Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды речи

Референту, который является помощником руководителя, нередко приходится готовить для него речи по самым разным поводам.

Промова для керівника

Составление речи для другого лица — это один из видов интеллектуальных услуг, так же, как и написание для кого-либо доклада, отчета, курсовой работы и др. Разница, однако, в том, что составленная для кого-либо речь относится к письменно-устному жанру, а доклад, отчет и др. — к письменному жанру, и это, естественно, обусловливает различия в методике их составления. Ораторская речь может быть написана по чьему-либо частному заказу или в соответствии с должностными обязанностями.

Существует около 20 видов ораторских речей. Рассмотрим лишь те из них, с которыми наиболее часто приходится иметь дело руководителям и их референтам.

1. Производственная речь произносится перед коллегами на производственных собраниях, деловых совещаниях, а также на презентациях. Это может быть или запланированное выступление, или выступление в прениях экспромтом, или итоговое выступление ведущего (председателя). Содержание такой речи должно соответствовать обсуждаемой проблеме: оратор излагает свою позицию, подчас анализируя и критикуя другие точки зрения или, наоборот, поддерживая их.

Руководитель, который обычно является председателем собрания, произносит речь, открывая собрание и заканчивая прения. О речи на открытии конференции уже говорилось в разделе «Цель и содержание речи» этой главы.

Заключительная речь председателя собрания должна быть выдержана в деловых и конструктивных тонах. Обобщая все выступления, председатель должен стремиться продемонстрировать свое отношение к каждому из них и тем более не обходить молчанием острые выступления и выступления инициативного характера. Он должен найти одобрительные и поощрительные слова для оценки одних речей и вежливые, дипломатичные выражения в случаях несогласия и неприятия других идей и предложений, постараться мотивировать свою реакцию.

Главные особенности речи руководителя на презентации — приподнятость стиля, деловитость, рекламирование своего предприятия, его возможностей, достижений и др. Здесь уместны и радушные приглашения к сотрудничеству, и торжественные заверения, обещания.

Речь на открытии совещания и речь на презентации руководитель и референт могут подготовить заблаговременно, однако заключительную речь нужно составлять по ходу совещания, поэтому целесообразно, чтобы референт сидел в президиуме рядом с руководителем и помогал ему в этом или делал краткие замечания. Полезно иметь и предварительные заготовки.

2. Митинговая речь рассчитана на большое количество людей, в том числе незнакомых оратору. В этом случае доминируют призывный, лозунговый стиль, демонстрация эмоций, которые оратор стремится передать публике. В зависимости от ситуации может быть применена разная степень повышения тона при выражении оратором недовольства своими политическими противниками, опровержении всего, что не нравится ему или группировке, которую он представляет. Собственная программа действий представляется в оптимистических тонах и оснащена броскими призывами. Речь на митинге не должна содержать глубоких рассуждений, скрупулезных доказательств: собравшаяся толпа не будет им внимать и не поймет их. Рекомендуется использовать лозунги, доступные для понимания человека со средним уровнем интеллекта, отдельные разительные факты, привычные эмоциональ­ные выражения.

В качестве примера приведем отрывок из пламенной речи, которую произносит адвокат Камилл Демулен в пьесе Р. Роллана «Четырнадцатое июля»:

«Свобода! Свобода! Она парит над нашими головами. Она увлекает меня в свой священный полет. Пусть она осенит нас своими крылами! Вперед к победе! Рабству приходит конец... Да, оно поза­ди! Восстаньте! Обратим молнию против злодеев, которые вызвали ее! Во дворец! К королю!.. Смотрите на меня, притаившиеся шпионы! Это я, Камилл Демулен, призываю Париж к восстанию! Я не бо­юсь ничего! Что бы ни случилось, живым я не дамся! Я страшусь только одного — вновь увидеть Францию порабощенной. Но мы этого не допустим. Она будет свободной, как и мы, или умрет вместе с нами... Братья! Мы будем свободны! Мы уже свободны! Каменным бастилиям противопоставим твердыню наших сердец, несокрушимую крепость свободы!..»

