Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Русская культура XIX века




XIX век - это особый период в развитии России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. В XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.

В области просвещения основное внимание правительство обратило на подготовку педагогических кадров. Наряду с Московским университетом открыли Харьковский, Казанский, Петербургский университеты и др. В 1804 году был принят университетский устав, который был основан на принципах уважения к науке и свободы преподавания. Он предоставлял автономию университетским советам, которые стояли во главе всех средних и низших учебных заведений округа. При министерстве просвещения образовали комитет по руководству учебными заведениями. В стране создали шесть учебных округов. В стране действовали 42 гимназии и 405 уездных училищ.

В начале 1860-х годах стал выходить популярный журнал <Учитель>, появились Петербургское педагогическое общество (в котором работали педагоги В.И. Водовозов и К.Д. Ушинский), комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. К концу XIX века земские школы, находившиеся в ведении местных обществ, стали основным типом начальных учебных заведений в России.

Реформа средней школы привела в середине 60-х годов к созданию двух видов гимназий - классических и реальных, которые готовили учащихся к поступлению в высшие учебные заведения соответственно гуманитарного и естественнонаучного профиля. Благодаря ей за 20 лет (1864-1885) число учащихся гимназий увеличилось втрое - с 28 000 до 93 000.

В 1863 году Александр II утвердил новый университетский устав, предусматривавший автономию профессорской корпорации (выбор лекционных курсов, создание новых кафедр, присвоение ученых степеней), но подчинял студентов обязательному плану обучения (посещение лекций, переводные экзамены). Либеральный устав действовал до 1884 года, когда профессора университетов снова были вверены правительственному и чиновничьему контролю. За 20 лет (1864-1885) число студентов увеличилось втрое - с 4300 до почти 13 тыс. человек.

Уровень обучения и воспитания в университетах, институтах, гимназиях, училищах и школах вскоре приблизился к общеевропейским стандартам. Это позволило поднять образовательный уровень граждан, их самосознание и нравственные качества, сделать важный шаг в развитии науки, литературы, искусства, изменить к лучшему социально-политический и экономический уклады страны.

Во многом благодаря реформам в образовании ХIХ век завершил великую революцию - переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерах и светском этикете. Основу нового порядка составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Великая русская культура, которая явила миру Фонвизина и Державина, Радищева и Пушкина, Лермонтова и Чаадаева, Толстого и Тютчева, была уже дворянской.

Во второй половине XIX века наблюдался общий прогресс в области народного просвещения. Если в 1860 году грамотность населения в России составляла 6%, то в 1897 году - 21%. С 60-х годов до середины 90-х число учащихся в мужских средних учебных заведениях выросло в шесть раз и составило более 150 тыс. В женских гимназиях, институтах и епархиальных училищах обучалось 75 тыс. человек. Если в 50-е годы было 14 высших учебных заведений, то к концу века - 63. Во второй половине XIX века вузы России закончило около 30 тыс. студентов, из них 1500 женщин.

Рост образованности оказал большое влияние на развитие самосознания нации, понимание места России в мировом сообществе. В XVIII веке появилась <бессословная интеллигенция>, которая выступила носителем новой духовности, в основе которой лежала идея сохранения моральных устоев народа: высокой нравственности, коллективизма, взаимопомощи, любви к Отечеству и др.

Положительное влияние на общество оказали культурные контакты с другими странами. Война с Наполеоном оказалась своеобразным <окном в Европу> для образованной части русского офицерства, познакомившегося с бытом и культурными традициями европейских народов.

Не только побывавшие за рубежом перенимали быт и традиции западноевропейского общества и привносили их на русскую почву, общению с французской культурой помогало пребывание войск Наполеона в России. Проводниками западной культуры выступали пленные французы, которые оседали в России, женились, заводили частные школы, нанимались домашними учителями, становились предпринимателями, входили в состав российской знати и пополняли ряды интеллигенции. Русские воспринимали у иностранцев научные знания, учились ремеслу и торговле, перенимали административные навыки. В самой России появились иностранные учителя, влиятельные администраторы, переводчики и служащие коллегий.

