Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Анализ потребление и сбережения как составляющих совокупного спроса

В предыдущей лекции мы отмечали, что совокупный спрос (СС = Y(объем производства)) состоит из спроса населения на потребительские товары (С), на инвестиции (I), правительственных расходов (G) и чистого экспорта (Х n):

Y = С+ I + G + Хn

Рассмотрим потребление населения.

Потребительский спрос определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на при­обретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факто­ров, включая уровень цен, экономические ожидания, накоплен­ное богатство, традиции в обществе, уровень налогообложения, политическую, а также демографическую ситуацию, привычки людей, ставки процента по потребительским кредитам, ожида­ния инфляции и другие. Таких факторов исследователи потребитель­ского поведения насчитывают несколько десятков. Однако со времен Дж.М. Кейнса определяющим фактором при анализе по­требления стал доход.

На потребление при­ходится, как правило, больше 50% общей величины совокупного спроса (68% в США; 52% в Швеции и России). Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Однако есть и некоторые общие приори­теты.

 

Наиболее известные модели потребительского поведения:

1). Модель (кривые) Эрнеста Энгеля, так называемые «каче­ственные схемы поведения» В соответствии с ними по мере роста доходов общее потребление благ нарастает, но в разных пропорциях. По мере роста доходов сокращается удельный вес расходов на питание, зато увеличиваются расходы на отдых, развлечения, путешествия, растут также и сбережения.

2) Разработки проблем поведения потребите­лей С. Кузнеца, проверявшего на основе статистических мате­риалов концепцию Кейнса.

С. Кузнец выяснил, что средняя склонность к потреблению постоянна на протяжении длительного времени.

3) Модель межвременного потребительского выбора И. Фишера;

И. Фишер обосновал вывод, согласно которому в тех случаях, когда люди решают, какую часть дохода использовать, а какую - отложить, им приходится соотносить интересы сегодняшнего дня с будущими интересами. Чем больше потребление сегодня, тем меньше оно будет завтра. Делая выбор между настоящим и будущим, семья должна рассчитывать наперед доход, который она предполагает получить в будущем, а также оценить объем потребления товаров и услуг, которые она сможет себе позволить при новых доходах. Иначе говоря, потребители имеют предел того, сколько они могут потратить на потребление. Этот предел называется бюджетным ограничением.

4) Теория «жизненного цикла» Ф. Модельяни.

Содержание концепции, сводится к тому, что потребление семьи зависит не столько от текущего дохода, сколько от суммарных доходов за период, равный длине жизненного цикла этой семьи. Это объясняет ряд отклонений эмпирических данных от общих закономерностей, вскрытых анализом спроса и потребления (например, надеясь на будущий рост доходов, семья может себе позволить более высокий уровень жизни, беря деньги в долг, а молодежь расходует больше денег, чем размер стипендии, поскольку пользуется помощью родителей).

5) Теория перманентного дохода М. Фридмена.

Дополняя гипотезу жизненного цикла, Милтон Фридман в книге «Теория потребительской функции», опубликованной впервые в 1957г., сформулировал теорию, согласно которой (в отличие от гипотезы постоянного дохода) люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода, а это существенно влияет на перемены в их потребительском поведении.

Названные модели связывают поведение потребителей с доходом, по-разному трактуя причины изменения в потребительском поведении.

 

Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осу­ществления всех потребительских расходов, составляют сбере­жения, т.е. сберегаемая часть дохода.

Если представители классической школы связывали стремление населения к сбережению с величиной процентной ставки, то Кейнс от­метил, что склонность населения сберегать обусловлена прежде всего изменениями в доходе. Помимо дохода стремление к сбережению фор­мируется под влиянием большого спектра разнообразных причин - от желания обеспечить себе экономическую независимость, скопить деньги на старость, решить проблемы подрастающих детей и так далее, вплоть до элементарной скупости.

Объем национальных сбережений — важнейший показатель раз­вития экономики. Это один из 10 агрегатов СНС наряду с такими, как ВВП, ВНД и пр. Он требуется не только для анализа уровня жизни, но и как один из источников финансирования инвестиций. Не случайно в развитых странах весьма бережно относятся к сбережениям граждан.

Правительства практически всех развитых стран стараются сти­мулировать население к сбережению, тем самым способствовать росту инвестиций и в це­лом экономическому росту.

 

Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследу­ют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения:

а) потребление (С) как функция дохода (Y): С = f(Y).

б) сбережения (S), равные разнице между доходом (Y) и потреб­лением (С):

S = Y-С, или S = Y - f(Y).

График функции потребления. Если бы весь доход шел на потребление, то ситуация характеризовалась бы прямой под углом 45* в координатах «доходы — расходы». В реальной жизни этого не происходит. Потреби­тель тратит полностью весь располагаемый доход тогда, когда доход равен прожи­точному минимуму» (точка Е). Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить потребле­ние, но и сберегать часть дохо­да (+S). Уменьшение дохода ве­дет к тому, что приходится расходовать сбережения пре­дыдущих периодов (-S).

 

Рис. Функция потребления

 

График функции сбережения. По­строенная в координатах «сбере­жения — доход», она наглядно демонстрирует описанные выше ситуации в потребительском по­ведении, возникающие при изме­нении дохода — нулевое (точка Е), отрицательное (слева от точ­ки Е) и положительное (справа от точки Е).

Рис. Функция сбережения

 

Тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов определяются склонностью к потреблению и сбережению. Основной психологический закон (Дж.М. Кейнс). - люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. Различают среднюю склонность к потреблению и сбережению, а также предельную склонность к потреблению и сбережению:

Средняя склонность к потреблению (average propensity to consume - АРС) показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление. Исчисляется по формуле: АРС = С: Y; (Потребительские расходы: Располагаемый доход).

Средняя склонность к сбережению (average propensity to save - APS) показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения. Исчисляется по формуле: APS = S: Y; (Сбережения: Располагаемый доход).

Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume — МРС)
показывает, какая часть прироста дохода (DУ) используется на прирост потребления (DС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода. Исчисляется по формуле: МРС = Изменения в потреблении: Изменения в доходе = DС: DУ.

 

Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save — MPS) показывает, какая часть прироста дохода (DУ) используется на прирост сбережения (DS) или какова доля прироста расходов на сбережения прилюбом изменении располагаемого дохода. Исчисляется по формуле

МР S = Изменения в сбережении: Изменения в доходе = DS: DУ

 

При использовании по­казателей МРС и МРS:

Функции потребления имеет вид: C = c + MPC(Y-T),

где c — автономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода;

МРС — предельная склонность к потреблению; Y - доход; Т - налоговые отчисления.

Функция сбережения имеет вид: S = s + MPS(Y-T),

где s - автономные сбережения, величина которого не зависит от размеров дохода;

MPS - предельная склонность к сбережению; Y - доход; Т - налоговые отчисления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Потребление и сбережение | Вопрос. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.