 

3. Парламентская речь характерна для работы палат парламентов, а также представительно-законодательных органов более низкого порядка. Существуют две разновидности такой речи: речь типа доклада и речь — выступление в прениях. Особенности парламентской речи — выдвижение какого-то предложения общегосударственного, областного или городского значения и заметный элемент совещательности, т.е. защита своей или отвержение чужой позиции не в митинговой манере (этого в парламентской речи не должно быть), а в стиле взвешенного рассмотрения проблемы, объективности оценок реального положения и перспектив общественной жизни. Однако все же в политических речах типа парламентских по традиции, еще со времен Демосфена и Цицерона, присутствуют и страстность, и острота слога.

Приведем отрывки из парламентских речей В. Гюго, который, как известно, был не только талантливым писателем, но и политическим деятелем, нередко выступавшим в Учредительном собрании Франции:

«Господа, я не принадлежу к тем, кто считает, что на этом свете можно уничтожить страдания. Страдание — Божий закон. Но я принадлежу к тем, кто считает и утверждает, что можно уничтожить ни­щету. Заметьте, господа, я не сказал: уменьшить, ослабить, сократить, ограничить, — я сказал: уничтожить. Нищета — это такая же болезнь на теле общества, как проказа была болезнью человеческого тела. Нищета может исчезнуть, как исчезла проказа. Уничто­жить нищету! Да, это вполне возможно! Законодатели и правители должны неустанно думать об этом, так как до тех пор, пока в этой области не сделано все возможное, их долг остается не выполненным».

«Я не хочу опережать события и строить какие бы то ни было мучительные догадки о последствиях тех ошибок, которые вы уже начали совершать. Я останавливаюсь. Но я не могу не сказать, что ужас охватывает честных граждан, когда они видят, что правитель­ство устремляется по наклонной плоскости вниз, прямо в пропасть! Я не могу не сказать, что мы уже не раз видели, как правительства спускались по наклонной плоскости, но никто еще никогда не видел правительства, которое сумело бы взобраться по ней обратно. Я не могу не сказать, что мы... по горло сыты глупостями, провокациями, реакцией, нелепостями, совершаемыми от чрезмерной ловкости, и безрассудствами от чрезмерной мудрости. Мы по горло сыты людьми, которые губят нас, прикидываясь нашими спасителями. Я не могу не сказать, что мы не хотим больше революций. Я не могу не ска­зать, что тогда как прогресс будет благотворен для всех, революции уже не будут благотворны ни для кого».

 

4. Дипломатическая речь произносится в официальной обстановке на дипломатических совещаниях, встречах, приемах и в других случаях, может быть, менее официальных. Квалифицированный дипломат говорит дипломатично всегда, в том числе и в неофициальной обстановке. Людям недипломатических профессий тоже подчас нелишне изъясняться в этом духе.

Речь дипломата должна быть осмотрительной, осторожной, предусматривать интересы государства, которое он представляет. Это умелый подбор слов и выражений для придания речи уклончивости, т.е. дипломат заранее предусматривает возможность разной трактовки своей речи (отдельных ее фраз), предвидя возможное разное развитие событий или исходя из каких-то других соображений. Применяется завуалированность мыслей: говорится одно, а подразумевается другое — такую речь называют «затемненной». Согласно дипломатическим правилам дипломат должен произносить речь, не испытывая испуг, волнение или робость. В то же время он должен неукоснительно соблюдать формальный речевой этикет (в диалоге и в монологе) и никогда не проявлять эмоции, что свойственно парламентской и тем более митинговой речи.

Приведем фрагмент из романа Л. Толстого «Война и мир» — Кутузов, вынужденный отказать австрийскому генералу в его просьбе о помощи, делает это весьма дипломатично:

«Я только говорю одно генерал, — говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонаций, заставляющим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. — Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность, для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал. — И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совер­шенно все равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом-то все и дело».