В сфере философии и общественной мысли в середине ХIХ века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой - славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корням и к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России. Западники (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.) считали историю России частью общемирового исторического процесса. Они сотрудничали в журналах <Отечественные записки>, <Современник>, <Русский вестник>. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский и др.) выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Близки к славянофилам были В.И. Даль, А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский и др.

После крестьянской реформы 1861 года западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. И те, и другие выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати, критиковали недостатки самодержавия и выдвигали проекты реформирования государственного строя.

Значительную роль в духовном прогрессе общества играла печать. После вступления на престол (1801) Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностранных книг, разрешил частные типографии, свободный выезд за границу. В стране стали издаваться различные журналы. В середине ХIХ века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура - залог подъема письменной литературы. В рядах русской интеллигенции сразу же возросло число пишущих и читающих. В 1860 году количество периодических изданий достигло 230 наименований. Одновременно росли тиражи и число наименований книг. Только в 1860 году вышло 2085 книг. В 1890 году Россия становится третьей страной в мире (после Германии и Франции) по количеству издаваемой литературы.

В 1814 году в Петербургеоткрывается первая в России публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем, в 1862 году - крупнейшая библиотека при Румянцевском музее в Москве. Постоянно растет число научных, специальных, ведомственных, а также коммерческих библиотек. Появляются музеи различного профиля - исторические, естественнонаучные, мемориальные, художественные, краеведческие, промышленные, сельскохозяйственные. В 1856 году открывается художественная галерея П.М. и С.М. Третьяковых, которая приобрела общенациональное значение.

Больших успехов добилась русская наука. Мировую известность приобрели такие ученые, как Н.М. Пирогов (основоположник военно-полевой хирургии), Н.И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии), А.М. Бутлеров (создатель теории химического строения), И.М. Сеченов (основатель русской физиологической школы, автор работы <Рефлексы головного мозга>), Д.И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), К.А. Тимирязев (внес крупный вклад в учение о фотосинтезе), И.И. Мечников (один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии), К.Э. Циолковский (создал основополагающие труды по теории космонавтики и космических аппаратов) и многие другие. Разрабатываются фундаментальные вопросы общего языкознания (А.X. Востоков,И.И. Срезневский, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов и др). В XIX веке наша страна вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия российских ученых имели мировое значение.

Именно в ХIХ веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад в области литературы, если не считать ХХ столетие, которое вполне может поспорить с ним по обилию литературных талантов мирового класса: Н.М. Языков, В.А. Жуковский, Н.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко.

Величайшим достижением стало творчество
А.С. Пушкина
(1799-1837), который вошел в историю русской культуры как создатель литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина, историзм и острое чувство современности оказали могучее воздействие на писателей и художников разных поколений. Пушкин показал, что в первой половине XIX века в России не только создавалась мировая по своему значению литература, но и появился заметный слойчитающей публики. В 30-х годах в России насчитывалось более 100 книжных лавок. По свидетельству Пушкина, дворяне конца XVIII века, как правило, не читали книг и в лучшем случае пролистывали какую-нибудь газету, а в высшем свете и среди уездного дворянства первой половины XIX века чтение стало массовым явлением. Читательские интересы превращаются в важную характеристику личности.

Творческим преемником А.С. Пушкина был
М.Ю. Лермонтов
(1814-1841). Его творчеству свойственна романтическая направленность и глубокий психологический реализм. Вершиной лермонтовского творчества считается его роман <Герой нашего времени>.

Эпоху Пушкина именуют <золотым веком> русской поэзии. С его смертью в литературе господствует проза. <Золотой век> связывают с творчеством Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, АП. Чехова. В первое десятилетие ХХ века в русской литературе вновь доминирует поэзия.

