Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории нечетких множеств




 

Определение. Пусть X= { x }- совокупность объектов (точек), обозначаемых через x. Тогда нечеткое множество A в X есть совокупность упорядоченных пар

A = { x, mA (x) }, x Î X,

где mA (x) представляет собой степень принадлежности x к A, а mA : X ® M - функция, отображающая X в пространство M, называемое пространством принадлежности.

В дальнейшем будем предполагать, что М есть интервал [0,1], причем 0 и 1 представляют собой соответственно высшую и низшую степени принадлежности.

Некоторые основные определения и операции.

Два нечетких (размытых) множества равны тогда и только тогда, когда

mA (x) = mB (x) для всех x в X. Этот факт обозначается А = В.

Включение. Нечеткое множество А содержится в нечетком множестве В, или является подмножеством В (записывается как АÌ В) тогда и только тогда, когда

mA (x) £ mB (x). В этом смысле нечеткое множество очень больших чисел есть подмножество множества больших чисел.

Объединением нечетких множеств А и В в Х называется нечеткое множество

А ÈВ с функцией принадлежности вида (Рис. 1):

mAÈВ (x) = max{ mA (x), mВ (x), }, x Î X.

 

m

 

mA

mВ

mAÈВ (x)

 

 

 
 


x

Рис. 1.

Объединение нечетких множеств А и В можно определить и через алгебраическую сумму их функций принадлежности:

 

ì 1 при mA (x) + mВ (x) ³ 1

mAÈВ (x) = í

î mA (x) + mВ (x) в противном случае

Пересечением нечетких множеств А и В в Х называется нечеткое множество АÇВ с функцией принадлежности вида (Рис.2.):

mAÇВ (x) = min{ mA (x), mВ (x), }, x Î X.

Еще один способ определения пересечения нечетких множеств А и В - использование алгебраического произведения их функций принадлежности:

 

mAÇВ (x) = mA (x) * mВ (x); x Î X.

 

mВ (x)

mA (x)

 

mAÇВ (x)

 

 

 
 


x

Рис. 2.

 

Дополнением нечеткого множества А в Х называется нечеткое множество А’ с функцией принадлежности вида:

 

mA’(x) = 1 - mA (x), x Î X.

 

В отличие от обычных множеств АÇА’ ¹ Æ (см. вышеприведенные определения пересечения).

Разность нечетких множеств А и В в Х определяется как нечеткое множество А \ В с функцией принадлежности вида:

ì mA (x) - mВ (x) при mA (x) ³ mВ (x)

mA \ В (x) = í

î 0 в противном случае

 

Декартово произведение А1 х...х Аn нечетких множеств Аi в Хi ,

i = 1,2,...,n, определяется как нечеткое множество А в декартовом произведении

Х = Х1 х...х Хn с функцией принадлежности вида:

mA (x) = min{ mA1 (x1),..., mАn (xn) }, x = (x1 ,..., xn) Î X.

 

Нечеткие цели и ограничения.

m

Ограничение Цель

 
 

 


Решение

х

Рис. 3.

Решение = слияние целей и ограничений

Черный А.И.

 

Человек чувственно воспринимает окружающий его мир как дискретный, т.е. определенными порциями или "квантами". А этот мир является - по крайней мере, в значительной части - не дискретным, а непрерывным, континуальным (лат. continuum - непрерывное, сплошное). Поэтому возникает противоречие между непрерывностью физического мира и дискретностью его чувственного восприятия и познания человеком. Это противоречие наиболее четко проявляется в логических парадоксах "Куча" и "Лысый" (в логике они обычно называются апориями и антиномиями). С такими парадоксами столкнулись уже античные мыслители.

В парадоксах "Куча" и "Лысый" мы имеем дело с континуальными явлениями (процессами) и со скачкообразным переходом количества и качество, чего не признает наш рассудок. Автору данной статьи не хотелось бы называть эти парадоксы - как это иногда делается - софизмами, т.е. логическими уловками, умышленно (sic!) ошибочными рассуждениями, которые выдаются за истинные. Парадокс - это не уловка, а действительно логическое противоречие, из которого как будто бы невозможно найти выход.

Парадоксы "Куча" и "Лысый" были открыты древнегреческим философом Евбулидом из Милета (IV в. до н.э.) и могут быть сформулированы следующим образом. "Куча": если к зерну добавлять по одному зерну, то с какого добавленного зерна начнется куча? "Лысый": если человек теряет волос за волосом, то с какого потерянного волоса он становится лысым?