 

5. Юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь (спич) относятся к социально-бытовым речам. Они произносятся на официальном собрании или во время застолья по случаю какого-либо юбилея, знаменательной даты, знаменательного события, большого праздника, дня рождения, свадьбы, защиты диссертации и др. Для таких речей характерны панегирические, прославительные, хвалебные слова и выражения, лестные факты и оценки. Конечно, желательно использовать не банальные, а оригинальные выражения, вспомнить или выявить малоизвестные, но важные факты.

Приведем фрагмент из книги А. Вьюркова «Рассказы о старой Москве»:

«Господа! — заговорил профессор. — Тише! Я поднимаю бокал за русскую науку, за Московский университет! Я ни разу не прошел мимо него, не обнажив головы. Московский университет охраняет нашу страну, как солнце. Он дал нам и всему миру замечательных людей. В области просвещения и культуры мы стали передовой страной. Кем зачитывается Европа? Нашим Толстым и Достоевс­ким. Кому принадлежит честь открытия электрического освещения и радио? Русским ученым. Кто первый изобрел паровую машину? Русский Ползунов... И все это пошло от первого рассадника просвещения — Московского университета. Много еще в нашем быту косности... сохранились и Тит Титычи, и Ноздревы, и Пришибеевы, но я верю, со временем изживутся и они, и поможет нам в этом наша дорогая альма-матер! Да здравствует страна талантливого народа и все ее культурные учреждения!»

 

6. Скорбная речь выражает скорбь в связи с утратой, содержит перечисление заслуг покойного перед обществом, положительных человеческих качеств, которые были ему присущи. В такой речи нельзя говорить о суетном, производственных делах, житейских пустяках, но уместно выразить высокие духовные переживания, мысли о вечном.

Пример — речь В. Гюго на похоронах О. де Бальзака:

«Господа! Человек, которого только что опустили в эту могилу, был один из тех, кого в последний печальный путь провожает весь народ. В наши времена мнимого величия не существует. Взоры те­перь прикованы уже не к тем, кто царствует, а к тем, кто мыслит, и когда кто-нибудь из мыслителей уходит от нас, его смерть волнует всю страну... Имя Бальзака ярким лучом вольется в ту полосу света, которую оставит после себя наша эпоха... Господин де Бальзак был один из первых среди великих, одним из лучших среди избранных. Все его произведения составляют единую книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах вполне реальных, но овеянных смятением и ужасом... Его смерть как громом поразила Париж. Не­сколько месяцев назад он вернулся во Францию. Чувствуя приближение конца, он захотел еще раз увидеть родину; так накануне да­лекого путешествия приходят проститься с матерью... Жизнь его была коротка, но насыщенна. Этот неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот поэт, этот гений жил среди нас той жизнью, полной бурь, распрей, борьбы и битв, которою во все времена живут великие люди. Теперь он обрел покой. Он ушел от раздоров и ненависти... Быть может, полезно, быть может, необходимо в такую эпоху, как наша, чтобы время от времени смерть великого человека вызывала религиозное потрясение в умах, пожираемых сомнением и скептицизмом. Провидение знает, что делает, когда таким образом ставит людей лицом к лицу с высшей тайной и заставляет их размышлять о смерти, которая всех уравнивает и всем несет великое освобождение».

 

Разумеется, степень участия референта в подготовке речи может быть разной:

- референт должен развить основные идеи, сформулированные руководителем;

- референт определяет содержание будущей речи, согласовывает его с руководителем и приступает к работе;

- референт составляет текст речи, а руководитель вносит исправления, дополнения, сокращения;

- референт редактирует готовый текст речи, составленный руководителем.

Текст, подготовленный референтом или отредактированный им, может быть возвращен руководителем на доработку с краткими устными или письменными замечаниями и пожеланиями, которые референт должен учитывать. При возникновении разногласий нужно мягко, но убедительно мотивировать свою позицию. Необходимы творческий контакт между руководителем и референтом и уверенность руководителя в компетентности и лояльности референта.

