Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические взгляды Платона и Аристотеля




ПЛАТОН (427-347 до н.э.) Подлинное имя - Аристокл. Платон - прозвище (“платюс” - широкий, широкоплечий). Был одарен в гимнастике, музыке, поэзии. Учителя - Кратил и Сократ. Путешествовал в Египет, Финикию, Персию, Ассирию, Вавилонию, Сиракузы (на Сицилии, где продавался в рабство). Основатель Академии, которая просуществовала 915 лет (386 г. до н.э.- 529 г.). Первым ввел в науку аналитический метод исследования, понятия: противостояние, основа, диалектика, качество, божественное провидение.

Сочинения Платона. Проблема их подлинности и хронологии поставлена еще в античности, а в XIX веке вызвала к жизни т.н. “платоновский вопрос”. Список его сочинений включает 34 диалога, “Апологию Сократа”, 13 писем и 7 “неподлинных диалогов”. Психологические воззрения в большей степени отражены в трактате “Государство”, диалогах “Федон”, “Законы”, “Тимей”, “Федр”, “Пир”, “Софист”, “Парменид”, “Менон”, “Филеб”.

 

Космическая психология. Космос Платона - живое существо, наделенное разумом, осуществление бога в материи, из которой творится тело. Душа произведена демиургом раньше тела. Ее сущность заключается в неделимости и вечности (“тождественности”). Душа космоса состоит из частей - душ космических тел. Структура мировой души числовая. Мировая душа пронизывает тело космоса, объемлет его и выполняет две функции. Первая функция - движения (внешнее, соответствующее “тождественному”: движение сферы неподвижных звезд, и внутреннее, соответствующее “иному”: движение планет, Луны, Солнца). Вторая функция мировой души - познание. ”Тождественной” частью постигается идея, а “иной” - материя. Смесью этих частей познается вещь. Космическое знание выражается в слове.

 

Тело и душа. Платон противопоставляет созданные богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, ее рабом (идея телесной локализации души).

Для каждой части души существует определенное вместилище в теле: разумная часть - в голове (круглой, по форме подобной космосу), средняя часть - в груди, низшая - в брюшной полости. Через диафрагму связываются средняя и высшая часть души с низшей. Индивидуальная душа как “истечение” мировой души выше тела и не только властвует, но и должна соответствовать ему.

 

Переселение душ. Платон верит в раннепифагорийский миф о переселении душ, которые вселяются в тела людей, животных и растений, в зависимости о того, насколько высшей части души удалось победить низшую. В диалоге “Федр” он раскрывает механизм сотворения душ, каждая из которых имеет свою звезду (число их постоянно). Отсюда аргумент в пользу бессмертия души.

 

Эрос. Исступление души описано в диалоге “Пир” Сократом в мифе об Эросе - сыне Пороса (боге богатства) и Пении (богини бедности). Платон наполняет эрос психологическим содержанием. Словами Сократа расширяется понятие любви как “желание блага и счастья”, “стремление к бессмертию”. Низшая, телесная разновидность любви - ”зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном”, способность к творческой деятельности - “ко всякому переходу от небытия к бытию”. Творческая любовь - любовь духовная (платоническая). Эрос в таком понимании - демон, вселяющий в человека стремление к прекрасному, творческому. Отсюда вывод Платона: противоречие эроса - движущая сила, пронизывающая мир, побуждающая к познанию и смерти - истинному приобщению к разуму.

 

Бессмертие души. В диалогах “Федон” и “Федр” выдвигаются пять аргументов в пользу бессмертия души:

1) все возникает из противоположного (сон из бодрствования, живое из неживого); души умирают и рождаются снова, иначе “все стало бы мертвым и жизнь бы исчезла” (закон сохранения душ);

2) познание есть припоминание;

3) души уподобляются идеям, которые вечны;

4) душа имеет свою идею - идею жизни, поэтому душа вечна как идея жизни;

5) душа - нечто самодвижущееся, а все самодвижущееся бессмертно; не душа питает тело, а тело душу; источник движения души в теле.

 

Теория познания. Чувственное познание. Платон утверждает, что души, находясь на небе, питаются созерцанием идеального мира. Снизойдя на землю, вселившись в тела, они забывают о занебесном. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но питает только низшую часть души, отчего она тяжелеет. Платон тем самым не отвергает возможность чувственного познания.

У человека среди чувств он выделяет: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, в которых удовольствия смешаны со страданием. Предлагаются различные основания для классификации удовольствий, которые он делит на низшие (связанные с физическими потребностями) и высшие (связанные с эстетическими и умственными занятиями); обусловленные тремя началами души (общие с животными и растениями - неразумные, разумные и соответствующие “яростному духу”); сильные-большие (где отсутствует мера) и малые (которым свойственна соразмерность); душевные как предваряющие телесные. Платон описывает особенности зрения, обоняния, осязания, слуха. Но значение чувственного знания принижено, оно, как подчеркивается в диалоге “Тимей”, является лишь “забавой”. Сами чувства не могут быть источником знания.