К рассматриваемой проблеме имеет отношение понятие физической непрерывности определение которой было дано А. Пуанкаре в книге "Наука и гипотеза" (1902 г.). Этот выдающийся французский математик и физик считал, что понятие физической непрерывности сводится к допущению возможности одновременного и совместного существования следующих равенств и неравенства:

А = В, В = С, А< C.

Эти равенства и неравенства могут выражать непосредственные результаты такого, например эксперимента. Если на весах с разрешающей способностью 1 г взвесить предметы А, В и С, которые имеют, соответственно, веса 10,5 г, 11 г и 11,5 г, то используемые весы не позволяют отличить вес А от веса В, а вес В от веса С; но эти же весы позволяют установить, что вес А меньше веса С.

Таким образом, приведенные соотношения, по мнению Э. Бореля, сводятся к заявлению, что средства, которыми мы не располагаем, не позволяют нам отличать величину А от величины В, величину В от величины С, но все же мы можем установить, что величина А меньше величины С. Э. Борель считает, что формулы А. Пуанкаре не только дают единственное логичное разрешение парадокса "Куча", но и показывают, что этот парадокс позволяет выявить фундаментальное свойство экспериментальной науки - наличие понятия физической непрерывности. Все сказанное в полной мере относится и к парадоксу "Лысый".

Теория нечетких множеств была разработана как инструмент для приближенного описания явлений, когда они настолько сложны и плохо определены, что не поддаются описанию в общепринятых количественных терминах. В данной теории введено понятие лингвистической переменной, значениями которой являются слова и предложения естественного или искусственного языка. Каждая лингвистическая переменная может иметь несколько лингвистических значений, которые в совокупности образуют терм-множество этой переменной.

Если понимать слово истинность как лингвистическую переменную, принимающую значения "истинно", "очень истинно", "совершенно истинно", "не очень истинно" и т.д., то можно перейти к так называемой нечеткой лингвистической логике или просто нечеткой логике. В такой логике "истинность" трактуется как лингвистическая переменная, для которой значения "истинно" и "ложно" - лишь два первичных терма в терм-множестве этой переменной, а не пара крайних точек в множестве значений истинности. Нечеткая логика может служить основой для приближенных (т.е. не строгих) рассуждений, чем традиционная двузначная логика.

Дальнейшие рассуждения приводят нас к понятию нечеткого множества и к проблеме определения принадлежности объекта такому множеству. Формально нечеткое множество можно представить как множество, принадлежность к которому определяется функцией, принимающей значения на отрезке[0,1]. Это позволяет рассматривать нечеткую логику как обобщение многозначной логики. В таком же смысле классическую логику можно рассматривать как обобщение двузначной логики


13. Поняття інформаційної потреби. Способи формалізації інформаційних потреб. Специфіка інформаційних потреб науковців, інженерів, менеджерів. Інформаційне середовище, інформаційний простір. Інформаційно-правовий простір професіональної діяльності фахівця. (2 год.)

 

 

Информационная потребность - одно из центральных понятий информационной науки и практики. Для ее удовлетворения с древности создавались библиотеки и архивы, а в последнее время - сложные информационные системы. Однако до сих пор это важное и многоплановое понятие остается недостаточно изученным по существу, хотя информационным потребностям и их эффективному удовлетворению было посвящено много специальных исследований [Д56, с. 208].

Вообще говоря, информационные потребности имеют сугубо индивидуальный (персональный) характер: они зависят не только от особенностей решаемых задач, но также от психологических, образовательных и других личностных особенностей лица, принимающего решение. Однако, при изучении информационных потребностей приходится объединять их носителей в группы и категории, теряя при этом индивидуальные особенности, частное ради общего. В связи с этим необходимо отметить, что создатели современных информационных систем стремятся к тому, чтобы их пользователи имели как можно меньше ограничений в выражении своих вкусов и предпочтений, т.е. чтобы они обладали самыми широкими возможностями для выбора. Иначе говоря, современная информационная система должна восприниматься пользователем как его личная (персональная) система [Д56, с. 209].

Принято различать два основных типа информационных потребностей:

- текущие, которые обусловлены присущей человеку любознательностью и заключаются в его стремлении быть в курсе всего, что происходит в мире, стране, городе, профессиональной области и т.д.;

- конкретные (специальные), которые заключаются в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи - исследовательской, профессиональной, - управленческой и т.п [Д56, с. 209].

