Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения психоанализа

 

Основное ядро психоанализа его источниках и формах проявления в человеческой деятельности составляет учение о бессознательном. Поэтому для понимания фрейдовской концепции о сущности человека и культуры необходимо представить основные положения теории бессознательного. Конечно, о существовании бессознательного содержания человеческой психики знали и раньше, но это содержание сводилось к тому, что было сформировано в сознании, а потом вытеснено из него. Фрейду принадлежит открытие бессознательного как самостоятельной, независящей от сознания безличной инстанции человеческой души. Всё содержание психики человека он рассматривал как результат взаимодействия сознания и бессознательного, главную роль в котором отводится системе бессознательного. Бессознательное в ранний период развития учения Фрейда было чем-то необязательным, случайным в психике. Это – намеренно забытое неприятное переживание, которое вызывает психическое расстройство и может исчезнуть, если довести его до сознания больного. Этот метод разрядки подавленных импульсов и называется психоанализом в медицинском смысле слова.

Структура внутреннего мира человека и роль бессознательного в жизни представлены в работах, вышедших примерно в первой четверти ХХ столетия. Основные из них – «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному» и др.

Фрейд считал, что все душевные процессы по существу бессознательны, а сознательные процессы являются только отдельными проявлениями всей нашей душевной деятельности. Действия и желания человека детерминируются как внешними, так и внутренними раздражениями. Внутренние или инстинктивные выражают потребности организма человека. Инстинктивные влечения – это постоянная сила, действие которой длится до полного удовлетворения влечений. Отсюда Фрейд делает вывод, что именно влечения, а не воздействия внешнего мира являются движущей силой человеческой деятельности.

В бессознательном сосредоточены все первичные влечения, которые условно можно разделить на две группы: сексуальные желания, влечение к жизни или Эрос и влечение к смерти, которое будучи направленным вовне принимает разрушительный характер (Танатос). По Фрейду, сексуальные влечения присущи ребёнку уже с момента рождения и вначале тесно связаны с его естественными потребностями. Человек в младенческом состоянии руководствуется лишь принципом наслаждения и накапливает огромный запас сексуальных потенций.

Этот момент в учении Фрейда подвергался наибольшим нападкам со стороны учёной общественности. Психологическая наука того времени ревностно охраняла мораль, навязывая людям насильственное ограничение агрессивных и сексуальных тенденций. Стоя на страже христианской морали, боровшейся со всякими плотскими устремлениями, дофрейдовская психология порождала культурное лицемерие в отношении вопросов половой жизни. А все человеческие страсти рассматривались, по выражению Цвейга как «…бледные, немощные зарницы отгремевшей грозы, последние содрогания старого умирающего зверя». Фрейд показал, что сексуальное влечение составляет неотъемлемую часть человека, присущую всем без исключения с рождения. Её нельзя устранить, подавить, заставить исчезнуть. Самое большее, что человек в состоянии сделать – это переключить свои инстинкты в безопасное русло, а будучи подавляемы, они порождают беспокойство, болезнь, невроз и т.д.

Понятие «влечение к смерти» является более поздним. Фрейд ввёл его после первой мировой войны. При этом понятие сексуальных влечений чрезвычайно расширилось, включив в себя влечение к жизни, самосохранению. Учение о влечении к смерти – это новая гипотеза, призванная по-новому осветить природу влечений. Фрейд построил её на основе своих наблюдений над общественными явлениями, связанными с событиями мировой войны, и невротиками, в поведении которых он открыл навязчивое стремление к повторению ранее пережитых состояний и действий. Он вывел общее правило, что каждый организм стремится к возвращению в прежнее, неорганическое состояние. Применив это правило к учению о влечениях, Фрейд сделал вывод, что живому организму изначально присуще стремление к смерти – Танатос. Влечение к смерти толкает организмы к возвращению в прежнее состояние, разложение вплоть до неорганической субстанции, а Эрос стремится сохранить и продолжить жизнь. Вся жизнь человека происходит в условиях напряжённой, никогда не прекращающейся борьбы между этими полюсами. Стремление к войнам присуще человеку от рождения и поэтому не может рассматриваться только как переходный этап на пути становления цивилизованного человека. Новое в учении о влечениях привело к некоторому изменению представлений Фрейда о внутреннем мире человека.

В своей книге «Я и Оно» Фрейд вводит новую терминологию для обозначения психических систем человека. «Оно» стало обозначать примерно то же, что раньше понималось под бессознательным. Сознание стало носить обозначение «Я», а его роль значительно усложнилась. Если прежде бессознательное в значительной степени понималось как низменное, аморальное, а разумное и моральное совпадало с сознанием, то теперь Фрейд пришёл к выводу, что и в «Я» имеется область бессознательного, передаваемого по наследству. Он назвал её «Сверх-Я». Это только иллюзия, будто нашей жизнью управляет наше «Я». На самом деле главная роль принадлежит «оно» или бессознательному, которое имеет природное происхождение и является безличным. Именно оно составляет бессознательную основу нашей души, оно иррационально, вневременно. Сознание – это окно во внешний мир. Бессознательное отгорожено от него областью «Сверх-Я» или предсознательного. Область сознания Фрейд связывал в основном, с восприятием внешнего мира. Источником психической динамики являются желания бессознательного, стремящиеся к разрядке в виде действий. Для этого им нужно попасть в сознание, управляющее реализацией поведенческих актов. Это возможно лишь при посредничестве предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей. Фрейд настаивал на том, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность предсознательного – принципу реальности. Отсюда – неизбежность борьбы между «Я» и «Оно». Фрейд уподобляет человеческое сознание всаднику, управляющему превосходящей его по силе лошадью, каковой является бессознательное. Но проблема состоит в том, что «Я» не может своевольно управлять мощью бессознательного, черпающего свою силу из дикой природной стихии. Для этого существует особая психическая инстанция, помогающая нашему «Я» выжить в мире природы и общества. Эта инстанция и есть «Сверх-Я» или предсознательное. Его основу составляют нормы, образцы поведения, требования культуры, но оформленные в качестве бессознательной установки. Только таким образом, проникая в «Оно», в сферу бессознательного можно хотя бы отчасти овладеть его тёмными страстями.

