Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консолидация законов и иных нормативных правовых актов




В любой развитой правовой системе по истечении времени образуется значительное число нормативных правовых актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Это приводит к тому, что предписания таких актов иногда повторяются, нередко содержат несогласованности и противоречия. В этой связи возникает необходимость ликвидации множественности нормативных правовых актов, их укрупнения, создания своеобразных “блоков” законодательства.

Теория права и юридическая практика выделяют в этой связи такой вид систематизации нормативных правовых актов, как консолидация (от лат. consolido – укрепляю). Исходный момент здесь таков: консолидация – основной путь преодоления множественности разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Соответственно утверждается, что консолидация – вид (способ) систематизации, при которой несколько близких по содержанию нормативных актов сводится в один укрупненный нормативный правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования[189].

С позиции более лаконичного подхода консолидация рассматривается как объединение нормативных правовых актов, регулирующих одну сферу общественных отношений, в единый акт без изменения их содержания[190].

Обобщая сказанное, можно уточнить, что консолидация – такой прием систематизации, посредством которого множественность нормативных правовых актов преодолевается путем объединения в один укрупненный акт. Принципиально значимо то, что ранее действовавшие нормативные правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации периода бывшего Советского Союза был Указ Президиума Верховного Совета от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу.

Консолидация отличается следующими признаками:

1) она представляет собой своеобразный вид правотворчества (инкорпорация, даже официальная отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, т.е. входит в арсенал правотворческих методов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный правовой акт;

4) она не изменяет содержание правового регулирования общественных отношений; при этом нормы права, предусмотренные прежними нормативными правовыми актами, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия;

5) нормативный правовой акт, принятый в результате консолидации, имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дата принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация в настоящее время может использоваться в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных правовых актов по вопросам приватизации, налогообложения и т.д. Здесь нормативные правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (приватизация, образование, охрана природы и т.п.). При этом можно предположить, что существующее разрозненное законодательство о налогах, занятости населения и др., посредством такого приема будет консолидировано, приведено в определенную систему.

Как видно, разграничение инкорпорации и консолидации проявляется в следующем:

1) инкорпорация проводится различными субъектами, в том числе научными учреждениями, издательствами и др.; консолидация осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных правовых актов;

2) инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных правовых актов. Вошедшие в сборник акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь принятый нормативный правовой акт.

Сказанное подтверждает, что консолидация – самостоятельный вид систематизации нормативных правовых актов. Она может использоваться везде, где можно свести воедино десятки родственных нормативных правовых актов однопрофильного плана.

Итак, консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает изменение и отмену устаревших норм, всегда имеет официальный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.