Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. О фигурах речи




Характернейшей особенностью ораторской речи является частое употребление фигур речи, т.е. необычных построений высказываний или использования слов в их переносных значениях, в непривычных сочетаниях друг с другом, на что сразу обращает внимание аудитория. Этому научиться нетрудно.

Фигуры речи оживляют речь, делают ее более яркой, способствуют ее лучшему восприятию. И в поэзии, и в ораторстве встречаются подчас одни и те же фигуры речи, но в ораторстве преобладают фигуры речи, не типичные для других речевых сфер.

Количество фигур речи приближается к 200, однако не все они в настоящее время используются. Применительно к ораторскому искусству их насчитывается лишь несколько десятков, и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект она производит. Рассмотрим наиболее типичные фигуры речи.

1. Анафора повторение слова, словосочетания, ритмических и речевых конструкций в начале синтаксических периодов: «У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех»; «Говорят о соблюдении законов, говорят о нравственности и чести, говорят о необходимости воспитании молодежи, но чаще всего это все пустые слова». Анафора делает фразу более выразительной, способствует лучшему усвоению мысли. Сравните: «У нас есть опыт, достаточные средства, необходимые помещения…». Слово или понятие, которое повторяется в одном и том же высказывании несколько раз, привлекает к себе внимание, поэтому анафора широко применяется в реальных текстах. Использование анафоры не представляет труда — видимо, поэтому некоторые ораторы злоупотребляют анафорами. Речь, которая длится 10—12 мин, может содержать не более 2—3 анафор, в противном случае она становится банальной и вызывает отрицательную реакцию.

2. Градация (от лат. gradus — ступень, степень) — расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения: «Это живой, деятельный, стремительный человек»; «Проходили дни, месяцы, но все осталось по-прежнему»; «Для их компании одного нашего города маловато: им нужен весь наш район, вся область, вся страна!». В градациях используются чаще всего 3—4 слова во избежание снижения эффекта. Меньшее количество слов в градации может создать ощущение ее недостаточности.

3. Антитеза — это сопоставление резко отличных по смыслу слов или словосочетаний. Антитезы зачастую используются при описании жизненных контрастов: «Ложьрелигия рабов и хозяев, правда – Бог свободного человека» (М. Горький); «С одной стороны — жалкие трущобы, с другойроскошные особняки»; «Предложение этих товаров возрастает, но спрос на них падает». Особенно впечатляет каскад антитез. Антитезы нередко применяют в наиболее патетических местах речи.

4. Сравнение тоже хорошо известная и популярная фигура речи. К сожалению, зачастую употребляют банальные сравнения: орет как бешеный, бежали как угорелые, нужна как собаке пятая нога и т.п. Задача оратора — снабдить свою речь неожиданными, меткими сравнениями, например: «Мужчина в своих отношениях с женщиной похож на орангутанга, играющего на скрипке» (О. де Бальзак); «Человечество похоже на больного, которому кажется, что ему будет легче, если он перевернется на другой бок» (Э. Ренан). Включая сравнения в свою речь, не следует злоупотреблять союзом «как» (вместо «прекрасна, как принцесса» можно сказать «в ней есть что-то от принцессы»; «она напоминает принцессу»; «она прекрасней, чем тысяча принцесс»).

5. Аллюзия (от лат. alludere — намекать) — это соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения. Чаще всего цитируют выдающихся людей прошлого — мыслителей, писателей, политических деятелей, ученых. Целесообразно также вставлять в свою речь краткие цитаты из Евангелия, приводить народные пословицы. Цитаты должны быть краткими и произноситься за единый выдох. В них должна заключаться мудрость, оригинальность. Приводя цитату, следует использовать ее для развития собственных рассуждений. Например, высказывание М. Монтеня «Я не хочу казаться лучше, чем я есть на самом деле» можно продолжить: «Нам не надо казаться и хуже, чем мы есть на самом деле». Другие примеры аллюзии: «Как однажды выразился Себастьен Шамфор, один из деятелей французской революции, чтобы выносить жизнь в Париже, нужно каждое утро проглатывать гадюку. А что он сказал бы о нашей нынешней жизни?»; «Сделав кому-то добро, не огорчайтесь, не получив ничего в ответ. Как выразился Сенека, наградой за доброе дело служит свершение его». Если слушателям, по вашим предположениям, известен автор цитаты, то не надо его указывать. Если же вы подозреваете, что многие слушатели воспримут цитату как вашу собственную мысль, то лучше указать источник, освобождая себя при этом от ответственности за возможную неправильность или сомнительность высказывания. Кроме того, упоминание известного автора будет дополнительным аргументом в ваших рассуждениях. Злоупотреблять аллюзиями не следует: приводя множество чужих изречений, вы, конечно, блеснете начитанностью и образованностью, но зароните у слушателей сомнение относительно самостоятельности вашего мышления. Аллюзии должны подкреплять не мелкие факты и наблюдения или избитые истины, а ваши оригинальные суждения.

6. Парадокс — это мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при более внимательном рассмотрении — верное, по крайней мере, в каких-то условиях. Парадоксы очень украшают устную речь: «Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи» (А. Грибоедов); «Чем больше это изменяется, тем больше это остается тем же самым» (французский афоризм об изменениях, не затрагивающих существа дела: сменяются политические руководители, конституции, законы, происходят революции, но на самом деле все остается прежним). Используйте готовые парадоксы, если не можете сформулировать собственные. Парадокс должен быть доступен слушателям, поэтому иногда его надо слегка объяснить. Учитывайте уровень интеллекта ваших слушателей — ведь может так случиться, что, услышав что-нибудь вроде «Ум хорошо, а два хуже», они могут решить, что оратор несколько не в себе.