 

Информационные потребности эксплицируются либо в виде информационных запросов, выражаемых в устной или письменной форме, либо в поведении потребителя по отношению к потенциальным источникам информации - другим людям, литературе, радио и т.д. Если информационная потребность выражена в письменном виде и отчуждена от ее источника, то возникает проблема точности и полноты выражения информационной потребности в информационном запросе. Когда информационная потребность выражена в запросе неточно и/или неполно, то не следует ожидать ее точного и полного удовлетворения. В связи с этим необходимо отметить, что специалисты в области информационного поиска различают информацию, имеющую отношение к информационной потребности - ее называют релевантной, и информацию, непосредственно удовлетворяющую информационную потребность - ее называют пертинентной [Д56, с. 210].

С момента возникновения у человека информационной потребности он начинает оценивать всю поступающую к нему информацию под углом зрения этой потребности, разделяя информацию на релевантную и нерелевантную [Д56, с. 212].

Информационная потребность возникает у человека при постановке перед ним какой-то задачи. Эта задача может быть поставлена как им самим под воздействием тех или иных обстоятельств, так и другими лицами. Человек обдумывает эту задачу, в результате чего и в соответствующей зоне его долговременной памяти складывается образ или внутренняя модель этой задачи. Данный образ и служит эталоном, с которым с этого момента сравнивается вся поступающая к человеку информация. Если информация имеет отношение к данному эталону, то она считается релевантной и заносится в определенную зону долговременной памяти или во внешнюю память (т.е. записывается на карточку, в специальную тетрадь или компьютер). Вся не относящаяся к этому эталону информация считается нерелевантной. очевидно, что у человека одновременно может быть несколько информационных потребностей - как главных, так и второстепенных [Д56, с. 212].

 

Информационная потребность при решении задач

 

Следует отметить, что вообще задача возникает лишь тогда, когда при появлении потребности в достижении какой-то более или менее осознаваемой, но непосредственно недоступной цели в памяти человека сразу же не появляется необходимый для этого способ или средство, а такой способ или средство нужно сознательно искать. Нахождение способа или средства достижения какой-либо цели и означает решение задачи (Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1959. - С.143, 202-203). [Д56, с. 212-213].

Д.Пойа считает, что для того, чтобы решить задачу, мы, во-первых, должны понять ее. Мы должны ясно осознать, что требуется узнать, и уяснить себе условия и исходные данные. Во-вторых, мы должны составить план, который привел бы нас к решению. В связи с этим следует напомнить, что в учении о решении задач обычно рассматриваются два типа планов (или операторов): алгоритмы и эвристические приемы. Как известно, алгоритм - это совокупность правил, которые, если им следовать, автоматически порождают верное решение. А эвристические приемы основаны на предшествующем опыте (в частности, на аналогиях между данной задачей и задачами, решения которых известны). Р.Декарт по этому поводу писал следующее: "Каждая решенная мною задача становится образцом, который служит впоследствии для решения других задач" (Декарт Р. Рассуждения о методе. - Избр. произв. - М.: Госполитиздат, 1950. - С.274). В отличие от алгоритмов эвристические приемы не гарантируют успеха. Для подавляющего большинства абстрактных, или понятийных задач, которые имеются здесь в виду, алгоритмы решения либо не найдены, либо не существуют вообще. Поэтому при решении таких задач используются преимущественно эвристические приемы [Д56, с. 213].

Под влиянием размышлений человека над сущностью стоящей задачи и содержания накапливаемой релевантной информации его представление об этой задаче может уточняться и изменяться. Психологи называют этот процесс возрастанием состояния осведомленности человека о задаче. Его представление о релевантной информации будет также изменяться по воздействием промежуточных результатов решения задачи.

Когда человеком накоплено необходимое количество релевантной информации, он находит решение этой задачи. После этого вся связанная с решением задачи информация переводится из данной зоны долговременной памяти в зону архивного хранения [Д56, с. 214].

Информационная потребность - это осознанная нужда в информации, требующейся для решения поставленной задачи по разработанному плану [Д56, с. 216].

При таком представлении о процессах возникновения информационной потребности, накопления релевантной информации и решения поставленной задачи на передний план выдвигается вопрос, что представляет собой образ или внутренняя модель задачи. По-видимому, общепринятым можно считать положение, что процесс решения любой научной задачи начинается с принятия каких-либо предпосылок и допущений, которые в дальнейшем подвергаются корректировке и изменению [Д56, с. 216].

