Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские истоки фрейдизма




Фрейдизм как философское направление неклассической философии ХХ века

Библиографический список

1. Буржуазная философия ХХ века. М.: Изд-во политической литературы, 1974. 335 с.

2. Буржуазная философская антропология ХХ в. М.: Наука, 1986. 294 с.

3. Григорян Б.Т. Философская антропология / Б.Т. Григорян. М.: Мысль, 1982. 188 с.

4. Зотов А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. М., 2001.

5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. М.: Проспект, 1998. 432 с.

6. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. (от романтизма до наших дней. Джованни Реале и Дарио Антисери). Спб.: Тоо ТК «Петрополис», 1997. 880 с.

7. Блинников Л.В. Краткий словарь философов / Л.В. Блинников. М.: Наука, 1994. 286 с.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. М., 2000.

9. Мальвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века / Ю.К. Мальвиль. М.: Мысль, 1983. 247 с.

10. Проблема человека в Западной философии. М.: Прогресс, 1988. 544с.

11. Разум и экзистенция / под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

12. Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. М., 2000.

13. Сумерки богов. М.: Изд-во политической литературы, 1989. 398 с.

 

Одним из наиболее интересных событий в научной жизни на рубеже 19-20 столетий, безусловно, явилось учение австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Его представление о природе человека и сущности культуры поразило и всколыхнуло общественность. По широте влияния на общественные науки и по эффективности проникновения во все сферы искусства психоанализ не имеет себе равных. С. Цвейг, давший миру блестящую биографию этой величайшей фигуры современной науки, писал: «Зигмунд Фрейд….сделал человечество более сознательным; я говорю более сознательным, а не более счастливым. Он углубил картину мира для целого поколения, я говорю углубил, а не украсил……в задачу науки не входит убаюкивать вечномладенческое человеческое сердце всё новыми и новыми грёзами; её назначение в том, чтобы научить людей ходить по жёсткой нашей земле прямо и с поднятой головой».

Прежде, чем приступить к детальному анализу его учения следует сразу внести некоторую ясность относительно понятий психоанализ и фрейдизм. Фрейд был прежде всего по профессии врачом – психиатром и невропатологом. Созданное им новое направление в психологии и медицине получило название психоанализ. Однако значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины. Философское обобщение психоанализа - фрейдизм – стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии.

Большинство представленных в истории науки концепций, претендовавших на всеобъемлющее объяснение сущности человека и культуры, исходило из духовной природы человека и его духовного достоинства. Но мыслители, положившие начало иррационализму, задались вопросом: а не преувеличивает ли человек силы своего духа? Век великих открытий, в котором пришлось жить создателю психоанализа, возгордился своим разумом, культурой и избыточно оптимистически отнёсся к тяжёлой поступи цивилизации. Он рабски покорился интеллекту, загоняя вглубь и преследуя все проявления человеческой души, которые не укладывались в её рациональные схемы. Величайшие деятели науки и культуры того времени, за исключением немногих, не испытывали ни малейших сомнений, что образованный и цивилизованный человек должен разумом подавлять свои инстинкты. Проницательный ум Фрейда не мог не заметить, что эта цивилизация производит целыми сериями тип человека-неврастеника. Творческое прозрение его было таково, что преобразовало всю внутреннюю сферу человека, совершило переворот. Он со всем «садизмом правдивости», без всяких приукрас показал, насколько губительны наивные заблуждения относительно всемогущества разума. Говоря словами Цвейга, Фрейд «…прозревает…в невинном ребёнке – первобытного человека, в кругу мирной семьи – грозовую напряженность взаимоотношений отца и сына и в самых невинных снах – бурную игру крови». Более того, он вторгается в такие сферы, которые ранее полагались как результаты исключительно духовной деятельности, как область божественного присутствия. Его объяснение происхождения культуры и человека произвело эффект взорвавшейся бомбы среди безоблачного неба. Многие пытались вылепить образ Фрейда как интеллектуального чудовища, посягнувшего на святая святых – мир интимной жизни человека и саму религию и культуру в целом.

Фрейд, будучи врачом, исходит вовсе не из медицины. Безусловно, нельзя отрицать влияние медицинской проблематики на его творчество. Но как всякий гений он прозревал гораздо дальше, чем он сам мог это осмыслить. И как всякая гениальная мысль не возникает на пустом месте, но опирается на уже заложенный человечеством интеллектуальный фундамент, так и появление учения Фрейда оказалось подготовлено многовековой философской традицией. Многие исследователи фрейдовского творческого наследия сходятся во мнении, что на него оказала существенное влияние философия иррационализма в лице Шопенгауэра и Ницше. Воля, по Шопенгауэру и есть движущая сила всех процессов в мире и организме человека. Она – бессознательная основа жизни и проявляется как слепой, бессознательный жзненный порыв. Интеллект человека может лишь отчасти сдерживать её необузданные проявления.

Ницше утверждал, что все аффекты в человеке есть преломление той самой воли к власти, что, по его мнению, составляет незримую основу мироздания, доминанту всех стремлений человека. Это соответствует фрейдовской теории сублимации бессознательного в различные виды деятельности. Фрейд не мог оставить без внимания критику Ницше всей культуры в целом как уставшей, упадочной, духовно переутомившейся и требующей радикального обновления. Воля к разрушению, тесно связанная с волей к власти присущей человеку, должна смести все преграды и тем самым оздоровить загнивающую культуру. Это весьма схоже с фрейдовским представлением о наличии в психике агрессивных разрушительных тенденций. Кроме того, часто усматривают в ницшевском мифе о «вечном возвращении» прообраз будущего тезиса Фрейда о стремлении всего живого вернуться к своему изначальному состоянию, вплоть до состояния неорганического. Рассмотрение человека как существа иррационального, подверженного влиянию тёмных страстей характерно для представителей экзистенциализма, для философии Бергсона, Кроче и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.