Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан

 

1. Специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей: сущность и специфика работы педагога социального.

2. Защита прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

3. Коррекционно-реабилитационная работа с осужденными несовершеннолетними в закрытых воспитательных учреждениях. Социальная реинтеграция осужденных подростков.

4. Проблема насилия в семье в отношении женщин. Организация службы кризисной помощи женщинам.

5. Основные социальные услуги, оказываемые семье и детям.

6. Медико-психологические и социальные проблемы населения Беларуси после аварии на ЧАЭС.

7. Государственные меры Республики Беларусь по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и социальная защита пострадавших граждан.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Бедулина, Г.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних право-нарушителей в учебных заведениях закрытого типа / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. –№ 9. – С. 16–20.

2. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: МФЦП. – 2007. – С. 227–263.

3. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – С.172–186; 204–220.

4. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 319–342.

 

1. Специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитатель-ные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей: сущность и специфика работы педагога социального.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:

· специальные общеобразовательные школы;

· специальные профессионально-технические училища;

Также существуют специальные лечебно-воспитательные учреждения. К ним относятся специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессионально-технические училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и девочек. Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального, базового, общего среднего и профессионального образования.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Учреждения открытого типа выполняют профилактическую функцию и создаются для следующих категорий детей и подростков:

1) с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;

2) подвергшихся любым формам психологического насилия;

3) отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. Учреждения открытого типа могут быть государственными, муниципальными или негосударственными.

Учреждения закрытого типа создаются для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РБ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Такие учреждения могут быть только государственными.

Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.

В Республике Беларусь существует три учебных учреждения образования закрытого типа, где находятся малолетние правонарушители: Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище № 2 деревообработки, Могилевская государственная специальная средняя школа закрытого типа, Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище № 1 легкой промышленности. А также одно специальное лечебно-воспитательное учреждение (общеобразовательная школа для учащихся с ОПФР) закрытого типа для мальчиков в Кричеве.

Обязательным условием для направления несовершеннолетнего в специальные учебные заведения является постановка его на учет и проведение профилактической работы по месту его жительства со стороны сотрудников внутренних дел соответствующего уровня (города, района и т.д.). Этим занимается городской (районный) отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), существующий в УВД.

Если возникает необходимость направления несовершеннолетнего в специальное учебное заведение сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) при городской (районной) администрации. Комиссия, рассмотрев заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего в специальное учреждение (11–14 лет – в специальные школы, 14–18 лет – в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.

Направление подростков в специальные учебные учреждения осуществляется через приемники-распределители для несовершеннолетних правонарушителей, где они находятся со времени оформления сотрудниками ОППН заявки до получения выписанной Комиссией путевки в специальное учреждение.

После получения путевки сотрудники ОППН доставляют несовершеннолетнего в специальное учебное учреждение, а затем в течение всего периода его пребывания там осуществляют непосредственное взаимодействие с воспитанником и педагогическим коллективом учреждения, тесным образом сотрудничая с социальным педагогом учреждения.

Роль социального педагога в закрытом учебном заведении состоит в сопровождении личностного развития и осуществлении социальной реабилитации учащихся, проведении поддерживающих коррекционных мероприятий, осуществлении паспортизации учащихся-сирот, оформлении пенсии по случаю потери кормильца, открытии личных счетов, оформлении документации на каждого учащегося. В функции социального педагога входит также решение вопросов, связанных с организацией взаимодействия с государственными структурами.

Специфика обязанностей социального педагога в закрытом учебном учреждении состоит в следующем:

1) оформление ходатайства о лишении родителей родительских прав;

2) подготовка запросов по поводу недостающих документов, о переводе пенсий и пособий;

3) оформление прописки учащихся;

4) рассылка писем и звонки родственникам;

5) связь с КДН по месту жительства воспитанника;

6) решение вопросов о закреплении жилья за детьми-сиротами, их трудоустройство.

Социальный педагог также представляет интересы детей в КДН, в суде по вопросам, связанным с выводом или продлением срока нахож-дения для получения образования и специальности. Особого внимания требует работа по взысканию денежных средств с родителей детей – социальных сирот, поступивших в учебное учреждение закрытого типа.

Основополагающим моментом социально-педагогической поддержки является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой подросток был до сих пор, и осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности. Важная педагогическая задача этой работы – оказание помощи в период адаптации к условиям закрытого учебного заведения, обеспечение социальной защиты прав учащихся в государственных и общественных организациях, КДН, ИДН и судах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Защита прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.