 

Содержание понятия "цель"

 

С учением А.А.Ухтомского о доминанте и с концепцией Д.Н.Узнадзе о психологической установке тесно смыкается вопрос о том, какое содержание имеет понятие "цель", занимающее центральное место в деятельности как отдельных людей, так и всего общества. Цель, целеполагание имеют, по крайней мере, две существенно разных стороны: предвосхищение какого-то результата и желаемость его.

Первая сторона целеполагания - предвосхищение результата решения задачи, ясно осознается всеми исследователями. А вторая его сторона - волевое отношение человека к действительности, обычно не учитывается теми чрезмерно увлекающимися специалистами по кибернетике и искусственному интеллекту, которые приписывают вычислительным машинам способность к целеполаганию и, таким образом, стирают одну из важнейших граней между человеком и машиной [Д56, с. 220].

С учетом всего, сказанного выше, цель можно определить как мысленно предвосхищаемый и желаемый результат, на достижение которого субъект направляет свою деятельность [Д56, с. 220].

Мы считаем, что понятие "задача" имеет иное содержание, чем понятие "цель", хотя между ними и существует тесная связь. Задача находится в подчиненном положении по отношению к цели. Задача - это установка на сознательный поиск соответствующих средств, необходимых для достижения какой-то цели (Пойа К. Математическое открытие. - Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. - М.: Наука, 1970. - С.143.). Если цель определяет результат, к которому в своей деятельности стремится объект, то задача предполагает отыскание подходящих средств для достижения этого результата. Например, когда цель - побыстрей выбраться из лесной чащи, то задача - выбрать правильный и кратчайший маршрут движения [Д56, с. 221].

 

Условия удовлетворения информационной потребности

 

Отнесение человеком поступающей к нему информации к категории релевантной или нерелевантной полностью определяется тем, какой образ поставленной задачи сложился у данного человека. А этот образ зависит, по крайней мере, от трех следующих факторов, отражающих индивидуальные особенности человека: 1) информации, которая уже накоплена в его памяти; 2) выбранного пути решения задачи; 3) темпов и промежуточных результатов решения. [Д56, с. 221].

 

Чтобы адекватно выразить в запросе свою информационную потребность, человек должен достаточно четко познать не только стоящие перед ним производственные задачи, но и состояние своего, так сказать, индивидуального тезауруса, свои собственные психологические возможности формулирования информационных потребностей. Сделать это специалист далеко не всегда способен. Отсюда и возникает та самая "неадекватность". Зависит она от многих причин. Прежде всего эта неадекватность зависит от следующего: 1. от степени понимания специалистом стоящей перед ним задачи, что в свою очередь нередко зависит от степени разработанности самой проблемы; 2. от психолингвистических способностей специалиста, проще - его умения выразить то, что ему требуется. Потребность обычно формируется на уровне психики в виде психической модели, затем она переводится в виде психической модели, затем она переводится в сознании субъекта на уровень мышления в виде мыслительной, понятийной модели, затем - языковой уровень, модель "обрастает" словами, и, наконец, на речевом уровне - в виде текста (запроса). Переходя с одного уровня на другой, психическая модель (образ) в большей или меньшей степени деформируется, изменяется, теряет какие-то детали и "на выходе" порой имеет лишь самое общее сходство с "оригиналом"; 3. от места, занимаемого специалистом в цикле "исследование - производство", т.е. характера проводимых работ. [ИК55,стр.86].

 

... по мнению некоторых авторов исследователи-химики затрачивают на информационные процессы около 40% рабочего времени, инженеры-радиотехники - около 30, работники легкой промышленности - порядка 12%. Удельный вес информационных процессов в свою очередь зависит от темпов старения информации в данной отрасли знания (примерно 4-5 лет в радиоэлектронике, 6-8 лет в машиностроении и т.п.). [ИК55,стр.87].

 

... профессиональная информационная потребность в каждый конкретный момент разработки есть единство четырех ее составляющих: 1/ потребности в фактах или концепциях; 2/ потребности в текущей или ретроспективной информации; 3/ потребности в широко- или узкотематической информации; 4/ потребности в отраслевой и межотраслевой информации. [ИК55,стр.116].

 

Э.С. Бернштейн: "Естественно понимать под информированностью такое состояние специалиста... когда все нужное предшествующее знание есть в его распоряжении. Естественно также считать, что функция системы НТИ в том и состоит, чтобы обеспечить информированность... полно, точно и своевременно найдя, собрав и передав специалисту соответствующую информацию... а его запросы (выражение информационной потребности) и реакция на выдачу - это то на что должна ориентироваться система НТИ. [ИК55,стр. 171].

