Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность правового регулирования




Термин «эффективный» означает продуктивный, действенный. В этой связи «эффективность» понимается как свойство кого или чего-либо, приводящее к нужным результатам.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между стоящей перед ним целью и достигнутым практическим результатом. Другими словами, эффективность правового регулирования есть достижение целей, которые имел в виду законодатель изданием соответствующих норм права.

Заметим, цель – это идеальный мыслительный образ той или иной ценности, предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить[214]. В самом общем плане цель правового регулирования состоит в том, чтобы поведение и действия людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в результате реализации их требований социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу.

Вместе с тем в теории права выделяют более конкретные цели правового регулирования.

В зависимости от временного фактора, они могут быть ближайшими и перспективными. Так, по существу, ближайшей целью законов и иных нормативных правовых актов, связанных с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других негосударственных форм собственности (частной, акционерной и т.д.). Более отдаленными, перспективными целями являются создание цивилизованной рыночной экономики, свойственной демократическому цивилизованному строю, способствующего формированию правового государства и гражданского общества.

Можно выделить цели правового регулирования в зависимости от их направленности. Одни из них, условно говоря, позитивные, связаны с формированием процессов, которых ранее не было (создание юридических предпосылок для развития правового государства). Другие – предполагают ликвидацию, вытеснение либо, по крайней мере, снижение потенциала явлений, нежелательных для общества (уменьшение уровня социальных конфликтов).

В этой связи еще один момент. Для эффективности правового регулирования недостаточно только самих правовых средств. Дело в том, что право формируется и функционирует во взаимосвязи с разными социальными факторами (политикой, экономикой, культурой и др.). Его результативность во многом определяется соответствующей социальной средой (преодоление противоречивости реформ, формирование «положительного поля» в экономике, укрупнение тенденции свободного конкурентного хозяйствования, усиление инициативы малого и среднего предпринимательства и т.д.).

В этой связи представляется возможным назвать следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которого нормы права должны быть наиболее согласованными с общественными закономерностями, в рамках которых они будут действовать;

2) усиление юридической гарантированности правовых средств, действующих в системе механизма правового регулирования;

3) совершенствование правоприменительной деятельности уполномоченных на то государственных и иных органов;

4) повышение уровня правосознания и правовой культуры субъектов права;

5) оптимизация процесса правового стимулирования правомерной, инициативной, социально-полезной деятельности индивидов и организаций.

В заключение отметим: эффективность правового регулирования – это его позитивное воздействие на общественные отношения, на деятельность и поведение субъектов права. Она выражается в позитивных изменениях, которые возникают в общественной жизни в результате действия механизма правового регулирования, элементы которого должны гармонично дополнять друг друга.

 

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

1. Раскройте смысл понятия «правовое регулирование».

2. Каков предмет правового регулирования?

3. Назовите стадии правового регулирования.

4. Что означает категория «метод правового регулирования»?

5. Какова взаимосвязь предмета и метода правового регулирования?

6. Назовите основные моменты (показатели), характеризующие метод правового регулирования.

7. Раскройте особенности императивного и диспозитивного метода правового регулирования.

8. Опишите основные способы (правовые средства) правового регулирования.

9. Что означают типы правового регулирования и правовые режимы? Чем они определяются?

10. Раскройте понятие, механизм правового регулирования. Назовите его элементы.

11. Что означает эффективность правового регулирования?

12. Каковы основные направления повышения эффективности правового регулирования?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.