Вторую четверть XIX века по праву называют <золотым веком> русской художественной литературы. Господствующим направлением становится критический реализм. Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями <высшей мысли>. Стремление к изображению <всех глубин души> человеческой неотделимо у Достоевского от тезиса о <неисследуемости> человеческой природы. Всемирную известность получили романы < Бедные люди > (1846), < Униженные и оскорбленные > (1861), < Игрок > (1866), < Преступление и наказание > (1866), < Идиот > (1868), < Бесы > (1871-1872), < Подросток > (1875), < Братья Карамазовы > (1879-1880).

Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828 - 1910) исследовал не только <текучесть> повседневного мира человека, моральные устои личности, но и глобальные социальные процессы, вовлекающие в свою орбиту целые страны и культуры. Таков всемирно известный роман-эпопея < Война и мир > (1869), воссоздающий жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года. В романе < Анна Каренина > (1877) автор рисует социальную анатомию светского общества и в нем видит причины нравственного разложения, толкающего людей на неправедный путь. Критике общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной Церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада <образованных классов> посвящены произведения Толстого: роман < Воскресение > (1899), повесть < Крейцерова соната > (1889), драмы < Живой труп > (1900) и < Власть тьмы > (1887).

Вместе с литературойразвивался и русский театр. В начале века на русской сцене шли произведения Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, В.А. Озерова и др. Важным событием в театральной жизни России было открытие в 1824 году Малого, в 1825 году - Большого, а в 1832 году- Александрийского театров. Заслуженным вниманием у зрителей пользовались актеры П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, А.С. Яковлев и др. Главная pаслуга в развитии актерского мастерства принадлежит М.С. Щепкину (1788-1863). Он утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения.

Вторая половина XIX веке стала переломной для русского театра. Впервые центральное место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского (1823-1886). Это была эпоха Островского. Почти тридцать лет ежегодно ставились новые пьесы. А.Н. Островский выступил как новатор-драматург и организатор театрального дела. В конце XIX века развивается театральное искусство К.С. Станиславского (1867-1938) и В.И. Немировича-Данченко (1858-1943).

В первой половине XIX века в русском искусстве разные стили и направления развивались параллельно, а не последовательно, как в других национальных школах. Однако господствующие позиции занимал классицизм. Наиболее яркими его представителями были К.П. Брюллов (1799-1852), О.А. Кипренский (1782-1836), А.А. Иванов (1806-1858). В области жанровой живописи работали В.А. Тропинин,А.Г. Венецианов, П.А. Федотов.

Во второй половине XIX века доминирует реализм. Споры вокруг <проклятых вопросов> русской жизни определили социальную направленность литературы и искусства. В это время завершается процесс формирования русской национальной школы в изобразительном искусстве. В 1870 году по инициативе И.Н. Крамского (1837-1887), Г.Г. Мясоедова (1834-1911), В.Г. Перова (1833-1882), Н.И. Ге (1831-1894) основывается < Товарищество передвижных художественных выставок >. Передвижники сказали новое слово во всех жанрах живописи: в исторической и бытовой картине, в портрете и пейзаже. Они жили интересами современности, остро чувствовали, как в России после отмены крепостного права <все переворотилось и только укладывается>.

В 1878 году в <Товарищество> вступил художник, которого Стасов назвал < Самсоном русской живописи > - И.Е. Репин (1844-1930). Его работы стали высшим достижением русской бытовой и исторической и портретной живописи XIX века. Среди его наиболее известных работ числится картина < Бурлаки на Волге >, созданная на основе многочисленных натурных этюдов во время путешествия по Волге.

Наряду с Репиным, в 80-е годы лучшие свои произведения создал
В.И. Суриков
(1848-1916). В монументальных полотнах (< Утро стрелецкой казни >, < Меншиков в Березове >, < Боярыня Морозова >), посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, он раскрыл героические стороны русского характера. В 70-80-е годы жанровые композиции А.И. Корзухина, В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова, Ф.С. Журавлева, В.Е. Маковского, К.А. Савицкого, Н.А. Ярошенко воссоздавали правдивую картину жизни крестьянства и городских низов своего времени. Одним из самым значительных художников, писавших в жанре социального реализма, был В.Г. Перов (1833-1882). Его картины (<Монастырская трапеза> и др.) обличали пороки <власть имущих>, вынося на суд зрителя неприглядные стороны быта духовенства и помещиков.