 

... прежде мышление конструктора на информационном этапе его деятельности, пишет Э.С. Бернштейн, оперировало конкретными вещами, рассматривая их как достижения, и было настроено на то, чтобы продлить эти достижения в количественном отношении, увеличивая возможности вещи (отсюда потребность специалистов в аналогах), то в новых условиях современного этапа научно-технической революции, конструктор должен абстрагироваться от конкретной вещи и думать о функции, которую эта вещь выполняет, и что данная вещь лишь одно из возможных материальных воплощений определенной функции. Специалист должен представлять, какие еще могут быть способы реализации данной функции, более эффективные и экономичные, уметь обнаружить в достижениях других наук точки роста новых направлений исследований и разработок.

Таким образом, заключает Бернштейн, на участке формирования информационного трамплина объектом мышления ведущего конструктора становится не мир вещей, а мир закономерностей использования законов природы для получения нужного эффекта.

... для обнаружения точек роста новых направлений и способов знаний специалиста, выполняющего информационный анализ и синтез, должен существенно отличаться от состава знаний, необходимых на участке собственно разработки. В первом случае необходима широкая образованность, знание разнообразных и иных эффектов, получаемых фундаментальной наукой, а также технических устройств для иных (отличных от данной задачи) применений, т.е. своеобразный дилетантизм, понимаемый не в негативном смысле. Во втором случае специалист оперирует относительно ограниченным набором предметных знаний, определяемых особенностями решаемой задачи, т.е. здесь необходима глубина знаний за счет широты.

В повседневной практике решения научно-технических задач для выполнения этих функций нужны специалисты различной квалификации. Один (информационный работник) путем пробельного анализа совокупности имеющегося знания формулирует предположение (гипотезу, эталонное представление) о возможных результатах разработки, т.е. выявляет объективно необходимую информацию в виде ситуативного знания, другой (конструктор, исследователь) осуществляет процесс собственно разработки в соответствие с этим эталоном. В такой ситуации разработчик перестает быть для информатора заказчиком, потребителем его услуг. Они равноправные и равно ответственные партнеры в процессе получения нового знания, нового результата. [ИК55,стр.176-177].

---------------------------------------------

ИК 97 Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер 2. 1976. - № 1. - С. 3-6.

 

Несколько огрубляя действительность, можно было бы сказать, что информатика есть наука о свойствах и способах получения и представления метаинформации. Дальше мы остановимся на некоторых прагматических особенностях метаинформации.

Дело в том, что разные потребители информации по-разному представляют себе комфорт, который им обеспечивает метаинформация. Можно выделить две противоположные установки потребителя. При одной из них наилучшей метаинформацией признается та, которая наиболее полно и точно (так сказать прицельно) описывает некоторую информационную потребность потребителя. Такой потребитель испытывает комфорт от того, что полученная им метаинформация сняла с него бремя решения о полезности какой-то дополнительной информации. Студент получает рекомендованный в программе учебник; конструктор получает рекомендуемый список литературы; руководитель - справку о новейших достижениях науки и техники в той отрасли, за которую он несет ответственность, и т. д.

Противоположная установка состоит в том, что потребитель ощущает комфорт как возможность самому разбираться в информации. Для этого потребителя полезная метаинформация не та, которая выделяет сферу его потребностей, но та, которая служит хорошим путеводителем в научной информации, достаточно далекой от области его непосредственных интересов. Для этого потребителя комфортная информационная среда - это библиотека с открытым доступом к полкам, это круг ученых смежных профессий, диалоговая информационная система, способная к далеким смысловым ассоциациям, и т. п.[ИК 97].

Важно подчеркнуть, что категория "комфортности" (удобства) является прагматичной и отнюдь не сводима к семантическим характеристикам информации, лежащим в основе разработки информационно-поисковых систем, работающих на базе концепции информационных ресурсов.

В первом случае комфортность информационной среды может быть достигнута путем улучшения прицельности поиска (в этом случае информационная служба уменьшает возможности выбора у потребителя, отсекая за него шумы), а в другом случае - путем снабжения научной информации необходимой метаинформацией. В этом последнем случае комфорт состоит в увеличении возможностей выбора у самого потребителя. При таком подходе определяющим является не критерий достаточности и качества информационных ресурсов, но критерий качества (комфортности) информационной среды [ИК 97].

Несмотря на противоречие между концепциями информационной среды и информационных ресурсов, они не являются взаимно исключающими. Бесспорно, что информационная среда, неспособная быть источником информационных ресурсов, не обладает комфортностью. С другой стороны, концепция информационных ресурсов может быть разумно оценена только, если мы выйдем за ее пределы и посмотрим, как она влияет на формирование информационной среды [ИК 97].

