Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Открытие механизма вытеснения и исследование психозащитных механизмов




ИССЛЕДОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕВРОЗОВ

Субъективные источники психоанализа

1.Ученые, врачи, физиологии. Личность самого Фрейда, на него оказали влияние:

· Нот - Наги, Фрейд его аспирант в клинике.

· Теодор Мейнер, специалист анатомии мозга, клиническая практика.

· Эрнест Брюкке, Венский университет, у него Фрейд занимался - психоэнергетическое влечение.

· Вильгельм Флисс - у человека: мужское и женское начало - биосексуал, сексуальные извращения

· Макс Кассовитец - распад протоплазмы - Фрейд «По ту сторону удовольствия» «Борьба с алкоголизмом в клинике.

· Амбреос Льебо «Об объединении идеи внушения и гипноза».

· Ипполит Бернгейм «Пост гипнотическое внушение и состоянии бодрости»- Фрей «Техника напора»

· Жан Мартен Шарко открытие в области гипноза, Фрейд у него на стажировке, применение гипноза, с целью вызова истерии, эротическое стремление в секрете в истерии.

· И Брейнер венский врач Фрейд знакомство с А. Брайнер с Анной О. 1895г- Очерки об истерии, 1898- Понятие психоанализа.

 

Этапа развития психоанализа:

1. до1897- открытие психоанализа

· изучение нервных клеток Фрейдом

· анализ по анатомии и физиологии

· первый клинический опыт

· анализ по расстройству речи.

· опыт Шарко.

· усвоение техники гипноза.

· исследование истерии.

· открытие трансфера.

· понятие бессознательного.

· проект «научной психологии» 1895г.

 

2. Период основания психоанализа 1897-1923г.

· объяснение психологических болезней.

· сексуальное происхождение болезней.

· толкование сновидений.

· метод бессознательного.

· свободные ассоциации.

· открытие механизма вытеснения.

· понятие и стадии либидо

· 1920- «По ту сторону удовольствия»- Эрос, Тонатос.

 

3.Период создания структурной модели личности, а также широкое применение психоанализа в социальной сфере. 1923-1939г

· «Я и Оно» 1923

· перенос анализа в культурную сферу

· массовая психология, анализ человеческой психологии.

 

4.с 1939 г- современный психоанализ (эго психология, гуманистический психоанализ)

 

ВКЛАД ФРЕЙДА:

1. ИССЛЕДОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕВРОЗОВ.

 

2. СОЗДАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЙ (ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ТОПИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ); ДИНАМИЧЕСКИЙ; ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И АДАПТИВНЫЙ.

 

3. ОТКРЫТИЕ МЕХАНИЗМА ВЫТЕСНЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ.

 

4. ОТКРЫТИЕ ДЕТСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТА

 

5. Коренной поворот к бессознательному (глубинная психология)

6. Перверзия.

7. Толкование сновидений.

8. Психологическая патология.

9. Подлинное начало психотерапии.

10. Значение секса.

11. Классификация неврозов.

12. Изучение детского церебрального паралича.

13. Открытие локализованной анестезии

 

 

