Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет нормативных правовых актов

Многообразие задач, связанных с осуществлением систематизации нормативных правовых актов, обусловливает необходимость установления определенных приоритетов в этой деятельности.

Учет - простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении существующей информации, и группировки систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. По сути, учет нормативных правовых актов – это сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных правовых актов, их расположение по определенной системе, хранение. Еще один конструктивный момент в том, что на основании такого учета осуществляется выдача необходимых справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.

Соответственно основная задача учета – не только сбор, но и поддержание нормативных правовых актов в качественном состоянии, позволяющем оперативно находить необходимую информацию. Заметим, органы, учреждения, организации осуществляют такой учет не только для удовлетворения своих потребностей в правовой информации, но и иных учреждений и лиц в соответствующих сведениях.

В Российской Федерации подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ. В информационный массив в зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, могут быть включены и иные акты, например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.

К основным обобщающим принципам организации учета законодательства относятся:

1) полнота информационного материала, обеспечивающего фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений, препятствующих решению этой задачи;

2) достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных правовых актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений, включенных в информационный фонд актов;

3) оптимальное расположение материала, необходимое для оперативного и качественного нахождения сведений о праве.

По-видимому, реализация названных принципов в практической деятельности специальных органов и организаций, осуществляющих такой учет, способствует значительному усовершенствованию поиска правовой информации и обеспечению наиболее полного удовлетворения в ней потребности заинтересованных субъектов.

В зависимости от сбора учитываемой информации различают: журнальный учет, карточный учет, электронный учет. Обратим внимание на их особенности.

1. Журнальный учет – наиболее простой вид учета законов и иных нормативных правовых актов. По сути, речь идет об определенной фиксации реквизитов нормативных правовых актов в той или иной последовательности. Такой учет может проводиться по хронологическому или алфавитно-предметному показателям. Хронологический подход означает, что все подлежащие учету нормативные правовые акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. При этом, акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации такие акты фиксируются по предметным рубрикам, расположенным по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.).

По-видимому, наиболее оптимальная форма журнального учета – тематико-предметная. Имеется в виду то, что рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты.

2. Картотечный учет – признается специалистами более совершенной формой учета законодательства. Его смысл и назначение проявляется в создании разного рода системы карточек, расположенных по определенному принципу, предопределяющему структуру такого учета. Названная форма правовой деятельности используется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Она свойственна также крупным учреждениям и организациям, имеющим дело по роду своей работы с широким многоотраслевым кругом нормативных правовых актов. Понятно, что разноуровневая и большая по объему правовая информация, находящаяся в их распоряжении, упорядочивается посредством карточного учета.

На карточках создаваемой или существующей картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст официального документа. При этом более предпочтительным признается воспроизводство на карточках полного текста нормативного правового акта, а не только его исходных официальных данных.

Преимущество картотечного учета проявляется в том, что он обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт.

3. Электронный учет обусловлен современной практикой упорядочесния нормативных правовых актов, свидетельствует о все более активном использовании автоматизированного учета законодательства на базе применения компьютерной техники и новейших достижений информатики. Электронный учет осуществляется, в частности, путем использования справочно-поисковых систем («Кодекс», «Консультант - плюс», «Гарант» и т.п.).

В деятельности того или иного органа, учреждения могут сочетаться различные формы учета законодательства в аспекте их взаимного дополнения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Систематизация нормативных правовых актов: понятие, необходимость | Инкорпорация – форма систематизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.