Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК)




Согласно уголовному закону (ч. 1) под превышением должностных полномочий пони­мается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых зако­ном интересов общества или государства.

Основным непосредственным являются ОО, обеспечи­вающие нормальное функционирование определенного звена систе­мы государственной или муниципальной службы.

В качестве дополнительного непосредственного объекта могут быть права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы обще­ства и государства. Кроме того, в ч. 3 ст. 286 УК дополнительным объ­ектом является здоровье граждан.

Объективная сторона (ч. 1 ст. 286 УК), состоит из следующих трех элементов:

1) совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;

2) наличие последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых зако­ном интересов общества или государства;

3) причинная связь между действиями должностного лица и на­ступлением указанных последствий.

Если при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему служебные пол­номочия, то при превышении должностных полномочий совершает действия, явно выходящие за пределы его должностной компетенции.

Такие действия могут относиться к полномочиям другого должност­ного лица или;

- могли быть совершены данным должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе либо ином нормативном правовом акте, или;

- относиться к разряду дейст­вий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах.

Объективная сторона связана с выходом за пределы предоставленных должностно­му лицу полномочий. В данном случае необходимо установить, какие именно полномочия были превы­шены и в чем выражалось их превышение.

Превышение должностных полномочий может выражаться в незаконном совершении таких действий, которые вправе осуществлять только другое должностное лицо. Например, участковый инспектор ми­лиции, выполняя обязанности дежурного по отделению милиции, применил административный штраф к лицу, виновному в админист­ративном правонарушении.

Между тем право применять административный арест в этом случае согласно ст. 23.3 КоАП принадлежит только начальникам или заместителям начальни­ков отделов или управлений внутренних дел. Участковый инспектор превысил свои должностные полномочия, незаконно используя при этом компетенцию вышестоящего должностного лица.

Распространенной формой превышения должностных полномочий является совершение должностным лицом действий, которые оно не вправе совершать ни при каких обстоя­тельствах. Речь идет, к примеру, о нанесении должностным лицом побоев подчиненным, умышленном унижении их чести и достоинст­ва, выраженном в неприличной форме, а также иных подобного рода действиях, даже если они совершаются должностным лицом в непра­вильно понимаемых им интересах государственной или муниципаль­ной службы.

Обязательными последствиями превышения должностных полно­мочий должно быть существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Между действиями должностного лица и наступившими последст­виями должно быть установлено наличие причинной связи.

Состав преступления - материальный, оно признается окончен­ным с момента наступления указанных в ч. 1 ст. 286 УК последствий.

Субъективная сторона характеризуется наличием прямого или косвенного умысла.

В отличие от ст. 285 УК, мотив не яв­ляется обязательным признаком субъективной стороны пре­ступления и, следовательно, не влияет на квалификацию преступного деяния. Тем не менее мотивы могут быть учтены судом при назначении наказания.

Субъект преступления (ч. 1), специ­альный: должностное лицо, не занимающее государственную долж­ность РФ или субъекта РФ либо должность главы органа местного самоуправления.

Квалифицирующими признаками (ч. 2) являются совершение превыше­ния должностных полномочий:

1) лицом, занимающим государственную должность РФ;

2) лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ;

3) главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 286 УК) - деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 296 УК, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия при превышении должностных полно­мочий в соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Су­да СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» понимается физи­ческое воздействие на потерпевшего путем причинения побоев, вре­да здоровью, физической боли, а также лишение его свободы.

Угроза применения насилия должностным лицом предполагает психическое воздействие на потерпевшего: запугивание его причине­нием физического насилия, лишением свободы и другими аналогич­ными методами.

Угроза должна восприниматься потерпевшим как вполне реальная, способная быть осуществленной при отказе выпол­нить незаконные требования должностного лица.

Под оружием, исходя из ФЗ «Об оружии», пони­маются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов (огнест­рельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие).

Специальные средства - это состоящие на вооружении органов ми­лиции, внутренних войск и иных государственных или муниципальных органов резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, специальные транспортные и иные технические средства поддержания обществен­ной безопасности, правопорядка, обеспечения личной безопасности го­сударственных или муниципальных служащих либо иных лиц.

Применение оружия или специальных средств выражается в их фактическом использовании должностным лицом для осуществления физического или психического воздействия на потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, физической боли, либо демонстрация их в качестве реальной угрозы, выстрелов в воздух и т.д.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 мар­та 1990 г. разъясняется, что при решении вопроса о наличии квалифи­цирующего признака - применении оружия - судьям следует исхо­дить из того, что такой вывод может быть сделан в случаях, когда по делу установлено фактическое использование оружия для физическо­го воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

Превышение должностных полномочий, сопряженное с убийст­вом либо причинением тяжкого вреда здоровью, должно квалифици­роваться по совокупности преступлений (ст. 286 УК и соответствую­щей статье, устанавливающей ответственность за убийство или при­чинение тяжкого вреда здоровью).

Причинение тяжких последствий при превышении должностных полномочий может выражаться в причинении по неосторожности смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, а также в останов­ке производственных процессов, крупных авариях, причинении осо­бо крупного материального ущерба и других подобного рода послед­ствиях, представляющих повышенную опасность для общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.