Концепция невроза - сердцевина психоанализа. Невроз - исторически закрепившееся понятие, не вполне соответствующее современным понятиям. Современное понимание: психическое здоровье - это идеальное, которого в жизни нет, поэтому с другой стороны есть общепризнанное представление что такое ненормальное психическое здоровье. Аномалия - психозы, такого рода психические расстройства при которой утрачивается связь с реальностью, такая психическая организация, которая не выполняет функции связи с внешней средой, человек живет в своем внутреннем мире. Между идеальным и аномальным существуют: n акцентуации личности (психики): n явные, n скрытые, сглаженные (условно нормальные), n три сферы проблемности, искажений работы психики: а) невротизация, такого рода психосоматические расстройства, которые обусловлены психогенными факторами и проявляются разнообразными соматовегетативными и психическими симптомами, человек осознает, что с ним что-то происходит, б) реактивные психозы - кратковременные психические расстройства, сопровождающиеся сужением или помрачением сознания (сферы ЭГО), в) психопатии - психические расстройства, представляющие собой стойкие дисгармонии личности, человек не осознает что он делает. Процесс жизнедеятельности сопровождается укоренением защитных механизмов, человек закрепляется в своих акцентуациях, (ригидность) и это является психопатией. Этиология невроза (совр. психического расстройства): n вынужденный отказ от удовлетворения чего-то (внешний случайный фактор который может запустить механизм невроза),/не всякий вынужденный отказ ведет к неврозу, но всякий невроз имеет в своей основе вынужденный отказ. n фиксация, сопровождающаяся регрессом (откатом либидо) а) либидо может отбросить человека на более раннюю стадию развития; б) может побудить регрессировать на либидонозный, захваченный либидо объект - фиксация), возвратом к предыдущему - остановка развития ЛИБИДО на уровне каких-то переживаний, сталкиваясь потом с меньшими препятствиями драйвы становятся менее жизнеспособными /чем больше человек нахватывает неудовлетворении тем больше сил требуется для их сдерживания, тем более человек неуравновешен/; очередные неудовлетворения присоединяются к различным переживаниям; вынужденный отказ сопровождается фиксацией, возникает внутри личностный конфликт и происходит регрессия, обнаруживается рассогласование между тем, что человек хочет и тем, что может; n перераспределение энергии (либидо) эрос, видимым проявлением перераспределенной энергии является защитный механизм - поведенческий акт /примитивные защитные механизмы и зрелые защитные механизмы. Таким образом, невроз - психогенные состояния, проявляемые психосоматическими симптомами, результат бессознательного сговора между ЭГО и ИД, СУПЕРЭГО и внешней реальностью. Есть объективный, генотипические заданный механизм - вытеснения из области сознаваемого в бессознательное и эти сгустки есть психическая травма. В конце концов происходит переполнение сферы «я хочу» и они (психические расстройства) начинают пробиваться в измененном виде, это пропущенное состояние есть симптом - поэтому называется компромиссный симптом. Неприемлемые симптомы есть признаки психического расстройства.   Для снятия психического расстройства есть варианты: n взять симптом и устранить /бесполезный вариант/ психогенные симптомы просто так не устраняются, если даже и удалось снять видимую часть симптома, но остается глубинная часть, которая «выстрелит» другим симптомом, n аналитическая работа направлена на работу с причинами. Психоаналитическая работа заключается: сделать нечто, чтобы там где было ИД стало ЭГО - расширение сферы ЭГО - осознание.   Для расширения сферы ЭГО: n расширить представления о внешнем мире, n сформировать или откорректировать сферу суперЭГО - сферы ценностей взаимодействия с внешним миром, n организация «прорывов» через структуры цензуры (1. между ЭГО и ИД - вытеснение; 2. между ЭГО и суперЭГО.   В тех случаях когда речь идет о невротических расстройствах, то корни этого скрыты от понимания - они в бессознании /силы ЭГО уже исчерпаны, корни находятся вне ЭГО  

 

2. СОЗДАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЙ (ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ТОПИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ); ДИНАМИЧЕСКИЙ; ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И АДАПТИВНЫЙ

 