Человек может выжить лишь потому, что разум и культура научились подчинять «Оно» своим важнейшим целям. В лобовом столкновении с дикими и необузданными инстинктами культура неизбежно проиграет, так как «Оно» подпитывается вечно неиссякающим источником природы. Но есть особый механизм, позволяющий направлять мощную энергию «Оно» в мирное, социально приемлемое русло». Это есть механизм сублимации, то есть использование энергии инстинктов не по прямому биологическому назначению, а в целях разума.

Как уже было отмечено выше, основным энергетическим источником деятельности человека является «Оно», в котором господствуют агрессивные и сексуальные влечения, обладающие высокой активностью и постоянно стремящиеся овладеть сознанием, чтобы получить возможность удовлетворить их. Но на своём пути они неизменно встречают противодействие со стороны «Сверх-Я», играющего роль строгого морального цензора и бдительного стража, охраняющего «Я» от социально неприемлемых и аморальных влечений. Проявляется «Сверх-Я» в безотчётном чувстве вины или внезапном пробуждении совести. Подчиняясь его требованиям, «Я» подавляет импульсы «Оно» и изгоняет их из сферы сознания. Но так как полностью подавить первичные влечения не удаётся, то возникают вторичные образования, которые являются компромиссными, окольными путями к удовольствию. Сюда относятся сновидения, описки, оговорки, остроты и, считает Фрейд, - произведения искусства.

Фрейд считает, что доминирующей системой в человеке является «Оно», а сознание – его продолжение, возникшее вследствие необходимости учёта требований реальности, но так и не вышедшее из его подчинения. Сознание оказывается замкнутым между двумя противоположными полюсами – природной стихией и требованиями культуры. Оба этих полюса представлены в структуре человеческой психики и ведут непрерывную борьбу за господство. Чем выше развита культура, тем более тяжёло давление, оказываемое ею на человека. Это обессиливает сознание и выводит человека из равновесия. В цивилизованном обществе с его многочисленными предписаниями и запретами против свободного проявления первичных влечений почти каждый человек является невротиком, то есть психически не вполне нормальным. Поэтому вся духовная жизнь человека и вся его деятельность характеризуется тщетным стремлением к тому утраченному состоянию, когда его влечения проявлялись свободно: регрессией к первобытному состоянию, к жизни по «принципу удовольствия».

Итак, «Сверх-Я» формируется в процессе социализации - компонент, представленный в личности теми требованиями социума, которые делают возможной совместную жизнь людей, движимых «Оно». Содержание «Сверх-Я» - законы, традиции, нормативы, запреты и т.д., все, что составляет моральные стандарты, принятые в данном обществе. Чем цивилизованнее общество, тем мощнее давление «Сверх-Я». Нужен компонент в структуре личности, который примирял бы «Сверх-Я» и «Оно», выбирая такой способ поведения, который по мере возможности не на­рушал бы моральных требований и не перекрывал бы полностью энергетический «источник» «Оно». Это и есть «Я». «Я» представляет собой центр личности, раздираемый извечным конфликтом и терпящий постоянное, невыносимое напряжение.

Если интенсивность потребности велика, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется «Я» с помощью механизмов защиты. Во фрейдовской концепции люди отличаются друг от друга тем, какой способ защиты (выхода из конфликта) характерен для их «Я». Причем механизмы защиты служат не достижению какой-либо внешней по отношению к человеку цели, а только лишь способствуют снятию мучительного напряжения и обретению душевного равновесия.

Примечательно, что за порогом сознания фрейдовской личности оказалось не только «Оно», но и собственно «Я», ускользающее от рефлексии.

Согласно концепции Фрейда, невозможно такое сосуществование личности и общества, которое с неизбежностью не порождало бы конфликта. Все дело в том, что выход из конфликта поможет быть невротическим или нормальным. Если человек относится к такому слою общества, в котором «сверх-Я» не является слишком «громоздким», невроз менее вероятен, и человек находит более простые способы удовлетворения влечений в меру меньшего количества усвоенных норм и запретов. Образование, «наращивающее» «Сверх-Я» и не ориентирующее личность на творческую деятельность, губительно. В любом случае нормальная или с отклонениями ми функционирующая энергетика человека - продукт его социализации в конкретном обществе.

Осмысление Фрейдом человека и культуры находится в тесной связи с предложенной им трёхчастной структурой психики. В основе его лежало убеждение в антагонизме природного и культурного начал в человеке. Причиной этого является культура с её идеалами, нормами, требованиями.

Фрейд считает, что психические феномены есть память о реальных событиях человеческой истории. Прежде, чем обратиться к прояснению вопроса об истоках и сущности культуры, необходимо рассмотреть само становление человека как существа разумного, преодолевающего в себе первобытного дикаря.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские истоки фрейдизма | Психоаналитическая концепция культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.