Большое место в искусстве второй половины XIX века занимает реалистический пейзаж. Широко известны поэтически тонкие, проникнутые лирическим очарованием пейзажи А.К. Саврасова и Ф.А. Васильева. Тщательному изучению и отображению облика северного леса посвятил всю свою жизнь И.И. Шишкин. Кисти В.Д. Поленова принадлежит много исторических и бытовых композиций и пейзажей. В.В.Верещагин создал серию бытовых и батальных композиций, рассказывающих о буднях войны.

IV. «Серебряный век» в русском искусстве

В 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название <серебряный век>. За короткий отрезок времени - рубеж ХIХ-ХХ веков - в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.

Как и в пору <золотого>, пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Горький, М.М. Пришвин.

На небосклоне русской изящно вспыхнули десятки звезд первой величины - от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н.С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой. Писатели и поэты <Серебряного века>, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления - эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели <серебряного века> по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, - искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору.

В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Символисты объединились вокруг журналов < Северный вестник >, < Мир искусства >, < Новый путь >, < Весы >, < Золотое руно >. К старшемупоколению русских символистов принадлежали Д.С. Мережковский. З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб,к младшему - А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.

Вторым крупным течением в русской поэзии начала ХХ в. был акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Его представители (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к <идеальному>, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии <естества>), точному значению слова. Трибуной акмеизма стали журналы < Аполлон >, < Цех поэтов >.

Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников,
В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский
). Отрицая традиционную культуру, они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) и языковое экспериментирование (<слова на свободе> или <заумь>).

Важную роль культурного центра играло творческое объединение поэтов-символистов и художников <Мир искусства> (1898-1924), созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Деятельность этого объединения, протекавшая под лозунгом <искусство для искусства>, дала толчок дальнейшему развитию художественной журналистики, выставочной деятельности, станковой живописи, декоративному и прикладному искусству, художественной критике. Члены объединения были желанными участниками ведущих европейских выставок. В выставочной деятельности объединения <Мир искусства> активное участие принимали выдающиеся художники ХХ столетия: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, С.В. Чехонин, Д.И. Митрохини др. С редакцией журнала <Мир искусства> сотрудничали Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов. С мирискусниками были связаны дружескими и деловыми отношениями многие видные поэты начала XX века - А. Белый, А.А. Блок, М.А. Кузмин, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов,К. Д. Бальмонт. Поддерживались контакты с деятелями театра и музыки Станиславским, Стравинским, Фокиным, Нижинским.

Начало ХХ века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы, совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. Наиболее значительным и самобытным выразителем тенденций символизма и модерна в русской живописи являлся М.А. Врубель (1856-1910). Он расписывал храмы, писал панно для интерьеров зданий, оформлял спектакли, создавал архитектурные проекты. Сюжеты многих картин Врубеля откровенно фантастичны. <Мифологичность> Врубеля, решительность вымысла были чертами нового искусства.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. В начале ХХ века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции современной живописи. Теперь уже для того чтобы познакомиться с творчеством Пикассо и Матисса, приходится ехать в Россию, а не только в Лондон, Париж или Мадрид.

В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение архитектурного сооружения <изнутри наружу>, перетекание пространства из одного интерьера в другой, живописная композиция, отрицающая симметрию.

В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Благодаря трудам В.С. Соловьева (1853-1900) широкая публика начала проявлять интерес к религии, метафизическому и этическому идеализму, идее нации и вообще духовным ценностям. В.С. Соловьев проповедовал утопический идеал всемирной теократии, развивал идеи христианского платонизма. Он оказал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов. Под влиянием В. Соловьева в России накануне 1917 году возникла школа религиозных мыслителей, прежде всего это П. Флоренский и С. Булгаков, постепенно развивавшие собственные теории.

Значение культуры <серебрянного века> для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.