Структурный подход - представляет собой совокупность теорий воззрений о составляющих психического аппарата. Таких теорий две: 1. Топографическая (топическая) модель психического аппарата. (ранний этап развития психоанализа) в соответствии с этим подходом психический аппарат может быть представлен в виде образований: бессознательное - сфера инстинктов и влечений, весьма многообразных по своим проявлениям, которые стремятся к бесконечным предъявлением во внешний мир. Эти инстинктивные влечения существуют по принципу удовольствия (хочу), у них не существует шкалы ценностей. предсознательное - некая часть психического аппарата, хранилище впечатлений, воспоминаний которые могут быть произвольным образом предъявлены к осознанию, т.е. в сферу сознательного. Весьма важно, что в сфере предсознательного находится нечто, которое решает, что можно пропускать, а что нельзя к осознанию. Драйвы инстинктивных влечений стремятся предъявиться во внешний мир и проходят через стражника который решает пропускать их или нет. сознательное - некоторая часть психического аппарата, которая выступает посредником между внешним миром, который существует по принципу реальности, и бессознательным, которое существует по удовольствия. Тем самым обозначается внутри личностный конфликт.   2. Структурная модель психического аппарата - не отменяет первую модель, а дополняет ее, представлена тремя образованьями: ИД (оно) - некая сфера псих аппарата с которой человек рождается в ней есть две группы влечений, есть некий воздух, жизненная энергия, если зачатие, вынашивание и рождения то первоначально задается преобладание ЭРОСА инстинкта жизнеутверждения; если зачатие, вынашивание, роды, то может быть преобладание ТАНАТОСА, как пренебрежение жизнью Принципы удовольствия, Первичные процессы мышления. Бессознательный материал не доступен для сознания. ЭГО (Я) отвечающий за принятия решения, исполнительный орган. Принцип реальности. Вторичный процесс СУПЕРЭГО (сверх Я) Установленная обществом система ценностей, норм, заложенная родителями Совесть - способная к критической оценке. Эго- идеал- ведет к установлению к себе высоких стандартов.   Динамический подход - совокупность воззрений и учений о побудительных силах психического аппарата, о источниках активности психики. Динамический подход формируется на базе двух теорий влечений Психический аппарат - психика. В человеческой психике от момента зачатия закладывается нечто (влечения), что побуждает человеческую психику разворачиваться, формироваться. Влечения: n либидо - стремление к продолжению рода.(в первой, ранней теории влечения) Актом зачатия закладывается побуждение к развитию. n влечение к возвращению в исходное состояние (упоминалось в некоторых работах).   Во второй теории влечения: 1 группа - ЭРОС - инстинкт жизнеутверждения, 2 группа - ТАНАТОС - инстинкт влечения к смерти.   Экономический подход - совокупность теорий и представлений о том, какая сила заставляет влечения предъявляться во внешний мир. Такой силой Фрейд назвал жизненную энергию (часто в работах жизненной энергией он называл либидо).   Адаптивный подход - психический аппарат выполняет главным образом одну функцию - адаптивно-компенсаторную, эволюционный процесс. Патерное поведение (образцовое): n адаптивное (нормальное), n неадаптивное (ненормальное).   З.ФРЕЙД ВЫДЕЛЯЕТ ТРИ ИНСТАНЦИИ ЛИЧНОСТИ: 1) Оно — совокупность бессознательных потребностей, мотивов, стремлений, желаний, которые руководят нашим по­ведением, и нередко, помимо сознания. Эта инстанция руко­водствуется принципом удовольствия. В Оно содержатся вытес­ненные (нереализованные) желания, которые проявляются в сновидениях, ошибочных действиях (описках, оговорках), пред­почтениях, защитных механизмах и т.п. Его основные состав­ляющие - либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные им­пульсы (Фрейд понимал сексуальность широко — как стремление к получению удовольствия), и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы. Эта инстанция формируется в основном в раннем детстве, и многие проблемы, возникающие при разви­тии личности, коренятся в этой сфере.   2) Я — сознательная субстанция личности, функциони­рующая в соответствии с принципом реальности. Она регулиру­ет процесс взаимодействия Оно и сверх-Я. Включает, с одной стороны, познавательные и исполнительные функции, а с дру­гой — волю и фактические цели. Это та инстанция, которая может господствовать над побуждениями, но ночью отходит ко сну, сохраняя при этом способность к цензуре сновидений. Из этой инстанции исходят также вытеснения, благодаря которым ряд душевных побуждений может исключаться не только из сознания, но и из других областей влияния и действия, если они угрожают представлению личности о самой себе. Если за­щитные механизмы Я не выполняют своих функций, например в ситуации сильного давления со стороны Оно и сверх-Я, то возможно возникновение различных психических и психосома­тических расстройств.   3) Сверх-Я — инстанция социальных запретов и норм, неосознаваемые действия которой заставляют Я избегать инстинктивных влечений, исходящих от Оно. Сверх-Я — это слой личности, обусловленный воздействием культуры, который противостоит биологическим влечениям Оно. "Я" как бы выступает ареной непрекращающейся борьбы между Оно и сверх-Я. Для того, чтобы лучше понять теорию Фрейда, приведем пример. Учительница рассердилась на ученика за его нескончаемую болтовню, мешавшую ей проводить урок. В какие-то моменты он так докучал ей, что она готова была ударить его (Оно). Но она знает, что не должна бить детей (сверх-Я). Потому ищет другой способ удовлетворить или снять свое желание и, одно­временно, прекратить болтовню ученика. Она направляет свою злость в социально приемлемое русло (Я) и стучит указкой по столу, или грозит пальцем, или говорит ему: "Ты мне надое­даешь и мешаешь вести урок!".