7. Антифразис — один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном контексте и с определенной интонацией: «Не брал я твою книгу. Очень она мне нужна!»; «Очень мне нужно тебя обманывать!» Можно придумать что-нибудь более оригинальное, например: «Я, право, в восхищении от современной молодежи! От ее бесконечного легкомыслия. От ее современных изящных танцев!»

8. Гипербола — это образное преувеличение, например: «Инфляция может достигнуть космических размеров: мы все будем ходить с миллиардами и триллионами рублей в кармане»; «Каждый из этих богачей каждый день сжирает по десять кило черной икры». Банальных гипербол тоже существует немало: «Не успели высохнуть чернила на договоре, как его уже стали нарушать» и т.п. Лучше использовать собственные, новые гиперболы.

9. Литота — стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении; ее еще называют обратной гиперболой. Благодаря несоответствию оценки и реальной ситуации происходит как бы усиление смысла и достигается положительный стилистический эффект: «За границу они поехать, конечно, не откажутся» (т.е. «с удовольствием поедут»); «Поверьте, я немного разбираюсь в этих делах» (в устах первоклассного специалиста в какой-то об­ласти).

10. Паралипсис (или претериция) — это притворное умалчивание, т.е. оратор делает вид, что опускает какие-то факты, обстоятельства, оценки, но все-таки говорит о них, например: «Я уж не буду говорить о нарушениях производственной дисциплины — нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях на работу и т.д.»; «Я мог бы еще многое сказать о нашем юбиляре — о его скромности, тактичности, его любви к людям, постоянной доброжелательности к окружающим, но стоит ли об этом говорить? Ведь это и так всем хорошо известно». Подобные построения могут содержать острую критику серьезных недостатков, причем слушатели будут убеждены, что оратор располагает большим фактическим материалом по данному вопросу, но по этическим причинам или из-за нехватки времени не хочет его подробно излагать. Паралипсис используется после обстоятельного анализа каких-то других явлений, подробного приведения фактов, как окончание характеристики рассматриваемого объекта.

11. Антиципация это предвосхищение, предвидение событий. Применительно к ораторской речи это формулирование возможных возражений слушателей и ответов на них. Создается впечатление объективности обсуждения проблемы, наглядного контакта оратора с аудиторией: «Я предвижу возражения…»; «Мне, конечно, могут возразить, что…»; «Можно подумать, что это неправильно, потому что…» (далее приводится опровержение возможных возражений слушателей, заранее продуманное оратором во время подготовки речи, а вовсе не по ходу ее). Например: «Вы можете не согласиться со мной в оценке уровня передач наших телевизионных каналов, возразить, что если бы этот уровень был столь низким, то количество телезрителей не было бы таким большим. Однако, во-первых, „на безрыбье и ракрыба”, а во-вторых, уровень многих телезрителей зачастую не выше уровня нынешних телепередач». Такая фигура речи не должна, однако, использоваться в одном выступлении больше двух раз во избежание монотонности и замедленного изложения мыслей.

12. Коммуникация — это общение индивидуумов, основанное на взаимопонимании. Оратор формулирует вопрос, как бы предлагая слушателям ответить на него, и через 2—3 секунды дает свой заранее подготовленный ответ. Например: «Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого, как сказал Козьма Прутков»; «Что такое дружба? Дружба в наше время, это, наверное, то же, что связи»; «Возникает вопрос: почему многие люди не соблюдают законы? Да потому, что не хотят, да и не могут их соблюдать». Эта фигура активизирует аудиторию, однако нельзя использовать ее несколько раз подряд, превращая речь в подобие лекции-беседы.

13. Апозиопеза — это риторический прием, больше известный под названием «фигура умолчания». Оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливается, предоставляя слушателям возможность самим сообразить, в чем дело. Например: «Все шло хорошо, уже была назначена свадьба, но…»; «Вы ставите естественный вопрос: почему мы не установили, как собирались, контакты с этим популярным банком? Я мог бы дать вам исчерпывающие и убедительные объяснения, но я хотел бы, чтобы вы поняли все без объяснений».

14. Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, который не требует ответа, зачастую выражающее какое-то чувство — возмущение, радость, удивление и др.: «Как можно спокойно смотреть на творящиеся вокруг безобразия?!»; «Где же тут логика?!»; «Воины-победители той страшной войныне с них ли нам нужно брать пример?!». Риторическим вопросом иногда целесообразно завершить какое-то рассуждение, перечисление фактов, доводов: «И вот, когда мы знаем все эти обстоятельства, спрашивается: будет ли хоть какой-нибудь прок от этого предлагаемого мероприятия?!».

15. Акцентирование внимания на каком-то понятии — простая, но эффектная (и эффективная) фигура речи. Какое-нибудь существительное в именительном падеже (или именное словосочетание) выносится вперед, и после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением: «Экономика… Сколько о ней произносится умных речей, сколько написано диссертаций, а она до сих пор пребывает в плачевном состоянии!»; «Наши дети… Никто не поручится за их будущее». Используя эту фигуру речи, оратор как бы акцентирует внимание слушателей на определенном предмете, предлагая им в течение небольшой паузы немного осмыслить, осознать его, а затем предлагает им собственные рассуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.