И, наконец, проблема создания комфортной информационной среды в условиях научно-технической революции требует разработки эффективных информационных процессов и систем.

Последние, в свою очередь, должны опираться на глубокое понимание природы научно-технической информации. Только такое понимание позволит решить проблемы адекватного представления этой информации в автоматизированных системах, найти способы получения и описания метаинформации, необходимой для организации информационной среды, способы автоматизации обработки и распределения научной информации.

Фактически эти проблемы и находятся в кругу основных интересов информатики [ИК 97].

Существенные особенности естественного языка удается выявить при изучении ранговых распределений слов в связных текстах. Оказывается, что известные законы распределения слов по частоте вхождения в текст

определяются отнюдь не статистическими свойствами языка, а особенностями организации целостных текстов.

..Задача управления информационной средой относится по всей видимости к одной из наиболее трудных и интересных проблем искусственного интеллекта, поскольку цель управления формулируется здесь не как достижение оптимального значения параметра, а как создание комфортных условий для творческой деятельности человека [ИК 97].

Концепция информационных ресурсов предполагает, что информационные потребности можно очертить весьма точно. Метаинформация как раз и служит в этом случае тому, чтобы по возможности точно описать класс необходимых потребителю документов или фактических сведений [ИК 97].

Ощущение потребителем комфортности обеспечивается в данном случае уверенностью в том, что он получил полную и достаточно точную информацию, что ему не придется тратить усилий на поиск дополнительных материалов и отсеивание ненужного. В данном случае с потребителя снято бремя принятия дополнительных решений по поиску информации [ИК 97].

Но концепция информационных ресурсов не отвечает ситуациям, когда информационная потребность принципиально не может быть уточнена [ИК 97].

В этом случае метаинформация не локализует информационную потребность, но составляет сведения об информационных связях, перспективных для данного потребителя, т. е. метаинформация открывает потребителю потенциальные информационные ресурсы, увеличивая возможность личного выбора [ИК 97].

При сегодняшних информационных потоках рыться на книжных полках, чтобы получить нужную информацию, недостаточно. В том-то и задача информационных систем, чтобы при сегодняшнем обилии информационных потоков обеспечить потребителю утерянный комфорт свободного выбора информации. Отсюда видно, что в информатике важен не только семантический аспект информации, но и прагматический. Более того, прагматические аспекты наиболее сложны и многообразны и они в первую очередь должны определять стратегию разработки информационных систем. Именно учет прагматического аспекта информации позволяет организовать открытый диалог информационной системы с потребителем, в процессе которого система дает потребителю стимул для осознания информационных потребностей [ИК 97].

Сегодня мы уже осознаем, что актуальные задачи информатики - это не просто разработка эффективных систем и процессов, но и анализ сущности и смысла этих процессов, без которого понятие "эффективность" не имеет содержания. Этот анализ связан прежде всего с рассмотрением многообразных семиотических аспектов существования научной информации (ее синтактики, семантики и прагматики) [ИК 97].

 

Литература:

 

Д56. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе /Ю.М.Арский, Р.С.Гиляревский, И.С.Туров, А.И.Черный. - М.: ВИНИТИ, 1996. - 489 с., 94 табл., 16 илл. - Российская академия наук.

ИК55 Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - Л.: Наука, 1989. 102 с. - (Серия "Наука и технический прогресс").

 


14. Інформація як ресурс (трудовий, економічний, соціальний). Виробництво, управління та інформація. Оптимізація використання інформації як ресурсу (мікрорівень). (2 год.)

 

Формирование целостных представлений об информации как о ресурсе – задача специального курса ("управление информационными ресурсами"). Задача данного раздела курса – теоретическое обоснование "ресурсности" информации. Оно базируется на исследовании человеческого труда, в котором информация играет основную роль с точки зрения его экономических результатов.

Известно, что труд человека "как бы распадается на два момента: а) на физический труд мускулов; б) на направляющую и контролирующую деятельность мозга [1, с.38], т.е. он представляет собой единство двух составляющих: энергетической и информационной. Поскольку труд вообще, абстрактный труд, создает стоимость, последняя также отсюда "выступает как взаимосвязь; единство вещественно-энергетического и информационного компонентов" [2, с.235]. Весь вопрос в том, какова, во-первых, роль каждой составляющей в труде и, соответственно, в результате труда, а во-вторых, какова динамика соотношения этих составляющих в процессе развития производительных сил.