В частности, руководитель должен быть уверен в том, что референт сведущ в ораторстве и риторике и даже превосходит его в этом искусстве — эти качества действительно требуются от референта-помощника, который должен хорошо знать многочисленные правила риторики, ораторского искусства, чтобы самому произносить речи в случае необходимости и чтобы составлять текст выступления руководителя. Референт должен не только знать традиции и приемы ораторства, но и обучать этому своего руководителя.

Следует помнить, что риторика — это теория и искусство красноречия, искусство подготовки и произнесения убедительных и красочных речей. Речь, лишенная убедительности и красочности, будет не речью, а хорошим или плохим докладом, сообщением, отчетом, т.е. сочинением, написанным в другом жанре, имеющем другие правила и другие цели. Информация, содержащаяся в ораторской речи, непременно должна сопровождаться выражением эмоций — это повышает убедительность сообщаемой информации. Кроме того, речь должна иметь красивую, интересную «словесную упаковку» — только в этом случае она может понравиться, произвести хорошее впечатление, оказаться эффективной. Главная задача оратора — полностью завладеть вниманием слушателей и заставить их верить ему, переживать, волноваться, возмущаться, восторгаться, плакать и т.д.

А. Цель и содержание речи

Сочиняя речь, сразу определите ее главную цель, ради которой она будет произноситься. Сформулировав эту цель, вы должны постоянно помнить о ней — это облегчает дальнейшую работу над речью, поскольку вы будете подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели. Например,

- цель поздравительной речи — сказать человеку что-то доброе и приятное, в связи с чем вы будете использовать в речи комплименты, упоминать о положительных для этого человека обстоятельствах и, конечно, воздержитесь от критических замечаний или двусмысленных намеков;

- цель приветственной речи на открытии конференции — продемонстрировать радушие, гостеприимство, подчеркнуть важность мероприятия, приветствовать участников, вдохновить их на творческое общение, создать им оптимистическое настроение — в связи с этим можно, к примеру, упомянуть о том, что в конференции участвуют известные ученые, теоретики и практики, что ожидаются интересные доклады и сообщения, а в конце речи пожелать всем плодотворной работы;

- цель выступления на митинге, собрании, перед возмущенными чем-то людьми — успокоить и обнадежить их, значит, надо убедительно признать какие-то недочеты, в чем-то оправдаться, используя мягкие выражения, пообещать что-то реальное.

Следовательно, цель речи всегда должна соответствовать определенным обстоятельствам выступления. Отклонение от поставленной цели или ее изменение в ходе выступления будет способствовать возникновению у слушателей недоумения относительно ваших намерений.

Содержание речи — это информация, вводимая в нее: факты, доводы, рассуждения, объяснения, элементы рассказа о чем-либо, элементы описания. Эти составные элементы содержания речи должны быть включены в нее (полностью или частично) в количестве, достаточном для раскрытия темы. Однако следует соблюдать определенное количественное соотношение этих элементов. В частности, факты обязательно должны присутствовать в речи, иначе она станет голословной, а обсуждаемые положения или рассуждения оратора будут недостаточно понятны слушателям. Однако не рекомендуется перегружать речь многочисленными фактами, тем более однородными — это ослабляет внимание слушателей и вызывает их раздражение. Из обилия фактов выбирайте самые интересные, важные и доходчивые — то же можно сказать и об использовании доводов (аргументов) и других элементов содержания речи.

Приведем еще несколько рекомендаций относительно отбора и представления фактов:

- новые, неизвестные вашей аудитории факты будут восприниматься с большим интересом, чем известные;

- не злоупотребляйте статистическими данными — приводите только самые убедительные цифры;

- старайтесь включать в речь редкие, малодоступные для широких масс факты — можно приводить всем известные факты, но раскрывать их с неожиданной стороны, выявлять их особый, ранее не замечавшийся смысл, подчеркивать их неожиданную связь с другими явлениями. Например: «Во многих наших загсах регистрируют брак обычно в субботу. А знаете ли вы, что до революции браки в субботу не заключались, потому что это противоречит церковным правилам?»