Способ познания. Из концепции чувственного восприятия Платоном делается вывод о том, что “знание - это припоминание. Найти знание в самом себе - это значит припомнить”. В диалоге “Менон” мальчик-раб при помощи Сократа не путем логических операций, а якобы припоминанием решает геометрическую задачу. Вещи, на его взгляд, - отражение идей в материи. Противоречивость вещей имеет эвристическое знание, толкает к исследованиям. Самое главное в припоминании - искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов. “Истинные мнения, если их разбудить вопросами, становятся знаниями”.

Виды знания. Теорию познания Платон логически завершает ответом на вопрос о возможных его результатах, заключенных в определенном содержании. В этой связи он выделяет следующие его виды:

- во-первых, знание совершенно достоверное без примеси лжи и заблуждения - знание идей, получаемое до вселения души в тела непосредственным умозрением идей, а после вселения в тела - путем диалектического припоминания;

- во-вторых, близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей;

- в-третьих, знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое “знание” вещей чувственного мира, опирающееся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение, благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремеслами и искусствами;

- в-четвертых, знание материи, которую нельзя познать ни разумом (материя не идея), ни чувствами (материя неконкретна). Понятие о ней насильственно, составляется путем отрицания.

 

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 ДО Н.Э.)

Гениальный мыслитель, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы, родился во фракийском городе Стагире. Завершил образование в платоновской Академии, где из ученика стал философом. После смерти Платона жил в малоазийском городе Атарнее, на острове Лесбос, а с 343 г. до н.э. - при дворе македонского царя в качестве воспитателя его сына Александра. По возвращении в 355 г. до н.э. в Афины организует свою школу - Ликей, где работает над систематизацией научных знаний. После смерти Александра Македонского, скомпрометированный связями с его двором, эмигрировал в 323 году в Халкиду на острове Эвбея, где и умер.

Сочинения. Обширное литературное наследие Аристотеля, дошедшее до нас не полностью, отразило круг интересов ученого: логика, гносеология, онтология, космология, физика, зоология, экономика, политика, этика, педагогика, риторика, эстетика. Наиболее значимыми для понимания психологических взглядов античного мыслителя являются его труды “О душе”, “Метафизика”, “О возникновении животных”, “Вторая аналитика”, “О памяти”, “О сновидениях”.

Сознание. В определении ученого под сознанием понимаются обусловленные ощущением формы, которые возникли вследствие воздействия чувственно воспринимаемых качеств “внешнего” на органы человека. Благодаря формам качество предметов приобретает природу объектов души: факт вещного мира превращается в факт сознания. Выделяя у человека высшие душевные процессы, их разумную часть, ученый качественно отделяет людей от животных и растений. Не употребляя собственно термина “сознание”, определяются его сущностные черты - производность от внешнего мира и функциональная зависимость от человеческого организма. Тем самым закладывается зерно сомнений под субстанциональность идей.

 

Ощущение. Концепции ощущений Аристотель уделил особое внимание. Их рассмотрению посвящены V-XII главы первой и I-IV главы второй книг сочинения “О душе”. Из способности ощущения образуются предпосылки - начала познания. В трактовке данного познавательного процесса выделяются следующие положения:

- ощущение есть состояние движения - страдательное (производное от внешнего) состояние, которое не может существовать без внешнего воздействия: “Ощущение есть восприятие чувственных форм без материи... запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто имеющее качество... Ощущаемое есть пространственная величина, но ни способность ощущать, ни само ощущение не есть величина пространственная”;

- ощущение есть способность, а не действующая сила (“подобно воску, который воспринимает отпечаток золотой печати, а не золото. В душе получается не камень, а образ камня”);

- процесс ощущения есть уподобление воспринимаемому объекту и является исходным по отношению к памяти, воображениям, суждениям и т.д. (высшим познавательным процессам): “существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет”;

- ощущение отличается от знания “тем, что сила, производящая его (ощущение), идет извне - от видимого, слышимого и других деятелей, возбуждающих чувства. Причина этого заключается в том, что действительным ощущением воспринимаются отдельные, единичные явления, знание же имеет дело со всеобщим, а это последнее существует некоторым образом в самой душе. Потому мыслить может всякий, когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли, для него необходимо присутствие возбуждающего ощущение предмета”.

Чувственное познание. Аристотель строит ступени познания, основными компонентами которого являются ощущение, воображение, мышление. Данные состояния души приводят от восприятия внешних предметов человеком к знанию. Подобная иерархичность обусловила разделение процесса познания на чувственное и разумное (мышление).

Тело и душа. В процессе чувственного восприятия принимают участие тело и душа. В душе чувственно воспринимаемый объект существует в потенции, в виде особых форм (специфического существования предметов, которое составляет необходимую предпосылку возможности их чувственного познания). Тело подвергается воздействию внешнего мира (“в страдательном состоянии”), испытывает движение, чтобы начал действовать внутренний механизм души, превращающий возможность в действительность. Особое место в своих рассуждениях Аристотель уделяет единству души и тела: ”Потенциально живым телом является не лишенное души, но душой обладающее.... Души от тела отделить нельзя”.