Уже в самых простых видах труда решающее значение на его результат оказывает информационная составляющая. "В самом деле, - отмечает В.А.Трапезников, - средняя мощность, отдаваемая человеком, составляет 30-50 вт. легко подсчитать, что при существующих тарифах из энергию стоимость механической (мускульной) энергии, отдаваемой человеком, например землекопом, составляет менее 1% получаемой им заработной платы" [3]. Ясно, что для более сложных видов труда доля информационной составляющей должна быть еще больше. В настоящее время причиной различия в стоимости, создаваемой в единицу времени, традиционно характеризуемой как проявление неодинаковой "сложности труда", указывается неодинаковое развитие квалификации работников, занятых разными видами труда [4, с.7].

"Труд квалифицированного работника, - пишет И.Николов, - является источником большей стоимости, чем труд неквалифицированного. Он требует большего объема знаний. Квалифицированная рабочая сила овеществляет большую информацию в продукте труда, величина созданной ею стоимости больше" [5, с.101].

Таким образом, "степень сложности труда человека характеризуется не энергией, затрачиваемой им при совершаемых действиях, а сложностью информации, которая им при этом реализуется" [6].

Расширенное толкование понятия тезауруса, положенное в основу концепций семантической информации [7,8], позволяет использовать его в качестве эквивалента понятий "сумма знаний", "объем информации". Тогда величину информационной составляющей труда удобно выражать через объем тезауруса, реализованного в продукте труда. Процесс увеличения производительной силы труда отсюда есть функция роста тезауруса работника.

А. Д. Урсул указывает на наличие прямой корреляции изменения информационного содержания потребителя информации и Его профессионального мастерства [2,с.259] и приводит следующее важное высказывание А.И. Гутштейна о связи между квалификацией работника и объемом его тезауруса: "По существу рост квалификации исполнителя является выражением роста его тезауруса. В частности, кривые навыка, показывающие рост продуктивности (или успешности) труда по мере обучения,... в сущности, являются выражением увеличения объема тезауруса и его структурных сдвигов в направлении более адекватного отражения объективных закономерностей" (цитируется по [2,с.259]).

Итак, увеличение тезауруса работника или, если речь идет о группе трудящихся, - совокупного работника - имеет вполне определенную экономическую сущность - увеличение создаваемой в процессе труда стоимости. Именно с этих позиций видна роль научной информации как ресурса производства.

Особый интерес в этой связи представляет рассмотрение процесса увеличения тезауруса совокупного работника. В нем все большую роль играет система научно-технической информации. Действительно, научная информация, воспринимаемая тезаурусом совокупного работника, увеличивает этот тезаурус и повышает тем самым производительную силу труда совокупного работника. И если использование научной информации в труде специалистами есть в первую очередь объект экономического управления, то увеличение тезауруса совокупного работника зависит как от уровня функционирования системы научной коммуникации, так и от подготовки занятых в народном хозяйстве специалистов в качестве потребителей информации.

"Из разных источников известно, что даже очень крупные фирмы самостоятельно производят только 2% знаний, необходимых для внедрения новых видов продукции на их предприятиях. Это означает, что 98% информации должны быть получены из внешних источников" [9]. В этих условиях единственным путем повышения тезауруса совокупного работника без отрыва от производства является непрерывный диалог с системой научной коммуникации. Такой диалог и требует от каждого ученого или специалиста вполне определенного уровня подготовки в качестве потребителя информации.

Однако информация – не бесплатный ресурс. И затраты на информационное обеспечение того или иного вида деятельности (производственной деятельности – безотносительно к ее содержанию: производство, управление, коммерция, наука и т.п.) могут в какой-то момент превысить реальные или ожидаемые доходы от ее использования. В этом случае затраты на информационную деятельность будут неэффективными, т.е. будут приносить убытки. Следовательно, затраты на информационное обеспечение должны быть оптимальными по критерию экономической эффективности. Это означает, что соотношение эффект/затраты должно быть наибольшим для достижения максимального эффекта от информационной деятельности.

 

Литература

1. Холай Г. Экономические науки и развитие социалистической экономики. М., "Экономика", 1979.

2. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М., "Наука", 1975

3. Трапезников В.А. Вопросы управления экономическими системами. - Автоматика и телемеханика, 1969, № I.

4. Вейхер А.А. Сложный труд. Методология изучения, социально-экономические факторы, тенденции развития. Л.,"Наука", 197_.

