Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и логическая структура вопроса

Культура аргументации в логике вопросов и ответов

Задачи лекции.

Формально-логические законы в культуре мышления и аргументации

Культура аргументации в логике вопросов и ответов

ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ В КУЛЬТУРЕ МЫШЛЕНИЯ И АРГУМЕНТАЦИИ

Тема 6. ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ЛОГИКА

Содержание лекции.

Культура аргументации в логике вопросов и ответов. Сущность и логическая структура вопроса. Виды вопросов и правила постановки. Сущность, виды и правила выражения ответов.

Формально-логические законы в культуре мышления и аргументации. Понятие формально-логического закона. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

 

Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступают направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека другому.

Важная роль принадлежит вопросно-ответному комплексу в социально-экономической сфере, где особо важны поиски ответов на вопросы, интересующие не только специалистов-экономистов, но и людей, занимающихся профессиональной деятельностью в других областях общественной жизни, а также всех тех участвует и участвовал или будет участвовать в производстве, кому не безразлично настоящее и будущее нашего общества.

Вопрос и ответ – две противоположности единого целого: вопрос есть обращение, требующее ответа; ответ есть высказывание, вызванное вопросом. Раздел современной логики, исследующий логико-семантические свойства вопросно-ответных комплексов, называется эротематической, или интеррогативной (от лат. interrogativus «вопросительный»), логикой.

Культура аргументации проявляется не только в логическом оформлении вопросов и ответов, но и с пониманием основных законов формальной логики, с превращением их в принципы культуры логического мышления. Законы логики описывают такие связи между суждениями, при которых получающееся из них сложное суждение истинно независимо от того, о чем говорят сами эти суждения: о столах, стульях, электронах, доброте, самопожертвовании, импрессионизме и т.п. Это положение можно выразить следующим образом: законы логики – это такие сложные суждения, которые являются истинными в силу своей логической формы, т.е. только на основании связи составляющих их суждений.

 

Вопрос – это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность в целях получения новой информации в виде ответа.

В естественном языке вопрос чаще всего имеет вид вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом.

Так, не относятся к вопросам риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Да какой он экономист?» содержится утверждение, что он не экономист или плохой экономист, а вовсе не вопрос.

Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые, также не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение – «Не хотите ли чаю?», резкое побуждение – «Может быть, уступите место пожилому человеку?», требовательное запрещение – «Что за шум?», увещевание как разновидность призыва – «Ребята, не Москва ль за нами?» и пр.

Вопрос может выражаться не только вопросительным предложением, но и повествовательным. Например: «Поясните, в каких документах вы фиксировали отпуск со склада материальных ценностей». Вопрос может выражаться и словосочетанием. Такая грамматическая форма широко применяется в учебном процессе при формулировке вопросов, рассматриваемых на занятиях, выносимых на зачеты и экзамены (например, «Основные этапы развития логики как науки» или «Правила деления понятия и возможные ошибки при их нарушении»). В социологических исследованиях, кроме этого, используются незаконченные повествовательные предложения, таблицы с незаполненными местами, множества вариантов ответов и т.д.

Ведение беседы или дискуссии в целях обоснования или опровержения объекта обсуждения во многом зависит от искусства точно и тонко сформулировать вопрос или несколько вопросов, поставить их в самом начале обсуждения или по его ходу, когда возникает затруднительная ситуация или ее необходимо создать (например, проблемную ситуацию). От искусства владения вопросно-ответной формой беседы, диалога, дискуссии во многом зависит успешность аргументации и убеждения, а также опровержения или разубеждения. В этом состоит одно из главных положений культуры мышления и аргументации.

Вопрос как форма мысли имеет свою логическую структуру. Ее элементами являются:

1) предпосылка вопроса, содержащая исходное знание;

2) искомое знание;

3) требование перехода от исходного знания к искомому.

Например, студент, формулируя вопрос «Что характерно для экономического образа мышления?», ставит перед собой задачу установить не известные ему специфические признаки экономического мышления. Однако нельзя сказать, что искомое абсолютно неизвестно. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного, неопределенного знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, что характерно для экономического образа мышления, студент ограничивает ее поиск конкретными признаками. На это указывает вопросительное местоимение «что». В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью. Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса «Что характерно для экономического образа мышления?» не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует экономическое мышление, которое, обладая специфическими признаками, отличается от других видов профессионального мышления. Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но не достаточная для его разрешения. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание. Важно также отметить, что вопрос заключает в себе требование найти, сообщить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он становится продуктом осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.

Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов на поставленный вопрос или суждение о существовании предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса. Например, позитивной предпосылкой вопроса «Какие акции котируются на мировом рынке ценных бумаг?» является суждение «Существуют акции, пользующиеся повышенным спросом на мировом рынке ценных бумаг». Кроме того, выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негативной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией отрицательных ответов на вопрос или суждением о существовании предмета, которому не принадлежат свойства, зафиксированные основой вопроса. В практике аргументации важно иметь в виду, что вопросы могут обладать сильным внушающим воздействием. Оно обусловлено тем, что вопрос наряду с затребованием информации в своих предпосылках заключает определенные сведения, воспринимаемые тем, кому он адресован. Продуманные и умело поставленные вопросы в ходе деловых бесед или переговоров могут с необходимостью подвести другого человека к правильным (необходимым) выводам.

Если же сведения ложны, но хитроумно скрыты выразительными средствами, то вопрос может быть опасным для отвечающего в том смысле, что побуждает его к неявному признанию лжи за истину.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Равновесие денежного рынка и механизм его достижения. Модель «LM» | Виды вопросов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.