Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное право и бюджетные правоотношения




Бюджетное право – это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, порядок формирования и исполнения всех бюд­жетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществ­ляется в соответствии с бюджетными правоотношениями. Бюджетные правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, к которым относятся отноше­ния, возникающие между субъектами бюджетных правоотно­шений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и ис­полнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, конт­роля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государствен­ного и муниципального долга.

Конституция страны – основополагающий акт бюджет­ного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и мест­ных органов власти, которые сформулированы с учетом феде­ративного устройства государства.

В развитие основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специ­альные законодательные акты. В их числе следует отметить:

1. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РСФСР»;

2. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по форми­рованию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, авто­номных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»;

3. Федеральный закон «О финансовых основах местного са­моуправления»;

4. Бюджетный кодекс РФ.

В этих актах определены бюджетные права представитель­ных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспе­чивающие им создание финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответ­ствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению экономическими и социальными про­цессами.

Наиболее важным законодательным актом является Бюд­жетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функциониро­вания бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок ре­гулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации.

В сфере бюджетных отношений, помимо законов, на феде­ральном уровне действуют также Указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, нормативные правовые акты Министерства финансов России, которым принадлежит важ­ная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

В связи с распределением компетенции по правовому регу­лированию бюджетных отношений между органами власти разных уровней источниками бюджетного права, действующи­ми в пределах соответствующей территории, являются также нормативные правовые акты субъектов РФ (например, Закон Саратовской области от 6 февраля 1999 г. «О финансовых ос­новах местного самоуправления в Саратовской области», За­кон Республики Карелия от 21 июля 2001 г. «О бюджетном процессе в Республике Карелия») и органов местного самоуп­равления. Эти акты конкретизируют применительно к мест­ным особенностям установленные на федеральном уровне правила, но не должны противоречить последним.

Таким образом, система источников бюджетного права в Российской Федерации состоит из правовых актов трех уров­ней, что обусловлено федеральным государственным устрой­ством и действием принципов местного самоуправления. Вме­сте с тем названные источники имеют и разную форму в зави­симости от вида органов, принявших их.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.