репрезентативность выборочной совокупности достигается с помощью обоснованного типа выборки.

Отнесение выборочных совокупностей к виду материальных моделей позволяет решить и проблему количественного обоснования объема выборки, что тоже является необходимым условием ее репрезентативности. Генеральная совокупность всегда кроме качественных показателей обладает рядом количественных параметров. Это позволяет в процессе построения выборки использовать количественные методы, «работающие» в сфере прямого подобия, а не только косвенного и условного, что характерно для идеальных моделей - знаковых моделей и идеализированных модельных представлений.

Сложность и специфика объектов социологического исследования, множественность целей и исследовательских задач приводят к необходимости сочетания различных способов (типов) выборки, в результате чего она становится комбинированной. Комбинированная выборка характерна для многоступенчатого отбора, когда на разных его ступенях используются различные типы выборки; например, на первой ступени применяется метод районированной выборки, а на следующей - чисто случайной. Сложность объектов социологического познания находит отражение и в использовании многофазового отбора, для которого характерно формирование подвыборок (вторичных и т.д. выборок) на основе осуществленной первичной выборки.

Контрольные вопросы к теме №10

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Социологическое познание как система.

2. Понятие и общая характеристика социологического исследования.

3. Основные виды и типы социологических исследований.

4. Этапы организации социологического исследования.

5. Сущность и структура программы социологического исследования.

6. Отображение логики социологического исследования в его программе.

7. Методологическая специфика процедур сбора и анализа социологической информации.

8. Содержание рабочего плана исследования.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

4. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

5. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.

6. Смелзер Н. Социология. - М., 1984.

7. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

8. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

Дополнительная:

1. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1985.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Мн., 1979.

4. Жилина Л.И. Теоретическая подготовка социологического исследования. М., 1989.

5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

6. Лапина С.В. Моделирование в социологическом исследовании. Мн., 1992.

7. Рабочая книга социолога. М., 1983.

8. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1987.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.