Источники, из которых следует черпать факты для ораторской речи, аналогичны таковым для письменных произведений; интересные, уникальные факты, относящиеся к тому же непосредственно к сфере вашей производственной деятельности, собирайте в личные досье.

Принципиальное значение имеет удачная подача фактов. Можно пользоваться уже давно выработанными словесными формулами введения или комментирования фактов или изобрести собственные для придания оригинальности стилю речи. Так, сообщая убедительные и яркие факты, часто употребляют словесные формулы «Не буду голословным (чтобы не быть голословным), приведу некоторые факты…», «Факты говорят сами за себя (комментарии, как говорится, излишни)», сообщая малодоступные сведения — «Я думаю, не всем известно, что…», или «Готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянул в последние номера британских газет, и там меня поразило такое сообщение…» Важные, значительные факты нуждаются в подобной подаче, как драгоценные камни — в хорошем обрамлении.

Любая речь должна содержать аргументы, т.е. приемы убеждения. Убедить — это сделать так, чтобы человек согласился с вами. Заметьте, что это не то же самое, что «доказать»! Можно убедить, доказав что-либо, но можно убедить, не приводя строгих доказательств, а то и вовсе ничего не доказывая, что чаще всего характерно для ораторской практики. Строгие научные, многословные, сложные по содержанию доказательства в ораторской речи не применяются и даже противопоказаны ей, поскольку большинство людей не склонны или не могут воспринимать сложные доказательства и их внимание рассеивается. Учитывая это, целесообразно использовать не сложные логические доказательства, а краткие логико-психологические приемы убеждения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Аргументы к делу основаны на подлинных обстоятельствах дела, подтверждены фактами и практикой — например, такой-то человек не совершил такое-то преступление, потому что находился в это время в другом месте (алиби); или такой-то человек совершил преступление, потому что он, как некоторые слышали, договаривался с сообщником о его совершении. Это, разумеется, далеко не строгие доказательства, но для большинства людей весьма убедительные.

2. Аргументы к человеку часто используются ораторами. Такие аргументы не имеют прямого отношения к объективному рассмотрению дела, установлению истины, но призваны воздействовать на чувства слушателей, а следовательно, и на их дальнейшие действия, их отношение к происходящему. Оратор может воздействовать на чувство жалости, самолюбие слушателей и др., в результате чего они могут изменить свое отношение к рассматриваемому вопросу. Например, адвокат, будучи не в состоянии доказать невиновность подзащитного, стремится убедить судей в том, что ему нельзя выносить обвинительный приговор, поскольку тюрьма в современных условиях способствует лишь дальнейшей деградации личности, ссылаясь на предынфарктное состояние матери подсудимого, и т.д. — это может произвести определенный эффект, т.е. может быть вынесен приговор об условном наказании.

3. Аргументы к пользе побуждают людей отклониться от сути дела в целях защиты своих интересов, своей выгоды. Например, на собрании коллектива предприятия обсуждаются нерентабельность работы цеха и необходимость закупить новое оборудование, что в пять раз повысит объем выпускаемой продукции, однако кто-то поясняет, что это повлечет за собой сокращение половины работников цеха — в этом случае коллектив вряд ли примет положительное решение о закупке более совершенного оборудования.

4. Аргументы — ссылки на признанные авторитеты для многих очень убедительны и вполне заменяют доказательства. Услышав, что такого-то мнения придерживается известный ученый-экономист, многие слушатели, не разбирающиеся в рассматриваемом экономическом вопросе, поддержат его точку зрения; рекламируя вид косметики, достаточно сказать, что им пользуется знаменитая артистка, чтобы реклама была успешной, и т.п.

5. Аргументы — ссылки на здравый смысл рассчитаны на обыкновенный житейский опыт и не более того: «Вы утверждаете, что А избил Б, но этого не может быть, потому что А гораздо слабее физически»; или: «Вы говорите, что он много ворует и богат. А посмотрите, как он скромно живет, как бедно одевается! Разве богатый так живет?»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика отдельных письменных жанров | Б. О структуре (построении) речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.