 

 

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТНЫЙ (механизм защиты) — сопряженные с Я автоматические бессознательные механизмы, обеспечивающие защиту психическую личности. Согласно З. Фрейду, к ним относятся: сублимация, замещение, вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, образование реактивное, идентификация.   СУБЛИМАЦИЯ (сублимирование) — в психоанализе З. Фрейда — процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности — творческую активность.   ЗАМЕЩЕНИЕ — процесс и результат замены вытесненного влечения или представления некоей иной тенденцией или символом; механизм защитный, имеющий различные формы проявления. К результатам и показателям замещения относятся действия ошибочные, остроты, некоторые компоненты сновидений, невротические симптомы и пр. В психоанализе выделяются: 1) замещение объекта (замещение путем замещения объекта) — при этом те чувства и действия, кои должны были направляться на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иррелевантный объект (не имеющий отношения к ситуации и причине конфликта); такое замещение происходит при невозможности выразить чувства или осуществить действия по отношению к нему вследствие социальных или физических причин: например, агрессия по отношению к начальнику вымещается на членах семьи; 2) замещение потребности (замещение путем замещения потребности) — состоит в изменении чувства на противоположное при сохранении неизменным объекта: любовь, не нашедшая ответа, превращается в ненависть; сексуальная потребность — в агрессию; 3) замещение деятельности — в том числе процесс пластичной смены объекта сексуального влечения и стремления на более достижимый, даже на суррогат. В теориях психодинамических считается, что защитные эффекты при замещении достигаются за счет разряжения энергии, сопровождаемого катарсисом.   ВЫТЕСНЕНИЕ (подавление; репрессия) — один из видов защиты психологической — процесс, в результате коего неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и пр. Согласно З. Фрейду — процесс и механизм, сущность коих — удаление и отстранение от сознания некоего содержания, а также — недопущение влечения до Осознания. Учение о вытеснении — существеннейшая часть психоанализа, его фундамент. Вытеснение может пониматься как душевный процесс, в ходе коего происходит удаление из памяти и забвение переживаний патогенных. Представляет собой универсальное средство избегания конфликта внутреннего. Цель его — устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Но при этом не происходит уничтожения «следов воспоминаний»: вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако продолжает воздействовать и влиять на душевную жизнь под действием некоего внешнего раздражения; оно ведет к психическим следствиям, кои можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и кои остаются непонятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и так удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, кои становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Однако вытесненные и подавленные влечения появляются в невротических и психосоматических симптомах, например, в фобиях и конверсиях, а также в «психопатологии обыденной жизни» — в обмолвках, описках, неловких движениях и юморе. Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики все же прорывается в сознание, и к тому же неразрешенный конфликт проявляется как высокий уровень тревожности и чувство дискомфорта. Вытеснение характеризует инфантильность и незрелость личности и чаще всего встречается у детей и невротиков истероидных. Различаются две ступени вытеснения: вытеснение первичное и вытеснение вторичное. Вытеснение исходит от Я — точнее, из самоуважения Я, или же от Сверх-Я. При вытеснении влечения, стремления, желания, представления и их либидинозные элементы превращаются в симптомы, а их агрессивные компоненты — в чувство вины (=> механизм защитный).   РЕГРЕССИЯ — 1. Процесс и результат некоего регресса. 2. В общем плане — возвращение либидо к уже пройденным стадиям психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, выделяются два типа регрессии: 1) возвращение к объектам инцестуального характера, кои были первыми захвачены либидо; 2) возвращение общей психосексуальной организации к пройденным ступеням развития. Оба вида встречаются при неврозах перенесения. 3. Некое движение вспять в явлениях сновидений, невроза и пр. 4. Регрессия поведения. Регрессия поведения — форма защиты психологической, один из универсальных механизмов защитных, обусловливающий специфическую форму ухода от действительности — временный переход, возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления, на примитивный уровень развития психического — как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя особенно защищенным. Возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения; переход на предшествующие уровни развития психического и актуализация успешных тогда способов реагирования. Проявляется в стрессогенных ситуациях, где адекватное поведение оказывается невозможным для индивида — в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида (усталость, болезнь, регрессия возраста в гипнозе). Пускается в ход, когда Я не в состоянии принять реальность, как она есть, или когда личность не в состоянии справиться с требованиями Сверх-Я, или же там, где другие механизмы защитные неэффективны. Может выполняться по отношению к различным уровням реализации деятельности и сферам личности — мотивационно-потребностной, смысловой, целевой, операциональной. Регрессия поведения может проявляться как истерические реакции наподобие рвоты, сосания пальцев; излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений, и пр. В психоаналитических теориях она рассматривается как неэффективная защита, ибо индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, уходит от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З. Фрейда), где переживалось чувство удовольствия. Регрессия поведения характеризует инфантильную, как правило, невротическую личность. Более зрелое Я вырабатывает более специфические и нюансированные механизмы защиты. В теориях когнитивных под регрессией поведения понимается обращение при взаимодействии с новой, сложной ситуацией к более примитивным схемам познания и действия, что служит источником дальнейшего прогрессивного развития личности. В теориях творчества также отмечается позитивная роль способности к целенаправленной регрессии поведения при решении творческой задачи, что позволяет достигать оригинальных, нестандартных результатов за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей.   РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1. Бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны. Приписывание своему поведению неправильных, но удобных причин. Псевдоразумное объяснение своих желаний или поступков, на самом деле вызванных причинами, признание коих грозило бы потерей самоуважения. Самые яркие феномены рационализации называются «кислым виноградом» и «сладким лимоном»: первый известен по басне Крылова, второй имеет целью не столько дискредитацию недосягаемого, сколько преувеличение ценности того, что имеется — «синицы в руках». 2. Один из механизмов защитных — форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, кои в действительности обусловлены иррациональными влечениями, неприемлемыми личностно или социально. Обеспечивает маскировку, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий, и тем самым — формулировку более приемлемых объяснений собственного поведения, обеспечение состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, предотвращение переживания вины или стыда. Рационализация направлена на блокирование осознания тех мотивов, что выступают как социально неприемлемые или неодобряемые, или же индивидуально нежелательные, ввиду расхождения с Я-концепцией (несоответствия образу идеального Я), жизненными планами и конкретными целями деятельности. Неосознаваемость мотивов, способных вызвать рационализацию, может детерминироваться не только социальной или личной неприемлемостью, но и внушением постгипнотическим, действиями в состоянии аффекта, и пр. После совершения действия, детерминируемого неосознаваемыми мотивами разного рода, субъект рефлексивно анализирует свое поведение и ситуации, рационализирует происшедшее и приписывает своим поступкам более приемлемые причины (мотивировки), находя «защитные» объяснения. Согласно З. Фрейду и его последователям, на ранних стадиях развития личности рационализация — эффективный механизм защитный. У взрослого человека активное использование процессов рационализации ведет к неадекватному контролю поведения, к отсутствию правильного понимания себя и мира.   ПРОЕКЦИЯ — 1. Процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты. Механизм защитный, впервые рассмотренный З. Фрейдом. Заключается в приписывании собственных — обычно вытесненных — побуждений и чувств другим людям. Бессознательное наделение других людей собственными чувствами, неосознанное приписывание им своих, зачастую «постыдных» бессознательных устремлений. В отношениях межличностных иногда проявляется в виде феномена «козла отпущения». Происходит под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. По-видимому, к проекции предрасполагают такие черты характера, как недоверчивость, подозрительность и фанатизм. Определение особенностей личности по ее проекциям используется в методе проективном. Пристрастность отражения мира, обусловливаемая проекцией, может иметь и защитный, патологический, и творческий, созидательный характер. Различаются несколько видов проекции: 1) проекция классическая, или защитная; 2) проекция атрибутивная; 3) проекция аутистическая. 2. Под проекцией нередко понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности — например, интерпретирует рисунок соответственно своим личностным особенностям. Согласно Фрейду, проекцией называются два существенно различных явления, которые объединяются неосознаваемостью трансформаций, коим подвергаются исходные влечения, — в сознании же выступает лишь продукт этих трансформаций. Со временем термин проекция стал настолько расхожим, что отличить проекцию от ряда иных психологических феноменов стало весьма трудно. Ввиду этого предлагается различать несколько видов проекции (-> проекция: классификация). Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных — отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода — концепция искажения апперцептивного. На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается «скелет» личности — не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная — то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.   ОБРАЗОВАНИЕ РЕАКТИВНОЕ — один из механизмов защитных — форма защиты психологической, характерная изменением неприемлемой для сознания тенденции или способа поведения на противоположные; замена неприемлемых для Я ситуаций на прямо противоположные. Так, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть результатом преобразования социально недопустимого чувства ненависти к нему.   ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности — в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. 1. Преимущественное понимание — как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (=> интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. 2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно: 1) отнести личность к некоему классу или типу — например, идентификация преступника; 2) признать личность целостной и идентичной самой себе. 3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (-> проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, — например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов. 4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим — субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоих процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация — противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Идентификация — это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии.эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (-> защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию.   Согласно А. Фрейд, сюда относятся также следующие механизмы, принятые большинством теоретиков и практиков как естественное дополнение концепции Фрейда: изоляция, компромисс, отрицание реальности, смещение, уничтожение и формирование реакции.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.