5. Николов И. Кибернетика и экономика. Пер. с болгарского.. М.,"Экономика", 1979

6. Хурсин Л.А. Связанная информация общественной системы (динамика). "Научно-техническая информация", сер.2, 1973, № 10.

7. Шрейдер Ю.А. О семантических аспектах теории информации. В сб. Информация и кибернетика. М., "Советское радио", 1967.

8. Шрейдер Ю.А. Тезаурусы в информатике и теоретической - семантике. "Научно-техническая информация", сер.2,. 1971, № 9. Юнгберг С. Место информационной службы в структуре фирмы. Международный форум по информации и документации, 1981, т.6, № 4, с.28-52.

10..Михайлов А.И. Об основных направлениях развития системы научно-технической информации в стране. "Научно-техническая информация". Сер.1, 1980, № 4, с.1-7.

11.Уилсон Т.Д. Социологические аспекты информатики. Международный форум по информации и документации.1981, т.6, № 2, с.13-18.

12.Гиляревский Р.С. Подготовка потребителей информации в высших учебных заведениях. М., ВИНИТИ, 1977.


[1] См.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка, т. 1. М„ 1958.

[2] См.: Смирнов Н. А. Западное влияние на русский язык в петровскую эпоху. СПб., 1910, стр. 123.

[3] Там же, стр. 123.

[4] См.: словари: Гранат (т. 22, 1913), Брокгауза и Ефрона (т. 25, 1894), Даля (т. 2, 1881) и др.

[5] Это, возможно, дало основание в «Словаре русского языка» (т. 1, 1957) вообще отождествить слова «информация» и «информирование».

[6] Так, слово «информация» встречается, например, в т. 50 (стр. 66), т. 51 (стр. 75), т. 53 (стр. 118), т. 54 (стр. 244, 446), слово «информировать» в т. 50 (стр. 5), т. 51 (стр. 75), т. 54 (стр. 446), слово «информатор» в т. 54 (стр. 245), сочетание «информационный материал» в т. 53 (стр. 118) Полного собрания сочинений В. И. Ленина. Анализ смысла этих слов в соответствующих контекстах ленинских писем показывает, что они употреблялись в том же значении, что и в упомянутом выше словаре Д. И. Ушакова.

 

[7] См.: Левидов М. Информация в советской прессе (к постановке проблемы). М.— Л., 1925; Гус М. Информация в газете (опыт практических пособий). М.,—Л., 1930; Кузьмичев В. А. Печатная агитация и пропаганда. М. — Л., 1930 и др.

[8] См.: Куаъмичев В. А. Печатная агитация и пропаганда, стр. 40; Гарри А. Что такое информация.— «Журналист», 1928, № 1, стр. 42.

[9] См.: Гус. М. Информация в газете, стр. 77.

[10] Гус. М. Информация в газете, стр. 202.

[11] Курс А. Элемент интереса в информация.—«Журналист», 1928, 1, стр. 43.

[12] Гус М. Информация в газете, стр. 72.

 

[13] Бирюков Б. В. Кибернетика и методология науки. М., 1974, стр. 219.

[14]

[15] См.: Гришкин И. И. Понятие информации. М., 1973.

*) Заметим, что эта система понятий возникла ещё до исследований Н.Хомского, и то обстоятельство, что его концепция сразу нашла готовую формальную базу, очень сильно способствовало успешному развитию этой концепции. Таким образом, и здесь теория опередила потребности приложений, как бывает чаще всего,вопреки распространённому среди «широкой публики» ходячему мнению.

**) Вместо слов «основной» и «вспомогательный» нередко употребляется соответственно слова терминальный и нетерминальный.

*) Вместо «грамматика составляющих» часто говорят «грамматика непосредственно (или непосредственных) составляющих»; отсюда и сокращение «НС-грамматика». Мы опускаем слово «непосредственно», так как никаких других составляющих не бывает (см. [Гладкий-Мельчук 1969], стр. 185), но сохраняем сокращение, ставшее уже общеупотребительным.

**) Иногда используется термин «грамматика с конечным числом состояний», по нашему мнению, неудачный (см. [Гладкий-Мельчук 1969], стр. 184). Лучше всего было бы, пожалуй, говорить «конечно-автоматная грамматика», поскольку А-грамматики тесно связаны с конечными автоматами, но мы не будем этого делать, чтобы не увеличивать и без того слишком большое число терминологических вариантов.

[16] В литературе символы Л и П часто употребляются в значениях, противоположных обозначенным - в случае, если вместо перемещения ленты имеют в виду перемещение головки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.