Разумное познание. Для разрешения проблемы различения внешних качеств в процессе чувственного познания вводится понятие “способность различения”, благодаря которой живое существо бывает способным к чувственному восприятию различий в качествах (что является областью познания разумного): “Невозможно различать посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого... необходимо, чтобы нечто единое засвидетельствовало это различие.” Способности различения обусловили совокупность источников познания, которая объединяет мнения, знания, индукцию, мышление.

Первой и исходной ступенью разумного познания является мнение, имеющее в своей основе умозаключение и веру: “Невозможно иметь мнения, которым не доверяешь”. Мнение постигается с помощью опыта и составляется на основании суждения, предметное содержание которого может изменяться. Исходя из этого мнение, может быть истинным или ложным (истинно - только знание). Мнение является эмпирическим методом познания, поэтому может быть заблуждением и распространяться на область чувственных, подверженных уничтожению и изменению вещей, фактов.

 

Принципы знания. Научное знание исходит из совокупности строго доказуемых, вытекающих одно из другого положений, рассуждает мыслитель. Но всякий ряд положений в процессе исследования упирается, в конце концов, в те из них, которые не только не доказуемы, но и не нуждаются в доказательствах, т.к. носят характер достоверности и без них. Принципы разума черпают свое происхождение в предметах восприятия, ибо разум приходит к познанию сущностей вещей лишь с помощью опыта. В третьей книге трактата “О душе” он пишет: “Способность души к ощущению и познанию в возможности одна и та же: способность к познанию относительно познаваемого, а способность к ощущению - относительно ощущаемого. Однако необходимо, чтобы способность эта состояла из предметов или из форм. Из предметов она не состоит, ибо в душе находится не камень, а форма камня, так что душа как бы является рукою: как рука есть орудие орудий, так и разум есть форма форм, а ощущение - форма всего ощущаемого.

Разум. Исследованию разума посвящены главы третьей книги сочинения “О душе”. Результаты его анализа довольно противоречивы: ибо, с одной стороны, “немыслимо уму быть связанным с телом”, с другой -”существо, не имеющее никаких ощущений, ничего не может ни познать, ни понять”. Выход из обозначенного противоречия - в учении об уме (Аристотель употреблял термины “разум” и “ум” в качестве синонимов) как “деятельном” начале и об уме “страдательном”.

 

Деятельный разум. “Так как повсюду в природе имеется то, что составляет материю для каждого рода предметов, и это потенциально (в возможности) содержит все существующее, с другой же стороны, имеются причина и действующее начало для созидания всего, причем отношение между ними такое же, как между искусством и материалом, то необходимо, чтобы и в душе заключались эти различные стороны.”

 

Страдательный разум находится в человеке. Он преходящ, без первого он ничего не может мыслить. Проявляется страдательный ум тогда, когда обращается к мысленным предметам. Он есть ум, осуществляющийся или пребывающий в состоянии осуществления, т.е. ум в действительности. В страдательном разуме встречаются ложь и истина, т.к. соединяются понятия. “Ошибка всегда заключается именно в сочетании”, в приписывании чего-либо кому-либо.

Связь деятельного и страдательного разума в том, что находящийся в человеке страдательный разум есть форма существования деятельного.

 

Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. Выдающийся древнегреческий мыслитель - первый, от которого дошли систематизированные трактаты по психологии.

Аристотелю принадлежит приоритет в постановке и решении вопросов, определивших направления исследований целых поколений ученых и школ психологии. Наряду с уже обозначенными выше положениями к ним следует отнести:

- формирование системы психологических понятий на основе созданного объективно-генетического метода;

- обоснование гипотезы, через много веков оформленной в закон ассоциаций, а также первую попытку определить их физиологический механизм;

- синтез античных представлений о чувствах, характере и воле человека, разработку проблемы аффектов, детерминированных внутренними и внешними факторами;

- утверждение биопсихического и эволюционного подходов в толковании явлений и процессов душевной жизни человека;

- введение понятия “об общем чувствилище” как главном психическом центре, воспринятое и развиваемое вплоть до XIX века физиологией и медициной;

- попытку внедрения психогностического и психофизиологического подходов в решении проблемы детерминации органических и психических функций, освоения человеком всеобщих истин;

- отражение собственных законов мышления, обоснованных в логически выводимых научных понятиях и категориях, являющихся предметом анализа и развития от античности до современности.

Связанный с именем Аристотеля прорыв в понимании природы психического получил резонанс в веках. Обращаясь к творчеству великого ученого, мы еще раз убеждаемся в неисчерпаемости его психологических воззрений, их познавательного оптимизма, обращенного в будущее, необходимости постоянной учебы у родоначальника и первого систематизатора науки о душе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.