Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззренческая посылка пифагорейцев сформулирована в тезисе: ”Существует бытие и небытие”

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ

Первого философа” ФАЛЕСА(624-547 до н.э.) считают родоначальником европейской науки.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Зарождение и развитие психического знания в Древней Греции.

ТЕМА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ.

1. Зарождение и развитие психического знаниприимчив душою и по д атлив на воспитание”.

 

Последователь Фалеса АНАКСИМАНДР (610-546 до н. э.) развил естественнонаучные идеи учителя, наполняя их большей научной смелостью.

Среди немногих изречений Анаксимандра ценными для эволюционного естественно-исторического объяснения происхождения животного и человека до нас из древности дошли следующие: “Первоначально человек произошеософии.

Демократ в его фрагментах и свидетельствах древности.

Диоген Лаэрский О жизни учениях и изречениях знаменитых философов, М.1986

Лосев А.Ф. Мир философии.

 

 

В психологических взглядах Фалесу принадлежит приоритет в выдвижении следующих идей:

о чувствах человека как первичном источнике информации об окружающем мире и его законах; о душе как движущем начале;

о материальном субстрате душевных явлений;

о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности.

 

На вопросы: ”Что на свете трудно?” - отвечал: “Познать себя”. “Что божественно? - “То, что не имеет ни начала, ни конца”. “Кто счастлив?” - “Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание”.

 

Последователь Фалеса АНАКСИМАНДР (610-546 до н.э.) развил естественнонаучные идеи учителя, наполняя их большей научной смелостью.

Среди немногих изречений Анаксимандра ценными для эволюционного естественно-исторического объяснения происхождения животного и человека до нас из древности дошли следующие: “Первоначально человек произошел от животных другого вида”; “Животные же рождаются из влаги, испаряемой солнцем. Человек же был вначале подобен другому животному, а именно рыбе”.

 

Последний из известных нам представителей милетской школы - АНАКСИМЕН (вторая половина VI в. до н.э.)

Душа человека приравнена к воздуху (пневме) и выполняет аналогичную ему роль - сдерживает тело: “Подобно тому как наша душа есть воздух, так и некий дух и воздух держат весь мир. Дух и воздух равнозначащие”. Воздух, а следовательно, и душа рассматриваются мыслителем как всеобщая среда: “Из него выходит все, в него возвращается обратно все”. Древний ученый “не отрицал богов”, но отрицал управление ими миром, созданным независимо от них.

С именем основателя одной из самых авторитетных школ античного мира ПИФАГОРА (571-497 до н.э.) связывают зарождение научного знания в современном его понимании. Метод Пифагора есть познание; знание, по его оценке, - это часть искусства жить; а жизнь есть поиск спасения.

Среди наиболее значимых для развития психологической мысли явились идеи:

о количественной закономерности природы и ее единства, а значит, и душевных проявлений;

о душе как числе - “гармонии музыки”, “движении сфер”;

о существовании эфира, сходстве микро- и макрокосмоса, т.е. человека и окружающего его мира; о связи зачатков научного (метафизического) мышления и фантазии (гипотез);

об очищении и переселении душ.

Для исцеления душевных недугов пифагорейцы одними из первых применяли средства психотерапии, сами избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния, душевной тревоги. Стремясь предотвратить болезни, они разрабатывали режимы диеты, труда и отдыха.

 

Значимым для психологического знания в пифагорейской школе является выделение медицины как науки из лечебной магии. Родоначальник анатомии врач-философ АЛКМЕОН нашел причину болезней человека в нарушении равновесия - смещении качеств тела. Он первым открыл “две узкие дорожки”, ведущие от мозга к глазным впадинам, сделав на этом основании гениальные выводы о том, что мозг - орган мышления и мыслит только человек.

Древнегреческого философа ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО ( ок. 520 - ок. 460 до н.э.) называют одним из основоположников диалектики.

 

Особое место во взглядах Гераклита отводится познавательным процессам: “Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить”. Он различает чувственное и рациональное познание, предполагает различие в органах восприятия и познавательных способностях человека: “Плохие свидетели для людей - глаза и уши тех, кто имеет грубые психеи”.

 

Внутри психического Гераклитом разделяются ступени познания, которые опираются одна на другую: чувственное познание, понимание и мышление. “Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить”. В этом отношении интересно одно древнее сообщение, согласно которому на вопрос Гераклиту, почему он разрезает зверей по членам их тела, прозвучал ответ: ”Потому что моим учителем является природа существующего”.

 

Связь чувственного познания и мышления проявляется в том, что “природа любит скрываться”. На этом основании делается вывод: “Мышление - великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать ей сообразно”. Разумом люди наделены от природы: “Размышление всем свойственно”.

 

Афоризмы Гераклита (всего сохранилось около 150 фрагментов) отразили не только новую картину мира, но и новый взгляд на человека и его душу. Личность выводилась из-под власти и царства мифологических богов Олимпа - перед нею открывалась возможность познания посредством наблюдения и деятельности собственного ума.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основатель элейской школы КСЕНОФАН(род.580 до н.э., прожил ок. 90 лет) впервые высказал мысль, что “боги созданы по образу человека” и являются измышлениями людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.